Курсовая работа: Культура речи и средства эффективного общения

Содержание

Введение

1. Теоретический анализ проблемы культуры речи и общения

1.1 Становление культуры речи как науки

1.2 Понятие общения, его структура, компоненты, функции

2. Методы и средства эффективного общения

2.1 Грамотность речи как средство эффективного общения

2.2 Виды, принципы и техники эффективного общения

Заключение

Список литературы


Введение

Актуальность исследования обусловлена важнейшей задачей воспитания современной функциональной культуры речи овладения умениями и навыками анализа сложных ситуаций общения. На этой базе соответствующие продуктивные умения и навыки могут приобретаться самовоспитанием в естественной речевой практике.

Развитие общения способствует более глубокому познанию окружающего мира, налаживанию коммуникативных контактов, развитию мышления. Чем шире круг общения, тем шире возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения слюдьми.

Все психические свойства и качества личность приобретает лишь в общении с окружающими. Овладение речью и общением - сложный и длительный процесс.

Жизнь человека и его развитие невозможно представить вне взаимодействия с другими людьми. Общение является одним из определяющих условий развития растущего человека в личность: ни отдельный человек, ни общество в целом не могут жить в изоляции.

В связи с этим, цель исследования: теоретически обосновать понятие культуры речи и средства эффективного общения.

Объект исследования – культура речи.

Предмет исследования: средства эффективного общения.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1. Выявить сущность и содержание понятия культура речи.

2. Выявить сущность, компоненты и функции общения.

3. Выявить средства эффективного общения.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


1. Теоретический анализ проблемы культуры речи и общения

1.1 Становление культуры речи как науки

Культура речи – сравнительно новая дисциплина в области обучения русскому языку как иностранному.

Учение о речевой культуре зародилось в Древней Греции и Древнем Риме – в теории и практике ораторского искусства. В России его оригинально осмыслил и развил на материале общественной словесности М.В. Ломоносов. «Риторика» Кошанского, одного из лицейских наставников А.С. Пушкина, была ограниченной, но не была бесполезной. Острые и болезненные критические удары В.Г. Белинского расшатывали теоретические устои риторик первой половины XIX столетия. Однако не угасал в обществе, в среде передовых литераторов, юристов и ученных, интерес к тому, что было принято называть красноречием. Место риторики заняла стилистика, включавшая и элементы постепенно вызревавшей в недрах филологии XX века культуры речи как научной дисциплины.

В XX веке В.И. Чернышов, Л.В. Щерба, Г.О. Винокур, Б.Д. Томашевский, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов и их многочисленные ученики постепенно, все полнее и шире осмысливали совокупность явлений, обозначаемую термином «культура речи», или «речевая культура». Этот термин прочно вошёл в науку и жизнь. Наметилось и размежевание этого термина, говорящее о признании новой области знания, задачей которой оказывается изучение культуры речи как совокупности её реальных свойств и особенностей.

Признание новой лингвистической дисциплины нашло выражение не только в ряде статей и сборников, программе высшей и средней школы, но и в узаконивающих терминологию словарях. Так, в «Справочнике лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой о термине «культура речи» читаем:

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 263
Бесплатно скачать Курсовая работа: Культура речи и средства эффективного общения