Курсовая работа: Ликвидация и реорганизация предприятия на примере ОАО "Пензаэнерго"
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА В УСЛОВИЯХ ЛИКВИДАЦИИ И РЕОРГАНИЗАЦИИ.................................. 4
1.1.Особенности аудита в условиях ликвидации и реорганизации организаций 4
1.2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в условиях ликвидации и реорганизации............................................................................................ 15
1.3.Оценка аудитором способности экономического субъекта продолжать свою деятельность.................................................................................................. 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЛИКВИДАЦИИ И РЕОРГАНИЗАЦИИ В ОАО «ПЕНЗЭНЕРГО» 22
2.1. Экономическая характеристика ОАО «Пензаэнерго»......................... 22
2.2. Планирование аудиторской проверки в условиях реорганизации.... 25
2.3. Порядок проведения аудиторской проверки бухгалтерской отчетности при реорганизации в форме выделения.............................................................. 27
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЕЁ РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................. 36
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................ 38
ВВЕДЕНИЕ
В связи с введением института банкротства особое значение в последнее время уделяется проблеме аудита в условиях ликвидации и реорганизации.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды современных отечественных ученых и специалистов в области бухгалтерского учета, контроля и анализа среди которых А.П.Бархатов, П.С.Безруких, О.В.Ефимова, Н.П.Кондраков, В.Д. Новодворский, В.Ф.Палий, В.И.Подольский.
Построение бухгалтерского учета часто осложняется утратой в организациях-банкротах первичных документов, регистров бухгалтерского учета, ведением учета в предликвидационный период с нарушением норм действующего законодательства. В этих условиях приобретает огромное значение совершенствование информационного обеспечения ликвидационных процедур, что повышает эффективность арбитражного управления, позволяет грамотно реагировать на фундаментальные положения бухгалтерского и налогового законодательства. Именно поэтому актуальность проблемы разработки методологии и методики ведения учета при ликвидации организации столь велика. Важность ее связана еще и с тем, что эта тема не получила необходимого отражения в научной, методической и учебной литературе.
Цель работы заключается в изучении теоретико-методологических аспектов аудиторской проверки в условиях ликвидации и реорганизации организации. Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1) изучить методику проведения аудита в условиях ликвидации и реорганизации;
2) исследовать экономическую и правовую сущность аудита в условиях ликвидации и реорганизации.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА В УСЛОВИЯХ ЛИКВИДАЦИИ И РЕОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Особенности аудита в условиях ликвидации и реорганизации организаций
Понятие "ликвидация" можно рассматривать как несостоятельность, то есть отсутствие средств у физического или юридического лица и отказ в связи с этим платить по своим долговым обязательствам, и как цивилизованную процедуру ликвидации организации, продажи ее имущества и расчетов с кредиторами.
В системе гражданско-правовых отношений несостоятельность (банкротство) - один из способов ликвидации организации, то есть прекращения существования юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемника к другим лицам (рис. 1),
|
применяемый в случае, если стоимость имущества ликвидируемого хозяйствующего субъекта недостаточна для удовлетворения требований всех кредиторов.
Банкротство юридического лица и ликвидация предприятия-банкрота - понятия не тождественные. Для таких объектов как завод, магазин, промышленное или сервисное предприятие процедуры банкротства означают смену собственника имеющегося комплекса недвижимости и оборудования и ликвидацию старого юридического лица. В этом случае новая организация, приобретшая имущество, не имеет плохой кредитной истории.
Осуществление бухгалтерского учета и аудита в организациях в состоянии, близком к банкротству, имеет ряд специфических особенностей, вызванных чрезвычайностью ситуации. Характер этой ситуации определен Федеральным законом от 26.10.02 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве).
Организация не может утверждать, что у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке. Об этом организация обязана объявить в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший хозяйственный год. Указанное допущение оценивается аудитором, который обязан информировать пользователей бухгалтерской отчетности о возможной ликвидации организации или сокращении ее деятельности.
Ограничено в таких случаях применение принципа последовательности применения учетной политики. На разных стадиях банкротства - этапах предупреждения, наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления - она может быть различной. Специфику имеет применение и других общепринятых принципов и допущений в бухгалтерском учете и аудите. На заключительных стадиях банкротства во многом теряет свое первоначальное значение принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Он означает, что факты хозяйственной деятельности должны относиться к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Когда наступает время банкротства, решающим является время поступления или выплаты денежных средств и погашения соответствующих долговых обязательств. Доходы и расходы признаются и отражаются в бухгалтерском учете на основе денежных потоков, а не относительно фактов совершения сделки. Сделок на заключительной стадии банкротства обычно не бывает.
Имущественная обособленность в принципе означает, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации, равно как от активов и обязательств других учреждений. В современных условиях во многих организациях, особенно в хозяйственных обществах и товариществах, имущество часто находится в личном пользовании учредителей, участников или работников либо принадлежит другой организации (например, при аренде помещений и других основных средств). При возникновении предбанкротного состояния собственники обычно пытаются "спасти" часть имущества от принудительного изъятия за долги. Бухгалтерия на стадии конкретного производства и арбитражного управления должна воспрепятствовать этому, организовав обособленный учет имущества организации, находящегося в личном пользовании, в разрезе конкретных материально ответственных лиц. Важнейшей задачей аудитора является проверка наличия сохранности активов проверяемого объекта на всех стадиях банкротства. Здесь он выступает как гарант законности произведенных сделок с имуществом должника, которое в случае признания факта банкротства должно поступить в возмещение долговых обязательств перед кредиторами.
Требование осмотрительности (осторожности) в бухгалтерском учете обычно означает большую готовность к признанию расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов. Одним из условий реализации данного принципа на практике является отражение в бухгалтерском учете прибыли только после совершения хозяйственных операций, а убытка - с момента возникновения предположения о возможности его появления. Полная реализация этого принципа организацией в состоянии банкротства может привести к искусственному увеличению величины убытков, а следовательно, к уменьшению возмещения обязательств перед кредиторами. Для таких организаций практически не реализуема возможность создания специальных резервов, в том числе и по сомнительным долгам. В то же время принцип осмотрительности должен играть большую роль на стадии предупреждения банкротства (отказ от сомнительных сделок, попыток умышленного банкротства организацией и т.п.). Проверить, насколько соблюдался этот принцип и не было ли при этом попытки ущемления интересов собственников и кредиторов, должен аудитор.
В условиях близкого банкротства изменяются и требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете, к ее составу и методам получения. Общепринятым считается правило, согласно которому информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть надежной и сравнимой. Особенности требований, определяющих полезность информации, формируемой в бухгалтерском учете для внутренних пользователей, устанавливает руководство организации.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--