Курсовая работа: Манипулятивные технологии в политической рекламе и пропаганде

Существует большое количество определений пропаганды, множество понятий связанных с ней. Объясняется это тем, что пропаганда – средство, которым можно притворить в жизнь те или иные цели. В самом общем смысле пропаганда это ознакомление широких масс с чем-либо с целью распространения чего-либо[1] . Говоря более конкретно, это система деятельности, направленная на распространение знаний, художественных ценностей и другой информации с целью формирования определённых взглядов, представлений, эмоциональных состояний, а также оказания влияния на поведение людей в обществе.

Доктор Йозеф Геббельс, признанный классик тоталитарной пропаганды, дал ей такое определение: «Пропаганда - это инструмент политики и сила для контроля над обществом. Задачей пропаганды является всесторонний охват человеческой деятельности таким образом, чтобы окружение отдельной личности поглотилось мировоззрением нацистского движения»[2] . Рейхсминистр говорил и о базовых принципах ведения пропаганды: «Секрет пропаганды в том, чтобы внедрить идеи в сознание людей, внедрить незаметно для них самих. Разумеется, у пропаганды есть цель, но эта цель должна быть так умело замаскирована, чтобы люди, на которых она воздействует, ничего не заметили»[3] . Уже двумя этими цитатами можно легко охарактеризовать пропаганду, проводившуюся на территории фашистской Германии и нацистскую спецпропаганду, транслировавшуюся на иностранные государства.

Актуальность темы:

В современном мире идёт непрекращающаяся борьба за рынки сбыта, источники энергоносителей и расширение сферы политического влияния. На этой арене сталкиваются интересы государств, корпораций и в конечном итоге – отдельных личностей. В этом противоборстве пропаганда является важным инструментом, а зачастую и эффективным оружием для достижения преследуемых целей. Поэтому, изучение опыта ведения пропаганды в нацистской Германии в преддверии и во время Второй мировой войны, то есть во время, когда она была наиболее востребована и стала, по существу, предметом жизненной необходимости, является актуальным.

Степень изученности проблемы:

В настоящее время методика пропаганды этого периода изучена недостаточно. В общедоступной литературе не представлены работы, полно систематизирующие всё многообразие форм воздействия свойственных пропаганде того времени. Имеются лишь отдельные примеры использования приёмов геббельсовской пропаганды, как иллюстративный материал, помещённый в современные исследования, посвящённые смежной тематике. [3, 7, 10]

Предмет исследования:

В работе изучаются манипулятивные технологии нацистской политической пропаганды, а также на конкретных примерах определяется эффективность их влияния на целевые аудитории.

Объект исследования:

Рассматривается эволюция сознания немецкого общества в условиях жёсткого воздействия нацистской пропаганды от либерализма Веймарской республики до агрессивного национализма Третьего рейха в предвоенные годы.

Новизна исследования:

В настоящее время сложились наиболее благоприятные условия для проведения подобных исследований: над исследователем не довлеет груз излишней идеологизированности, на изучение многих тем снято строгое табу, существовавшее в прежние годы. И, к счастью, ещё живы свидетели событий тех лет, сохранившие ясный ум и готовые предоставить достоверную информацию. Наконец, данное исследование всецело посвящено теме нацистской пропаганды, в отличие от предшествующих работ, где она была второстепенной.

Цель исследования:

Изучение методов пропаганды, проводившейся в фашистской Германии периода 1919 – 1945 годов, их анализ с целью использования технических приёмов в современных рекламных и PR технологиях.

Задачи исследования:

Для достижения поставленных целей был подобран материал по теме исследования, а также сделан контент-анализ выбранных источников.

Гипотеза исследования:

Возможно, что некоторые эффективные технические приёмы пропаганды исследуемого периода целесообразно интегрировать в современные технологии рекламы и PR.

Основные используемые источники:

Для данной работы были выбраны источники, изданные непосредственно в исследуемый временной период и материалы, вышедшие в последние годы, в которых отражён современный взгляд на интересующую тематику. К ним следует отнести: «библию» национал-социализма «Mein Kamf», книгу Е. Брамштедте «Йозеф Геббельс. Мефистофель усмехается из прошлого», а также личные архивы автора.

Методы исследования:

Основным методом данного исследования является контент-анализ различных источников, содержащих информацию по теме работы.

Апробация исследования:

Материалы, составившие данную работу, докладывались на семинарских занятиях в РУДН в период 2005 – 2007 годов, а также на Первой научно-практической конференции ИМЭБ РУДН «Рекламный вектор 2007: проблемы глобализации».

Глава 1.

Маленький злой гений. Он [Геббельс] умел так убедительно преподнести, по сути, убогие идеи, что в них стала фанатично верить целая нация.

Антон Емельянов

Средства воздействия нацистской идеологии на немецкое общество.

Согласно нацистской концепции Гляйхшалтунг (Gleichschaltung), все сферы жизнедеятельности германского общества были подчинены интересам национал-социалистического режима. Сущность пропаганды в этих условиях была сформулирована Геббельсом в следующей форме: «Пропаганда - это инструмент политики и сила для контроля над обществом. Задачей пропаганды является всесторонний охват человеческой деятельности таким образом, чтобы окружение отдельной личности поглотилось мировоззрением нацистского движения»[4] . Именно он превратил политические митинги и собрания в пышные зрелищные мероприятия, карнавалы с музыкой, флагами и парадами, которые внедряли в сознание людей мысль о том, что Гитлер является сверхчеловеком, мессией, призванным спасти Германию. Из-под пера Геббельса вышло множество лозунгов, растиражированных по всей стране: «Адольф Гитлер - это победа!», «Один Народ, одна Страна, один Фюрер!», «Во всём виноваты евреи!», «При слове «культура» мне хочется схватиться за пистолет!» и т. д.

Задачей Геббельса было держать народ в состоянии постоянного нервного возбуждения, и в этом он весьма преуспел. Рейхсминистр пропаганды подчинил своей власти все сферы идеологического воздействия на сознание масс - прессу, радиовещание, литературу, музыку, кинематографию, театр, изобразительное искусство. Под его началом работало около тысячи официальных пропагандистов.

Пресса

Еще до своего прихода к власти Гитлер рассматривал прессу как одно из самых мощных орудий в борьбе за установление в Германии нацистского режима и личной диктатуры. Став канцлером, он объявил прессу Третьего рейха объектом политики гляйхшалтунг. Все оппозиционные нацистскому режиму издания были запрещены. Закон о прессе, принятый 4 октября 1933, объявлял по сути «этническую чистку» журналистики. Из газет изгонялись либерально настроенные лица, а также редакторы и журналисты еврейского происхождения. Оставшиеся обязаны были пройти проверку на «расовую чистоту» и доказать с целью получения разрешения на работу, что они не состоят в браке с евреями. От них требовалась лояльность по отношению к нацистскому режиму.

Важным шагом нацистских властей стала экспроприация газет и журналов, принадлежавших евреям. На владельцев-евреев было оказано давление с целью вынудить их продать свои издания. В случае отказа их газеты запрещались на несколько дней, затем недель, до тех пор, пока они не оказывались на грани разорения. Издательский дом Улльштейна, владельца-еврея, был куплен нацистским издательством Эхер ферлаг. Среди газет, приобретенных Максом Аманом, была знаменитая, основанная еще в 1703, либеральная газета «Фоссише цайтунг». «Берлинер тагеблат» удалось продержаться до 1937. Поскольку министерство иностранных дел Германии было заинтересовано в том, чтобы оказать влияние на мировое общественное мнение и представить нацистский режим в выгодном свете, Геббельс разрешил сохранить некоторую независимость широко известной в мире газете «Франкфуртер цайтунг». Однако весь персонал еврейского происхождения был из газеты уволен[5] .

Оказавшись под монопольным нацистским контролем, многие газеты при отсутствии конкуренции поначалу процветали. Приобретенная НСДАП в первые годы нацистского движения «Фёлькишер беобахтер» стала наиболее значительной официальной газетой в Третьем рейхе. Ее возглавлял главный теоретик национал-социализма Альфред Розенберг. Она выходила в Мюнхене как утренняя ежедневная газета и распространялась по всей стране огромными тиражами. Качество ее материалов значительно уступало уровню журналистики, достигнутому в период Веймарской республики. В Берлине Геббельс начал издавать собственную газету «Ангриф». Паразитируя на высокой репутации прежней германской прессы за рубежом, Геббельс сохранял название, структуру и общий внешний вид некоторых старых газет. В то же время он тщательно следил за тем, чтобы их содержание неукоснительно соответствовало национал-социалистической политической линии. Редактором старейшей берлинской газеты «Бёрзен цайтунг» («Биржевая газета») он назначил личного советника Гитлера по экономическим и финансовым вопросам Вальтера Функа. Геббельс осуществлял неусыпный контроль над более чем 3600 газетами и сотнями журналов Германии. Каждое утро он принимал редакторов ежедневных берлинских газет и корреспондентов отделов новостей из других городов и давал им четкие указания, чему уделять внимание в новостях сегодняшнего дня. Аналогичные указания он отправлял телеграфом или почтой в небольшие газеты в провинции. Геббельс требовал от журналистов действовать строго в соответствии с партийной линией и, прежде всего, никогда не подвергать сомнению слово фюрера. От них ожидали восхваления Гитлера и демонстрации сочувственного отношения к членам партийного руководства, указанных министерством пропаганды. Посредником между ведомством Геббельса и прессой стал опытный журналист и радиокомментатор Ханс Фриче, назначенный в 1937 начальником Германской пресс-службы.

Особую заинтересованность Геббельс проявлял в отношении иностранных корреспондентов, работавших в Берлине. С целью создать благоприятный образ нацистского режима в зарубежной прессе он не останавливался перед прямым или завуалированным подкупом: выделял иностранным корреспондентам роскошные квартиры, автомобили, щедро угощал их во время приемов, устраивал увеселительные и экскурсионные поездки.

Большинство немецкого населения не испытывало интереса к невыразительным нацистским средствами массовой информации. В период с 1933 по 1937 число газет сократилось с 3607 до 2671. Официальные газеты, такие как «Фёлькишер беобахтер» или «Ангриф», несмотря на солидную финансовую поддержку, также теряли читателей, очень скоро понявших, что в Третьем рейхе не существует независимой прессы[6] .

Радиовещание

Вскоре после прихода Гитлера к власти, он предоставил министру народного просвещения и пропаганды доктору Геббельсу полный контроль за работой немецких радиостанций. Заявив о том, что устное слово оказывает на население более сильное воздействие, чем печатное, Геббельс выбрал радиовещание в качестве основного орудия нацистской пропаганды. «То, чем была пресса в девятнадцатом веке, радиовещание станет в двадцатом», - говорил Геббельс.

В период Веймарской республики, как почти во всей Европе, германское радиовещание было государственным. В марте 1933 Геббельс переподчинил национальное радиовещание, переведя его из Главного почтового управления в ведение министерства пропаганды. С этого момента и до конца Третьего рейха работа германских радиостанций до мельчайших деталей контролировалась лично Геббельсом и его аппаратом. Во главе Имперской радиопалаты, вошедшей в состав министерства пропаганды на правах управления, он поставил Эужена Хадамовского. 16 августа 1933 Хадамовский издал распоряжение, в котором говорилось: «Мы, национал-социалисты, обязаны проявить достаточно динамизма и энтузиазма, чтобы молниеносно завоевать Германию и остальной мир. Партайгеноссе доктор Геббельс поручил мне 13 июля 1933 очистить германское радиовещание от влияния противников нашего дела. Теперь я могу сообщить, что эта работа проведена полностью»[7] .

День и ночь радиостанции Германии восхваляли фюрера, преподнося его как национальное достояние, пример нацистского образа жизни, необычайного патриотизма и национализма, рассказывали про величайшие задачи, стоящие перед немцами. Каждый владелец радиоприемника был обязан платить за него ежемесячно в качестве пошлины 2 рейхсмарки, которые шли на нужды министерства пропаганды[8] . Германское радиовещание также служило инструментом пропаганды на зарубежные страны. Заботой Геббельса стало произвести благоприятное впечатление от нацистского режима на иностранного слушателя. В 1933 им была утверждена пятилетняя программа вещания на заграницу. На коротких волнах из Берлина, Дрездена и Мюнхена велись радиотрансляции оперных спектаклей, передавались симфонические концерты из Лейпцига. В эти передачи искусно вплеталась нацистская пропаганда. Вещание на зарубежные страны осуществляли специально созданные радиостанции: на Эльзас-Лотарингию работала радиостанция во Франкфурте-на-Майне, на Бельгию вещали из Кёльна, на Данию из Гамбурга и Бремена, на Чехословакию из Бреслау и Глейвица, на Австрию из Мюнхена. Радиовещание на остальные страны велось круглосуточно на двенадцати языках из громадной радиостудии в Зезене.

После начала Второй мировой войны ведомство Геббельса столкнулось с серьезными проблемами, связанными с радио. Многие немцы, которым изрядно надоела нудная нацистская пропаганда и вечно искаженные новости, предпочитали слушать английское или советское радио, чтобы узнать подлинную картину происходящих событий. Прослушивание зарубежных радиостанций считалось изменой и строго наказывалось: лишь за первый год войны свыше 1500 немцев были отправлены в концлагеря, тюрьмы или на исправительные работы[9] . В 1942 бывший шеф управления печати министерства пропаганды Ханс Фриче был отозван с Восточного фронта, чтобы возглавить отдел радиовещания. «Радиовещание должно достичь каждого, или оно не достигнет никого», - говорил Фриче.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 179
Бесплатно скачать Курсовая работа: Манипулятивные технологии в политической рекламе и пропаганде