Курсовая работа: Манипулятивные технологии в СМИ
Курсовая работа
Студентки 3 курса
Газизовой Александры Азатовны
Научный руководитель:
Горина Е.В.
Екатеринбург
2010
Оглавление:
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1.1 Понятие «образ» с литературной и масс-медийной точек зрения……………………………………………………………………………..6
1.2 Манипуляция общественным сознанием: определение и манипулятивные технологии……………………………………………………8
1.3Манипулятивные технологии………………………………………………………………………10
1.4 Клишированное представление об исламском мире. Мусульманин глазами европейца………………………………………………………………15
Глава 2. Анализ опубликованных материалов. Исламофобия в журналистских текстах…………………………………………………………………….……..18
2.1 Исламофобия ультраправых…………………………………………..……19
2.2 Новостные ленты. Создание картины мусульманского мира…………………………………………………………………..…24
2.3 Исламофобия в качественных СМИ……………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...31
Введение
Взаимоотношения с исламским миром в российской истории знали много векторов, и среди них — культурное и социальное освоение, государственная политика толерантности и приобщения мусульманских народов к общероссийской цивилизации, научный и творческий интерес к достижениям исламской культуры. Но картина исторического взаимодействия народов, культур и вер на евразийском пространстве империи всегда была сложна и многообразна, что не могло не проявиться в противоречивости взаимоотношений России с мусульманством.
Естественно, во многом наше отношение к предмету ли, явлению ли, социальной ли группе, с которыми мы не сталкиваемся каждый день, определяют СМИ, которые выстраивают тот или иной образ предмета, явления или социальной группы в сознании аудитории.
В конце прошлого - начале нынешнего столетия российские СМИ способствовали религиозному возрождению, пробуждали интерес к религии. Они формировали «новых верующих», поддерживали соблюдение ими обрядов и укрепляли складывавшуюся религиозную идентичность. Государство поощряло подъем православия и допускало исламское возрождение.
Одновременно с 1990-х годов в СМИ начинает «вырисовываться» негативный образ ислама.
В прессе и на телеэкране реальные трудности в отношениях с мусульманским миром стали быстро трансформироваться в «исламскую страшилку». Исламский фактор гиперболизировался, война в Чечне в середине 1990-х часто определялась как «конфликт цивилизаций». Искажались основные понятия ислама (в особенности джихад), а идеология экстремизма -- сознательно или в силу неведения -- экстраполировалась на всю мусульманскую традицию. Большинство связанных с исламом и мусульманами публикаций привязывалось к войнам, терактам, конфликтам. Достаточно вспомнить такие заголовки журнальных либо газетных статей, как «Исламские волки убивают русских солдат», «Деньги для диктатуры шариата», «Зеленая чума», «Хиджаб замедленного действия», «Шахидкам с бомбами везде у нас дорога», «Чеченские шлюхи взрывают Москву».[1]
Сайд-Магомед Баширов в своем исследовании, посвященном роли СМИ в совершенствовании межнациональных отношений, приводит некоторые выдержки из публикаций центральных газет, не нуждающиеся в комментариях. Например, "Их религия – война" ("Известия") или "пора признать, что уже 20 лет все цивилизованное человечество ведет войну с исламом" ("Московские новости")[2]
Можно привести, наверное, тысячи цитат из СМИ, создающих искаженные представления об исламе, отождествляющих ислам с идеологией и практикой экстремизма. По горькому замечанию журналистки Надежды Кеворковой, «нашим экспертам все ясно: приезжие -- грязь, террорист -- исламский, таджики -- наркокурьеры, интернационал -- мусульманский, война -- цивилизаций».
СМИ крайне редко дают не связанную с политическим контекстом или вопросом «борьбы цивилизаций» информацию об обыкновенном исламе. Кроме того, можно часто столкнуться с элементарным невежеством в отношении истории и специфики мусульманской религии. В СМИ по-прежнему встречаются и «мусульманская церковь», что тождественно «христианской мечети», и «исламский бог любви» (?!), и употребление термина «шафииты» (один из толков суннитского ислама) вместо «шииты». Исламская тематика проникла и в кроссворды, где она представлена такими вопросами, как, например, «бестселлер мусульман» (видимо, Коран) или «религия, которую считают наиболее воинственной.
Следует особо подчеркнуть, что, несмотря на то, что лидеры боевиков активно используют религиозную терминологию в своей пропаганде ("джихад", "газават", "путь шахида" и др.), их идеологическая система не имеет ничего общего с догматами ислама, по природе своей она гораздо ближе к программам ультраправых партий.
Необходимость в объективной и правдивой, а не только в негативной информации возрастает, ведь любая “фобия”, в том числе и “исламофобия” – это болезнь, поддающаяся лечению именно качественным информационным потоком. Казалось бы, в этих условиях СМИ должны были бы взять на себя основную роль по созданию сбалансированного видения мусульманства в обществе. Однако ислам остается для них почти terra incognita. Между тем такого рода вакуум всегда имеет тенденцию заполняться некомпетентными, примитивно-апологетическими или, напротив, провокационными, исламофобскими материалами.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть механизмы, с помощью которых в печатных и Интернет - СМИ создается образ врага –мусульманина и растущей мусульманской уммы в целом как некоего, по выражению одного из праворадикальных общественных деятелей, “злокачественного образования на теле России”.
Глава 1.1 Понятие «образ» с литературной и масс-медийной точек зрения.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--