Курсовая работа: Маргинальный слой в российском обществе
1.2 Основания маргинализации
1.3 Маргинальность и социальная мобильность
2. Маргинальный слой в российском обществе
2.1 Бедность и маргинализация населения
2.2 Маргинальность и преступность
2.3 Новые маргинальные группы в российском обществе
3. Пути решения проблемы маргинальности в России
Заключение
Список литературы
Введение
Повсюду в современном мире происходит все расширяющееся и углубляющееся взаимодействие культур, обусловленное взаимодействием обществ. Размываются и уничтожаются этнические границы, происходит деформация культур, следствием которой оказывается маргинальный человек, принадлежащий одновременно двум культурам и не принадлежащий целиком ни той, ни другой. Современное общество переживает "переходное" состояние. Для такого состояния характерна переоценка традиционных ценностей. В процессе смены ценностей и норм в обществе формируются нетрадиционные общественные явления и процессы, в частности - маргинализация общества. Исследование феномена маргинальности, как общественного явления переходного периода представляется особенно актуальными для России. Огромное количество людей являются маргинальными личностями. Это мигранты, те, кто быстро приобрел тот или иной социальный статус, дети от смешанных браков, лица, обращенный в новую религию. В обществе, где существует много субкультур, практически каждый член некоторых из них будет маргиналом в других субкультурах. Маргинализация признается широкомасштабным процессом, с одной стороны, приводящим к тяжелым последствиям для больших масс людей, потерявших прежний статус и уровень жизни, с другой, ресурсом формирования новых отношений. Цель данной работы: рассмотреть маргиналов как социальную группу. Задачи данной работы: дать определение понятию маргинал и маргинальность; рассмотреть категории лиц, относящихся к маргиналам; проследить эволюцию понятия маргинальности в истории социологии; выделить основания маргинализации; рассмотреть бедность и маргинализацию населения; раскрыть взаимосвязь маргинальности и преступности; охарактеризовать новые маргинальные группы в российском обществе.
1. Проблема маргинальности в современной социологии
1.1 Эволюция понятия маргинальности в истории социологии
Концепция маргинальности сыграла важную роль в социологической мысли, однако до сих пор в определении содержания понятия маргинальности имеется немало трудностей. Во-первых, в практике использования самого термина сложилось несколько дисциплинарных подходов (в социологии, социальной психологии, культурологии, политологии и экономике), что придает самому понятию достаточно общий, междисциплинарный характер. Во-вторых, в процессе уточнения, развития понятия утвердилось несколько значений, относящихся к различным типам маргинальности. В-третьих, нечеткость понятия делает сложным измерение самого явления, его анализ в социальных процессах. В то же время достаточно распространенное и подчас произвольное употребление термина приводит к необходимости уточнения его содержания, систематизации различных подходов и аспектов его использования. С этой целью попытаемся рассмотреть историю термина, подходы его использования, характеристики разных типов маргинальности в том виде, в каком они сложились в западной социологии [1, c. 7].
- ???????????????????, ??????????????, ????????????? ????-?????? ???????? ?????????;- ????????????, ???????????, ?????????? ??????????;- ???????????????, ?????????????, ??????????????, ????????????;- ????????????????, ????????;- ?????????? "????????? ???????????", ??????????? ??????????????, ??????????????? ?????????????;????????????? ???????? ???????? ??? ????????????? "????????????? ????????" ? ???????????? ?????????? ??????????? ???? ????????, ???????????? ? ????????? ??????, ??? ????????? ??????? ?????????? ??????. ?????? ???????????, ?????????????, ??? ? ?????? ?? ??? ????????? ?????????? ?????????, ??? ???? ????????? ?????????? ? ???????????????, ???????????? ??????? ?????????-????????????????? ?????????????? [10, c. 25].??? ?? ?????, ?????? ????????????? ?????????? ????????? ? ??????????? ????????? ????? ??????? ??????????????, ??????????? ? ?????????? ??????????? ? ???????????, ?????????? ????? ?? ?????????? ??????????????? ???????.???????? ????????? ??????????????, ???? ??????? ???????? ?????????? ???, ????? ?????????? ????????? ????????, ??????? ????????? ??? "?? ?????? ?????? ????? ? ???????... ?? ????? ???????? ? ??????????? ? ??????" (????? ? ???????? - ?????????? ???? ? ?????????? ? ????? ???????? ????? ? ?.?.). ???? ???????? ?????????, ??????? ?????????? ????? ????????, ? ??????? ???????? ???? ?? ???????? ???????????????? ? ????? ????????? ??? ???????????? ????????, ?? ????? ?? ??????????? ????????? (????????, ??????? ???????, ??????). ??????? ??????????????, ???????????? ? ????? ??????? ??????, ??????????, ????? ?????? ?? ??? ????????? ? ????? ???????????????? ? ????????????? ????????. ????, ? ????? ????? ? ????????? ? ???????????? ?????????? ??????????, ??? ?????????? ????????? ? ?????????? ??????????? ????? ????????? ???? ???????? ?????????????? ??? ?????? ????? ?????? [1, c. 9-10].? ????? ????? ???? ?????????????? ??????????? ? ??????????? ????????? ??? ?????????? ????? ?? ??????? ???????????? ??????. ? ?????? ????????????? ??????? "?? ??????? ?????????? ?????????", ??????????????? ???????? ?????????????? ? ???????? ??????, ?????????? ?????? ??????????? ???????????, ??? ? ???????????? ????????? ????? ?????????, "?? ??????????? ? ???????????????? ????????, ?? ??????????? ???????????? ???????, ?? ?????????? ?????????? ???????? ? ???????????? ?? ?? ????????, ??????? ???? ?????????? ? ????? ???????????? ????????????, ???? ??????????????? ?? ???????????? ?????? - ?? ??? ???????????? ???????????? - ??????? ????????". ???????, ?????????? ? ????????? ???? ????? ?????????, ?????? ? ???????? ??????????? ?????????? ????????. ??? ??????? ? ?????????????? ?????????, ???????, ???????????, ???????????????? ?????????.- ?????????? - ?????????????? ??? ?????? ????????????? ????????: ???????????????, ????????????? ? ?.?. ???????????? ?????.- ???????????? ???????????? ? ??????????????? ? ???????? ?????????? ?????????, ? ??????? ????????? ??????? ? ??????????? ???????????, ????????? ? ??????-??????????? ??????????, ???????? ???? ? ?????????????? ? ???????????? ?????????? "?????????" (?? ????????? ? ????????? ????????) ?????????? ?????;????? ???????? ????? ?????? ??. ?. ???????. ??? ???????? ?, ???????, ??????????? ????????? ????????????? ??????? ? ???????.?????????? ?????????????? - ? ?? ???????????? ??????????? ????????? ? ????????? ?????-?????????? ????????? ? ???????????. ? ?????? ????? ???? ?????????????? - ??????????????? ?????? ????????? ???? ???????, ? ??????? ????????? ???????, ??????????? ??????? ?????????? ???????????????, ???????????????? ??????? ? ????. ???????????? ???????? ?????????? ?????????????? ???? ?????????? ? ???? [5, c. 172].??????????, ??????????: ??? ?????? ??????? ????????????? ???????????? ???????? ?? ????????? ? ?????? ????????????, ??? ?????? ??????? ????????????????????? (????????, ??? ???? ???????, ??? ?????? ?? ???????? ??-?????????? ????????????? ??????, ?????? ??? ??? ????? ???? "???????? ?????" ? ?????, ?? ?????????????? ??????????? ? ?? ?????????? ????????????).??????????? ?????????????: ??? ?????? ?????????????? ????????????? ???????? ? ????? ?????????????? ????????, ??? ????? ??????? ??????? ?????????????????????. ??? ??????, ????? ????????, ??????? ????????? ? ???? ?????????, ????? ?????????? ??????????????, ?????? ???? ??? ?????????????? ???? ???????????? ? ??????. ??????? ???????? ???????. ???? ?? ?????????? ????????????? ????????????? ? ?????? ?????????. ???? ?? ????????????? - ????? ?????????? ????????????? ? ??? ??? ???? ??????? ????? ???????? ?????????? ??????????, ???????? ??????????????. ?????? ????? ?????? - ??????? ????????????? ????? ????? ??????????? ?????? ??????????, ??? ????????.???? ?? ???????????, ??????????? ? 90-? ????, ???????????? ?????????????? ??????????? ?? ??????? ? ????????? ?????????. ????? ????????: ?????????????? ? ??????? "???????? ????"; ???????????? ?????????, ??????????????? ??????; ?????????????? ??? ?????????? ???????.??????????? ???????? ? ???????????? ?????????????? ? ????????? ?? ???????? ?? ?????? ???????????? ?????????? ?????????? ?????????? ???????????????? ? ??? ????, ??????? ?????? ??????? ? ??? ???????????.??????????? ?????????? ???????????????? ????? ?????? ???? ?????????? ? ????? ? ?????????? ??????? "??????????????", ??????? ??? ???? ????? ?????????? ?? ????????? ?????, ???????????????? ? ??????? ???????, ??????? ???? ????????????? ??????? [1, c. 7].??????? ? ???????? ?????????????? ??????? ?????????? ? ???? ???????????, ????? ????????? ???????? ???????? ???????? ?? ?? ??????????? ???????????? ?????. ??????????? ???????????? ???????? ?????????????? ? ??????? ???????? ?????? ??????????? ?????? ????? ? ???????? ??????????? ???????????? ??????? ???????????? ? ?????????????????? ?????????, ???????????? ??? ??????????? ??????-??????????? ?????????. ? ????? ? ???? ????????? ???????? ?????? ? ??????????? ?????? ? ?????????? ???????????? ????????? ? ???????? ??????, ????????? ? ?????????????? ??????.???????? ???? ???? ?????????????? ?????????? ? ???????????-???????????????? ?????????? ? ??????? ?. ?????????, ?????????????? ? ????? 80-? ?????. ??? ???????? ??????????? ?????? ??? ????????????. ????????? ???????? ????????? ??????????????????? ??????????, ?????? ????????????? "????????????" (?????????, ??????????? ?????). ????????? ?????????????? - ???????? ???????? ??????????? ? ???????????? "?????????" ????????? ????????????? ????????, ?????????? ???????????? ???????? ? ?????????? ???????????????? ??????? (??????? ????? ???????? "?????????? ?????????"). ???????? ????????? ???????? ???????? ? ???????????? ? ??????????????? ???????????? ????, ??????? ?. ???????? ????????????? ? "???????", ??????, ?????????. ??????? ?????????????? ?? ??????????? ????? ????? ???????????? ??? ??????? ???????????????, ?????? ? ???????? "?????????-???????????????? ?????" (?. ???????? ???????? ??? ?????? ???????????????). ????? ???????, ?????????? ?????????? ?????? ? ?????? ?????????-????????? ??????? ????? ?????? ?? ?????????????, ? ?????????-??????????????? ?????? - ?????????? ????????????????? ??????? ?????, ???????? ?????, ?????? ????????????????. ?? ????? ???????? ????????????? ?????? ????????????? ????????????? ? ????????? ???????? ??????????. ????????? ???????? ??????????????? ??????????? ???????? ? ??????????? ????????????? ???????, ?????????????? ? ?????? ???????, ???????? ???? ??????????? [9, c. 105].?????? ????????? ??????????? ??????????, ??????????? ?????????? ?????????? ??? ? 1993 ????, ???????? ?????????? ????? ???????? ? ?????? ???????????? ?????, ???????????? ? ?????????? ????? ????????. ???? ?? ??? - ????????? ???????? ??????????? ????? (??????: ??????????? ? ??????, ????????????, ? ?.?. ??????? ??????, ????? ????, ???????, ????????, ???). ?????????: ? ???? ?????? ??????????? ???????????? ?????????????? ????????? ?????, ?. ?. ????????? ????? ???? ????? ????? ??? ??????? ??????????? ???????????, ??? ? ??????? [1, c. 10].??? ????? ????????? ???????????? ???????????? ???????? ??? ???????????? ??????, ???????????? ??????? ?? ????????? ?????????????? ? ??????. ? ???????? ??????? ????? ??????? ?????????? ?.?. ???????, ?.?. ??????.??????? ???????? ??? ??????????? ???, ? ??????? ????? ??????? ????????? ?????????????? ? ????????????? ????? ????????? ??????????????. ??? ???? ??????????? ? ????????????, ????????????????? ?????????????? ?.?. ??????? ? ?.?. ??????-?????????. ???????????? ????? ????? ???? ????? ?????????? ? ??????????? ???????????? "??????????? ????????" - ?????????-????????, ??????????????? ?. ????????? [1, c. 11-12].Подводя итог многообразию современных взглядов на проблему, можно сделать следующие выводы. В начале 90-х годов явно растет пристальный интерес к этой проблематике. При этом сказались и отношение к ней как к теории, свойственной именно западной социологии, и публицистическая традиция. Тем не менее, констатация этого явления в нашем обществе, его специфические черты и масштабы, определяемые уникальностью ситуации "революционного перехода", определили потребность более четкого определения его параметров, теоретических подходов к его исследованию.
Ко второй половине 90-х годов складываются основные черты отечественной модели концепции маргинальности. Маргинализация признается широкомасштабным процессом, с одной стороны, приводящим к тяжелым последствиям для больших масс людей, потерявших прежний статус и уровень жизни, с другой, ресурсом формирования новых отношений. При этом процесс этот должен быть объектом социальной политики на разных уровнях, имеющей различное содержание в отношении различных групп маргинализированного населения.
1.2 Основания маргинализации
Всякая человеческая деятельность подвергается хабитуализации (опривычиванию), которая способствует уменьшению различных выборов человека, избавляет его от необходимости определять каждую ситуацию зановоhttp://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Margin/_05.php - _ftn3#_ftn3 . Таким образом, человеческая деятельность до известной степени автоматизируется, часто повторяющиеся действия становятся образцами. Наиболее важная часть хабитуализации человеческой деятельности сопряжена с процессом институционализации. Она имеет место везде, где осуществляется взаимная типизация опривыченных действий.
Для понимания маргинальности особенно важно то, что типизация относится не только к действиям, но и к деятелям в рамках институтов. "Институт исходит из того, что действия типа Х должны совершаться деятелями типа Х"http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Margin/_05.php - _ftn6#_ftn6 .
На этом основан феномен "белой вороны" в любой общности. Это перекликается с концепцией "принятия девиантной идентичности" Э. Хьюз. "Большинство статусов имеют одну ведущую черту, которая служит для различения тех, кто принадлежит этому статусу, и тех, кто не принадлежит" http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Margin/_05.php - _ftn7#_ftn7. Таковой, к примеру, является сертификат врача. Кроме того, от того или иного статуса обычно неформально ожидается ряд "вспомогательных" черт, таких как принадлежность к классу, вероисповеданию, расе и полу. Вероятно предположить, что индивид, не обладающий какими-то из вспомогательных черт, окажется "маргиналом", не соответствующим общим ожиданиям. Опять же, в отличие от девиантных характеристик, которые могут привести к официальному лишению статуса врача (нарушение этики, совершение преступления), в обозначенной культуре "маргинальными" будут врачи женщины или афроамериканцы. Они будут "маргиналами" до тех пор, пока не произойдет переопределения ситуации, в результате которого будет расширен или видоизменен список вспомогательных черт того или иного статуса [1, c. 80].
Другим примером несоответствия группе ее вспомогательным характеристикам является маргинальный статус "новых бедных ученых" в современной России. При наличии формально-квалификационных признаков (высшее образование, занятость в научных центрах, публикации) эта группа потеряла такие важные вспомогательные черты, характерные для нее ранее, как доход и престиж. Не перестав быть учеными, эта группа оказалась маргинальной.
Маргинальность как нетипичность рассматривается в социологии инвалидностиhttp://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Margin/_05.php - _ftn8#_ftn8 . В этом случае нетипичными оказываются либо внешность, либо поведение человека, не вписывающиеся в заданные стандарты. При том, что люди с нетипичной внешностью и поведением, опять же, не представляют угрозы для социума, доминирующая культура стремится оградить себя от Иного, непонятного. Как известно, "уродству" и "юродивости" разные культуры приписывали магический смысл, где нетипичность являлась либо "черной меткой", либо "богоизбранностью". Сегодня средства массовой информации транслируют позиции здорового большинства, которые не оставляют легитимной ниши людям с ограниченными возможностями, продуцируют их социальное исключение, придавая этим людям в лучшем случае бенефициарный статус. Предубеждения и негативные стереотипы основываются на традиции ограждения "приличных", "нормальных" людей от контактов с нетипичностью [1, c. 81-82].
Типизирование ситуации в большинстве случаев биографически детерминировано, зависит от наличного запаса знаний, определенным образом систематизированного накопленного опыта http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Margin/_05.php - _ftn9#_ftn9 . Если в нашем арсенале достаточно знаний для определения ситуации, мы определяем ее "естественным порядком", как несомненно данную. Сложность опять-таки возникает в маргинальной, нестандартной, ситуации, которую мы не можем определить "автоматически" и исход которой нам неизвестен и потому потенциально опасен. "Маргинальным" определяется то, чего недостает в предыдущем опыте общества. Это относится как к индивидам и группам, которых мы, исходя из наличного запаса знаний, не можем типизировать, так и к ситуациям, для поведения в которых недостает предыдущего опыта. Это происходит, когда человек сталкивается с нетипичной формой типичных явлений либо вообще с принципиально новой ситуацией. В первом случае биографический опыт еще может помочь, предоставив типичные способы реакции на "типичные аномалии", в то время как во втором он бесполезен, а иногда вреден. Именно эта особенность социально-экономической ситуации в современной России дает основания для утверждений о "всеобщей маргинализации" в стране, поскольку в ней больше "не работают" прежние, исторически сложившиеся определения и модели поведения, "опыт отцов" [1, c. 85].
Итак, в рассматриваемом контексте маргинальность - это то, что не поддается определению, типизации. Она характеризует явления или группы (индивидов), для которых не предусмотрено места в существующих институтах. В отличие от девиации, они еще не представляют прямой угрозы обществу, но представляются непредсказуемыми и потому являются фактором беспокойства. Поэтому общество стремится либо возвратить эти группы "в нормальное состояние", либо изолировать их.
1.3 Маргинальность и социальная мобильность
Несмотря на то, что проблематика маргинальности пришла в социологию именно в связи с исследованием миграции и проблем, возникающих у человека в новой средеhttp://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Margin/_04.php - _ftn1#_ftn1, объединения концепций маргинальности и мобильности не произошло. Можно говорить только о пересечении двух традиций, которое носит, в основном, инструментальный характер. Например, концепция мобильности привлекается в исследованиях маргинальности для уточнения эмпирических границ этого явленияhttp://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Margin/_04.php - _ftn2#_ftn2.
В исследованиях маргинальности одна из важнейших проблем эмпирическая фиксация этого феномена, решается с привлечением традиций исследования мобильности, когда мы диагностируем состояние маргинальности по факту перехода в другую (чаще всего, "окраинную") социальную группу. Одного факта перехода недостаточно. Возникает целый ряд вопросов при любом ли социальном перемещении возникает состояние маргинальности? Какие дополнительные индикаторы помогают нам его фиксировать?
Возникновение массовой социальной мобильности связано с процессами модернизации и активизация мобильности происходит через разрушение представлений о неизменности иерархии неравенства, формирование достижительских ценностейhttp://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Margin/_04.php - _ftn3#_ftn3. Сегодня же мировоззренческие ориентиры меняются, карьера, продвижение наверх перестает восприниматься как безусловная ценность. Следовательно, возникает вопрос об изучении мобильности на микроуровне, исследовании самого момента перехода, его "движущих силах" и субъективной значимости. И в этом анализе может быть полезна концепция маргинальности [1, c. 110].
Маргинальность:
С первого взгляда представляется, что концепция мобильности согласуется со структурным пониманием маргинальности, поскольку именно в рамках этого подхода отрабатывается связь маргинализации с процессами, происходящими в социальной структуре. Однако, в действительности, такое решение оказывается непродуктивным. В рамках структурного подхода, прежде всего, рассматриваются группы, которые в результате структурных преобразований перемещаются к периферийным областям социальной структуры.
Культурный подход, определяющий маргинальность как состояние групп людей или личностей, поставленных на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Margin/_04.php - _ftn4#_ftn4, представляется более адекватным, поскольку акцентирует внимание на общности ситуации для индивидов и сущностных характеристиках этой ситуации. Ситуация маргинальности возникает на основе противоречия систем ценностей двух культур, в которых участвует индивид, и проявляется в двусмысленности, неопределенности статуса и роли [4, c. 156].
По классификации маргинальности, предложенной Дж.Б.Манчиниhttp://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Margin/_04.php - _ftn5#_ftn5, можно говорить о сущностной и процессуальной маргинальности, различие между которыми статичность или динамичность маргинальной позиции.
Социальная мобильность:
Наиболее общее определение социальной мобильности перемещение индивида в социальном пространстве. Поэтому выбор методологического подхода к анализу мобильности, в рамках которого возможно взаимодействие с концепцией маргинальности, имеет смысл основывать на базовом различии в понимании социального пространства, сложившемся в современной социологии. Существует два основных подхода к пониманию социального пространства: субстанциалистский и структуралистскийhttp://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Margin/_04.php - _ftn6#_ftn6, различия между которыми можно свести к двум блокам:
Логика анализа социального пространства. Если субстанциалистская традиция идет от распознавания, определения элементов социального пространства к описанию связей между ними, то структуралистский подход предполагает обратный путь — от социальных связей к описанию элементов, причем сущностные черты элементов определяются именно через социальные отношения, в которые они вовлечены.
Представление о единице социального пространства. Для субстанциалистского подхода это индивид, вступающий во взаимодействие с другими индивидами. В структуралистском понимании единицей социального пространства является статусная позиция. Индивиды только занимают статусные позиции [1, c. 111-112].
Социальные позиции конструируются в ходе сложных общественных взаимодействий и существуют независимо от индивида, мобильность же представляет собой процесс перемещения из одной позиции в другую.
Важная характеристика позиции набор ролей и идентичностей, который предоставляет место в структуре человеку, занимающему это место. Переход в иную социальную позицию ставит индивида перед необходимостью изменения привычных образцов поведения, адаптации к новому ролевому набору, выработки новой системы координат для различения своего положения в обществе.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--