Курсовая работа: Место и роль воспитателя в процессе становления и развития личности подростка-кадета
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Личностно-психологические особенности подростков – воспитанников кадетского корпуса
1.1 Характеристика подросткового периода
1.2 Специфика воспитательного процесса в кадетском корпусе
Глава 2. Место и значение участия воспитателя в процессе становления и развития личности подростка-кадета
2.1 Должностные обязанности офицера-воспитателя кадетского корпуса и профессиональные требования к нему
2.2 Влияние личных качеств воспитателя на взаимоотношения с воспитанниками-подростками
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
??????? ? ??? ??????????? ? ??? ???????? ?????? ? ?????????????? ????????. ????????, ??? ??????????????? ??????????????? ? ??????? ?????? ?? ???? ??????-?????????????? ???????, ?????????? ??? ?????. ?? ???????? ??? ????? ???????? ? ????? ??????????????? ?????????? ????????? ????????? ???????????????, ??????????????????, ????????, ??????????????. ???????? ?????? ??? ?????????????? ? ?????? ? ???????????, ????????? ???? ??????? ???????? ?????????, ?????????? ?? ??????? ? ??????. ? ???? ?????? ?????????? ?????????????? ??????? ? ??????????, ????????? ? ??????? ????????????. ????? ?????????????? ????? ??????????? ???????? ? ?????????? ??? ????????????? ? ?????, ??? ??-??????? ???????? ? ?????? ?????? ????????????, ? ??????? ??????? ??????? ? ??????????? ??????????.Чтобы взаимоотношения между воспитателем и воспитуемым были гармоничными, способствовали процессу развития и становления личности, а не тормозили его, педагог должен обладать рядом необходимых личных и профессиональных качеств, иметь авторитет среди своих подопечных. Это одна из важнейших педагогических проблем, о чем можно судить по многочисленности исследований на эту тему таких выдающихся педагогов и психологов как: Амоношвили Ш.А.., Крупская Н.К., Кондратьев М.Ю., Лихачев Б., Макаренко А.С. Ольшанский В.Б., Сухомлинский В.А и др.
Специфика образовательного учреждения придает данной педагогической проблеме свою особую направленность, например, в военном училище и в школе-интернате функции и обязанности воспитателей будут различаться, хотя, разумеется, личные и профессиональные характеристики педагогов этих образовательных учреждений, как и любых других, будут в чем-то и похожи.
Кадетские корпуса также являются особыми образовательными учреждениями. Они - одно из самых значительных явлений в истории учебных заведений российского государства, в том числе и в современной России. Значение накопленного в кадетских корпусах опыта выходит далеко за рамки чисто военной сферы, поскольку эти учебные заведения давали своим воспитанникам не только специальное военное, но и широкое гражданское воспитание.
Российские кадетские корпуса ведут свою историю с 1731 года, с момента учреждения императрицей Анной Иоанновной корпуса кадетов шляхетских детей и до закрытия этих образовательных учреждений Советской властью осенью 1922 года. Многие аспекты построения учебно-воспитательного процесса и уклада жизни в царских кадетских корпусах потом были взяты при создании Суворовских и Нахимовских военных училищ.
В современной России официально кадетские школы и корпуса начали активно создаваться после Распоряжения Президента РФ от 9 апреля 1997 года № 118-рп "О создании общеобразовательных учреждений - кадетских школ (школ-интернатов)", имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
И поскольку кадетские корпуса являются специфическими образовательными учреждениями, со своим особым уставом, распорядком, обязанностями учащихся, то и роль воспитателя здесь также отличается от роли учителя-воспитателя в обычной школе.
В силу возрастания значения подобных заведений в современном российском образовании нам представляется актуальной и постановка проблемы роли воспитателя в развитии личности подростка-кадета.
Целью изучения в нашей работе является раскрытие значения участия воспитателя в процессе становления и развития личности подростка-воспитанника кадетского корпуса.
Объектом исследования выступает воспитательный процесс в кадетских корпусах в период подросткового возраста и ранней юности учащихся.
Предмет исследования — условия и факторы педагогического воздействия, оказывающие наиболее существенное влияние на формирование личности.
В соответствии с поставленной целью в нашей работе решаются следующие основные задачи:
1) ??????????? ????????? ????????????? ??????? ????? ????????;2) ??????? ??????????? ??????????????? ???????? ? ????????? ??????? ??? ????????????? ??????????????? ??????????;3) определить положение и круг обязанностей воспитателя кадетского корпуса, необходимые профессиональные и личные качества;
4) разработать психологические рекомендации для построения гармоничных отношений подростков-кадетов и воспитателей-взрослых.
Научная новизна работы, на наш взгляд, состоит в том, что в ней впервые исследуются специфика воспитательного процесса именно в кадетском корпусе, на примере взаимоотношений воспитателей и подростков-кадетов.
Практическая ценность работы состоит в том, что основные выводы, обобщенные в виде психологических рекомендаций воспитателям, могут быть использованы на практике в педагога.
ГЛАВА 1. Личностно-психологические особенности подростков – воспитанников кадетского корпуса
1.1 Характеристика подросткового периода
Подростковый возраст – остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции социального развития. Происходит не только активное физиологическое изменение организма, его рост и бурное развитие, но и наступает пора активного формирования социальной позиции, первоначальный поиск своего места в жизни. И процессы эти тесно взаимосвязаны: широкое развертывание позиции ребенка по отношению к обществу выступает необходимым условием интенсификации его психического, в том числе и интеллектуального, развития, обеспечивая открытость, направленность на общество.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--