Курсовая работа: Методика формирования понятия "вещество" на пропедевтическом этапе обучения химии

ВВЕДЕНИЕ

Пропедевтический этап получения знаний, который включает начальную школу и V- VII классы основной школы, играет важную роль в процессе формирования понятия «вещество». Учитывая цели обучения химии, важно так подготовить учащихся к восприятию знаний систематического курса в VIII классе, чтобы подвести их к пониманию главной особенности познавательной деятельности при изучении предмета, которая, по словам П.П.Лебедева, состоит в том, что изучающий химию должен уметь мыслить двойным рядом образов: наблюдать реальные явления, связывая их с гипотетическими образами (микромиром молекул и атомов). Эта идея и была положена в основу нашего исследования: учащиеся будут хорошо подготовлены к восприятию курса химии, если при изучении свойств веществ научатся обращать внимание на их состав и строение, другими словами, научатся характеризовать целостный объект «вещество» с разных сторон.


Глава 1. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ВЕЩЕСТВО» НА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

Создание методики формирования понятия «вещество» на пропедевтическом этапе обучения химии предполагало определение общего уровня знаний учащихся о понятии «вещество» и «система».

Под «системой» большинство учащихся понимает «совокупность частей, элементов, органов» и др. При этом ими не учитываются такие важные стороны этого понятия, как «взаимодействие элементов системы», «целостность системы», «свойства системы как единого целого», «взаимодействие системы с внешней средой» и т.д.Результаты тестирования помогли окончательно сформулировать основные положения методики работы учителя по формированию понятия «вещество» как системы:

· объяснение материала должно осуществляться с позиций системной организации объектов и явлений природы, которая в наибольшей степени реализуются при рассмотрении межпредметных связей;

· умение учащихся осуществлять операции системного анализа может быть сформировано только в результате целенаправленного процесса обучения, заключающегося в неоднократном рассмотрении системных объектов, начиная со знакомых учащимся из повседневной жизни (например, будильник, цветок и др.), и изучаемых на уроках (клетка, организм человека);

· при организации учебной деятельности по отработке и применению полученных знаний о системной организации понятия «вещество» и умений осуществлять операции системного анализа необходимо использование заданий различного характера: репродуктивного, проблемного, творческого и др.

В нашем исследовании мы исходили из следующей трактовки понятий «системный подход», «систематичность знаний» и «системность знаний».

Системный подход основан на положении о том, что специфика сложного системного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а связана, прежде всего, с характером взаимодействий между элементами.

Учитывая это, на первый план работы учителя была выдвинута задача познания характера и механизма этих связей и отношений.

Систематичность знаний характеризуется осознанием состава некоторой совокупности знаний, их иерархии и последовательности, т.е. осознанием одних знаний как базовых для других, но при определенном, заданном угле зрения на эту совокупность.

Систематичность знаний учащегося проявляется:

· в готовности объяснить связи между отдельными знаниями при изложении им материала в той последовательности, которая была предложена учителем или учебником;

· при изложении перестроенного им исходного учебного материала с обоснованием этой перестройки;

· в выполнении нескольких последовательных действий, приводящих к достижению цели;

· в самостоятельном установлении новых связей, во-первых, между усвоенными знаниями, во-вторых, между ранее усвоенными и новыми знаниями.

Чем больший круг знаний учащиеся могут выстроить в последовательные ряды фактов и связей между ними, тем более систематичными являются их знания.

Способность учащихся выстраивать рассуждения, состоящие вначале из двух-трех, а в дальнейшем из трех-четырех логически связанных звеньев, устанавливать причинно-следственные связи и др., зависит не столько от возраста, сколько от уровня развития у них навыков мышления. Эта способность может быть развита в дальнейшем.

Системность знаний предусматривает осознание учеником места приобретенных знаний в структуре научных теорий, т.е. понимание того, что в системе знаний является основным положением, что - следствием, что - приложением. Системность знаний предполагает наличие у обучающихся систематических знаний, связанных содержательно-логическими связями.

Систематичность знаний может быть достигнута при использовании различных методов обучения:

· объяснительно-иллюстративного;

· репродуктивного;

· проблемного изложения;

· частично-поискового (эвристического);

· исследовательского;

Выбор того или иного метода определяется учителем в зависимости от конкретных целей и задач, поставленных перед учащимися. Ранее, для иллюстрации формирования приема «систематизации», был приведен пример использования метода проблемного изложения.

Раскроем суть названных методов и приведем варианты их использования, рекомендованные нами в рамках апробации методики.

· Объяснительно-иллюстративный метод предполагает изложение знаний в форме рассказа или объяснения учителя с помощью наглядных средств и организованных практических действий учащихся. Использование этого метода позволяет учителю сообщать информацию о способах деятельности, о сферах применения сообщаемых знаний о веществе, показывать образцы такого применения, указывать на способы преодоления трудностей, которые могут возникнуть в ходе этого процесса.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 227
Бесплатно скачать Курсовая работа: Методика формирования понятия "вещество" на пропедевтическом этапе обучения химии