Курсовая работа: Методика логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
Курсовая работа
по логопедии на тему:
Методика логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
Рязань, 2009 год
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты дизартрии
1.1 Причины и симптоматика дизартрии
1.2 Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии
1.3 Логопедическое заключение, как главный аспект при составлении методики
Выводы к 1 главе
Глава 2. Этапы логопедической работы по коррекции дизартрии
2.1 Этап подготовительный
2.2 Этап формирования первичных произносительных умений и навыков
2.3 Этап формирования коммуникативных умений и навыков
Выводы ко 2 главе
Заключение
Список литературы
Введение
Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Она часто сочетается с другими речевыми расстройствами (заиканием, общим недоразвитием речи и др.). Это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы, и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (6).
Термин "стертая" дизартрия впервые был предложен О.А. Токаревой, которая характеризует проявления "стертой дизартрии" как легкие (стертые) проявления "псевдобульбарной дизартрии", которые отличаются особой трудностью преодоления (1, стр. 20-22).
С каждым годом логопедическая наука развивается и вносит различные коррективы в методики, документацию и т.д. Но, тем не менее, опыт авторов прошлых столетий остается неизменным, являясь базой для развития данной науки в целом.
Тема моей курсовой работы " Методика логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии ". Данная тема очень актуальна, поскольку нарушения речи многообразны, и многообразны также методы их коррекции.
Цель данной курсовой работы - изучить методику логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста по коррекции стертой формы дизартрии.
Основными задачами, я считаю - это рассмотрение основных этапов, направлений, изучение методик логопедической работы по коррекции симптомов стертой дизартрии у детей старшего дошкольного возраста.
Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме. В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (стертая форма, дизартрический компонент). Эта форма проявляется в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а нарушениях произносительной стороны речи - она понятна для окружающих, но нечеткая. (См. Приложение 1).
Среди причин, вызывающих стертую дизартрию, различными авторами были выделены следующие: нарушение иннервации артикуляционного аппарата, отмечается недостаточность отдельных мышечных групп (губ, языка, мягкого неба); неточность движений, их быстрая истощаемость вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы; двигательные расстройства: трудность нахождения определенного положения губ и языка, необходимого для произнесения звуков.
Оральная апраксия; минимальная мозговая дисфункция.
Диагностика стертой формы дизартрии и методика коррекционной работы разработаны пока недостаточно. В работах Г.Г. Гутцмана О.В. Правдиной, Л.В. Мелеховой, О.А. Токаревой, И.И. Панченко, Р.И. Мартыновой рассматриваются вопросы симптоматики дизартрических расстройств речи, при которых наблюдается "смытость", "стертость" артикуляции. Авторы отмечают, что стертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на сложную дислалию (1, стр.8 - 9).
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--