Курсовая работа: Методика определения право- и леворукости

Выполнил: студентка 22кп группы Шальнева П. К.

Проверил: Калмыкова З. А.

Оренбург 2010


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Выявление право-леворукости по предпочтению одной из рук в предметных действиях

Выявление право-леворукости по развитию на обеих руках двигательных качеств

Выявление право-леворукости по точностным характеристикам (проприорецепции)

Выявление право-леворукости по антропометрическим показателям

Выявление право-леворукости по интенсивности вегетативных реакции на обеих сторонах тела

Литература


ВВЕДЕНИЕ

Эта работа посвящена способам и методикам выявления право- или леворукости. Прочитав ее, читатель будет более осторожно относиться ко многим рекламируемым пробам для выявления левшей и правшей, в том числе по рисунку ладонных линий и ширине ногтевого ложа. Он узнает, что в состоянии физиологического покоя нельзя определить, какая, рука является ведущей. Кроме того, читатель выяснит, откуда появилось мнение, что на левой руке у правшей мышечная чувствительность и осязание развиты лучше.

До сих пор существует заблуждение, что для выявления право- или леворукости можно взять любой функциональный показатель. В связи с этим для такой диагностики используется множество показателей и функциональных методов, которые можно разделить на следующие группы:

а) пробы, выявляющие предпочтение в использовании одной из рук;

б) пробы, выявляющие лучшее развитие одной из рук по двигательным (психомоторным) качествам;

в) пробы, характеризующие на обеих руках функциональное состояние нервно-мышечной системы в покое;

г) пробы, использующие антропометрические показатели.


ВЫЯВЛЕНИЕ ПРАВО-ЛЕВОРУКОСТИ ПО ПРЕДПОЧТЕНИЮ ОДНОЙ ИЗ РУК В ПРЕДМЕТНЫХ ДЕЙСТВИЯХ

Ряд авторов идут самым простым путем — опрашивают людей, какую руку они чаще используют в бытовых и трудовых действиях. М. Аннет (1972) предлагает для определения «рукости» задавать следующие вопросы: какой рукой пишет, бросает мяч в цель, держит ракетку при игре в теннис, зажигает спичку, режет ножницами, вдевает ли нитку в ушко иглы или ушко иглы надевает на нитку, метет веником, роет землю лопатой, раздает карты, забивает гвоздь молотком, держит щетку при чистке зубов, отвинчивает крышку банки. Если во всех этих действиях субъектпользуется только правой рукой, то праворукость его не вызывает сомнений. В других опросниках содержатся и другие действия: какой рукой держит рюмку, пользуется расческой.

По данным М. П. Брайдена (1977), по ответам на эти вопросы мужчины чаще склонны считать себя левшами, чем женщины. Встречалось и несовпадение самооценки с объективными данными. Аналогичны и данные В. Д. Еремеевой (1989): по опроснику в выраженные правши попало более 90 % детей семи лет, в то время как по выполнению проб половина из них хотя и была отнесена к правшам, но показала низкую степень предпочтения правой руки.

Построению этих опросников предшествовал длительный (почти столетний) период разработки и проверки многими учеными ряда функциональных проб: бросание камней, удары молотком, раздача игральных карт, различные специальные тесты, выполняемые в лабораторных условиях (Дж. Хейнлейн [J. Heinlein, 1929] и др.). использование метлы, лопаты, грабель и других орудий труда (Дж. Довней [J. Downey. 1927]; Р. Хефнер [R. Haefner, 1930] и др.). Суть определения ведущей руки по использованию двуручных орудий труда сводится к тому, что ведущая рука, как полагают авторы этих проб, должна располагаться ниже, чем не ведущая рука.

А. Брюнинг(А. Bruning, 1911) предложил бимануальный тест — рисование двумя руками одновременно, но разных фигур (например, правой — круг, а левой — квадрат). Вначале испытуемые выполняют тест правильно, но затем не ведущая рука начинает следовать за ведущей и рисовать то же.

Все эти пробы сильно зависят от воспитания, обучения, что сказывается на результатах тестирования, особенно левшей. Так, проба А. Брюнинга, по данным многих авторов, не позволяет четко делить людей на правшей и левшей. Как показано Дж. Довней, двуручные тесты (копание, подметание) тоже не очень надежны, так как часто ведущая рука находится выше не ведущей, многие в ходе работы меняют руки местами.

В связи с этим ряд авторов (Е. Стир [Е. Stier, 1911]; К. Брисар [С. Brisard, 1934]; Т. Комаи и Г. Фукуока [Т. Komai, G. Fukuoka, 1934]) предложили использовать только такие пробы, которые не зависели бы от воспитания и профессионального обучения. Однако, поскольку такие действия у взрослых найти не просто, они пришли к другому варианту — к использованию действий, связанных с опасностью нанесения себе повреждений — манипуляции с ножом, ножницами, иголкой, откупоривание бутылки и т. п. Действительно, по данным А. Бентона и соавт. (A. Bentonetal., 1962), при резании ножом, пользовании отверткой, письме у правшей правая рука использовалась в 94 % случаев, однако у левшей левая рука использовалась только в 50 % случаев (правда, писали левой рукой 90 % левшей).

Н. Кафф (N. Cuff, 1928) пришел к заключению, что лучшими пробами являются бросание и принятие предметов, однако по мнению других авторов, резание бумаги, продевание нитки в иголку и бросания являются непригодными для определения правшей и левшей.



Большая работа по выявлению надежности различных двигательных проб с целью определения «рукости» проделана А. А. Саидовым (1982). На 1320 субъектах в возрасте от 6 до 16 лет автор изучил латеральные предпочтения по 12 пробам: 1) метание в цель, 2) письмо, 3) рисование, 4) резание ножницами, 5) забивание гвоздя молотком, 6) вдевание нитки в иголку (рука, держащая нитку), 7) чистка зубов щеткой, 8) зажигание спички, 9) раздача картинок (раздающая рука), 10) стрельба из игрушечного пистолета, 11) подметание щеткой (рука, находящаяся сверху), 12) вис на одной руке на перекладине.

По пробам 1-5, 7, 8, 10 предпочтение правой руки выявилось в 93-98 % уже в 6-летнем возрасте, по остальным пробам предпочтение правой руки было несколько меньшим — в 67-76 % случаев.

До сих пор, в качестве проб определения предпочтения руки, используются такие, как скрещивание рук перед грудью (рис. 17.1), наложение пальцев друг на друга («проба большого пальца»), потирание рук, аплодирование (В. А. Москвин, 1988; Е. И. Николаева, Н. М. Субботина, 1989; Е. Д. Хомская и др., 1999).

Однако, как показано в многочисленных исследованиях зарубежных и отечественных авторов, обследовавших сотни и даже тысячи человек (Дж. Довней, 1926; Р. Хефнер, 1930; Е. В. Гурова, 1962 и др.), сверху большой палец правой руки у правшей бывает только в 43-63 % случаев, а левой руки — в 37-50 % случаев. По данным этих же авторов в среднем для 350 левшей левый палец был сверху в 52 % случаев, а правый — в 48 % случаев. Ясно, что по этой пробе ставить диагноз о право- или леворукости нельзя.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 203
Бесплатно скачать Курсовая работа: Методика определения право- и леворукости