Курсовая работа: Методика преподавания русского языка с учетом регионального компонента

КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра методики преподавания русского языка

Филологический факультет

Курсовая работа

на тему:

«Методика преподавания русского языка с учетом регионального компонента»

Выполнил: студент IV курса 1 группы

филологического факультета

Сальников Леонид

Научный руководитель: Денисова Л. П.,

кандидат филологических наук,

доцент кафедры преподавания русского языка

Курск - 2002

Введение . 3

Глава 1. Концепции обучения русскому языку с учетом использования регионального компонента . 5

§ 1. Состояние федерального и регионального компонентов в государственном образовательном стандарте. 5

§ 2. Цели, задачи и методы обучения русскому языку с учетом региональных особенностей края. 8

Глава II . Использование лингвокраеведческого материала в системе школьного обучения русскому языку . 11

§ 1. Лингвокраеведческий материал как средство воспитания на уроках русского языка. 11

§ 2. Использование дидактического материала из художественных произведений местных писателей на уроках русского языка. 13

§ 3. Факты истории и биографии знаменитых курян. 22

§ 4. Лингвистическое краеведение в школе. 25

4.1. Особенности местного говора. Воспитание произносительной культуры речи учащихся в условиях местного диалекта. 27

4.2. Собственные имена предмет языкознания: топонимика. 31

4.3. Топонимика в лингвокраеведческой работе. 34

Заключение . 40

Список используемой литературы .. 41


Введение

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка. Это предполагает целенаправленное наблюдение за особенностями использования языковых средств не только в разных стилистических проявлениях литературного языка, но и в специфическом, региональном аспекте, характеризующем языковые особенности той или иной местности. В исследованиях последних лет отмечается, что методические идеи использования в процессе обучения региональных языковых средств еще не нашли полноценной разработки и внедрения в современную практику преподавания русского языка в школе.

В нашей работе предпринята попытка разработать методику обучения русскому языку с учетом регионального компонента, в частности, Курской области.

Как известно, учебники, реализующие федеральный компонент образования в области русского языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона России.

Однако Курская область имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Потому, нам кажется, нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся.

Актуальность данной работы определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект при обучении родному языку с учетом регионального компонента, т.е. использовать региональную лексику (топонимы, диалектные и общеупотребительные слова Курска и Курской области), а также краеведческие материалы (факты истории, биографии знаменитых курян, исторические очерки курских писателей.

Целью нашей работы является разработка содержания регионального компонента при изучении русского языка в школах г. Курска и Курской области.


Глава 1. Концепции обучения русскому языку с учетом использования регионального компонента

§ 1. Состояние федерального и регионального компонентов в государственном образовательном стандарте.

Проблемы обучения русскому языку как родному связаны с вопросами формирования национального сознания учащихся. Необходимость их решения не может не повлиять на характер наших сегодняшних уроков.

Традиционная основа школьного курса – структурно-семантическое описание языка, необходимое для овладения языковыми нормами, дополняется за счет коммуникативного и культурологического аспектов.

В последнее время в образовательную практику вводится национально-региональный компонент в структуре государственного образовательного стандарта.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 449
Бесплатно скачать Курсовая работа: Методика преподавания русского языка с учетом регионального компонента