Курсовая работа: Методика преподавания русского языка с учетом регионального компонента
КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра методики преподавания русского языка
Филологический факультет
Курсовая работа
на тему:
«Методика преподавания русского языка с учетом регионального компонента»
Выполнил: студент IV курса 1 группы
филологического факультета
Сальников Леонид
Научный руководитель: Денисова Л. П.,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры преподавания русского языка
Курск - 2002
Введение . 3
Глава 1. Концепции обучения русскому языку с учетом использования регионального компонента . 5
§ 1. Состояние федерального и регионального компонентов в государственном образовательном стандарте. 5
§ 2. Цели, задачи и методы обучения русскому языку с учетом региональных особенностей края. 8
Глава II . Использование лингвокраеведческого материала в системе школьного обучения русскому языку . 11
§ 1. Лингвокраеведческий материал как средство воспитания на уроках русского языка. 11
§ 2. Использование дидактического материала из художественных произведений местных писателей на уроках русского языка. 13
§ 3. Факты истории и биографии знаменитых курян. 22
§ 4. Лингвистическое краеведение в школе. 25
4.1. Особенности местного говора. Воспитание произносительной культуры речи учащихся в условиях местного диалекта. 27
4.2. Собственные имена предмет языкознания: топонимика. 31
4.3. Топонимика в лингвокраеведческой работе. 34
Заключение . 40
Список используемой литературы .. 41
Введение
Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка. Это предполагает целенаправленное наблюдение за особенностями использования языковых средств не только в разных стилистических проявлениях литературного языка, но и в специфическом, региональном аспекте, характеризующем языковые особенности той или иной местности. В исследованиях последних лет отмечается, что методические идеи использования в процессе обучения региональных языковых средств еще не нашли полноценной разработки и внедрения в современную практику преподавания русского языка в школе.
В нашей работе предпринята попытка разработать методику обучения русскому языку с учетом регионального компонента, в частности, Курской области.
Как известно, учебники, реализующие федеральный компонент образования в области русского языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона России.
Однако Курская область имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Потому, нам кажется, нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся.
Актуальность данной работы определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект при обучении родному языку с учетом регионального компонента, т.е. использовать региональную лексику (топонимы, диалектные и общеупотребительные слова Курска и Курской области), а также краеведческие материалы (факты истории, биографии знаменитых курян, исторические очерки курских писателей.
Целью нашей работы является разработка содержания регионального компонента при изучении русского языка в школах г. Курска и Курской области.
Глава 1. Концепции обучения русскому языку с учетом использования регионального компонента
§ 1. Состояние федерального и регионального компонентов в государственном образовательном стандарте.
Проблемы обучения русскому языку как родному связаны с вопросами формирования национального сознания учащихся. Необходимость их решения не может не повлиять на характер наших сегодняшних уроков.
Традиционная основа школьного курса – структурно-семантическое описание языка, необходимое для овладения языковыми нормами, дополняется за счет коммуникативного и культурологического аспектов.
В последнее время в образовательную практику вводится национально-региональный компонент в структуре государственного образовательного стандарта.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--