Курсовая работа: Методика работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе
Курсовая работа
выполнена студенткой
IV курса 43 группы ОЗО
Перловской Л.Н.
Научный руководитель
Бойко С.В.
Набережные Челны, 2008
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… ГЛАВА I .Теоретические основы работы над сказкой в начальной школе…… 1.1. Роль и значение сказки в духовном и нравственном образовании учащихся …………………………………………………………….... 1.2. Виды сказок …………………………………………………………... ГЛАВА II. Методика работы над сказкой в начальной школе…..…………… 2.1. Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы по литературному чтению (по программе – 2100) ………………… 2.2. Методика работы со сказкой (на примере 3-его класса по программе – 2100) ………………………………………………….…………. 2.3. Проведение опроса учащихся начальных классов ….….…………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………. ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………… | 3 5 5 11 15 15 22 28 30 31 33 |
Введение
Детям с ранних лет необходимо прививать любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками, его богатой и живой культуре — фольклору, искусству.
Человек — сначала маленький, потом большой — только тогда твердо стоит на ногах, когда чувствует и понимает родную землю, ее традиции и историю. И начинать помогать почувствовать и понять все это нужно с раннего детства через знакомство со сказкой. У большинства детей знакомство со сказкой начинается еще в раннем детстве, когда они еще не умеют говорить, а только лопочут. Бабушки и мамы читают им детские стихи и сказки. Первое знакомство малыша происходит с народной сказкой – про Курочку Рябу, про Колобка, взрослея, ребенок знакомится с такими персонажами как Красная Шапочка, Золушка, Незнайка.
В детстве каждый ребенок хочет подражать взрослым, быть сильным, отважным, ловким и умным. И в сказке он как будто бы реализует свои неосознанные желания. Большие и малые мечты осуществляются им в мире сказки, которой он сопереживает, когда слушает или рассказывает свой собственный вариант её.
Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа — она учит добру и справедливости. «Сказка, — писал В.А. Сухомлинский, — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать»[20].
Сказки привлекают своим певучим языком, особым слогом речи, композицией. Недаром большой любитель сказок, великий А.С.Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» [10, с. 5]. Пушкину также принадлежат слова: «Изучение старинных песен, сказок и т.п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка». [19, с. 36]
В.А.Жуковский писал: «Детям нужны сказки, ведь в лучших своих образцах они нравственны чисты и не оставляют после себя дурного, ненравственного впечатления. Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Ибо цель сказочников – «воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою». [24, с.226]
Вышеизложенное и определяет актуальность темы нашего исследования.
Цель: исследовать методику работы над сказкой, подобрать наиболее эффективные приемы и методы работы со сказкой.
Объект исследования: работа над текстом в начальной школе.
Предмет: методика работы со сказкой.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Показать роль и значение сказки в духовном и нравственном развитии ребенка.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--