Курсовая работа: Методика развития экспериментально-исследовательских умений школьников на уроках учебного предмета "Окружающий мир"
Введение
Глава 1. Теоретические основы опыта как метода формирования исследовательских умений
1.1. Исследовательская деятельность младших школьников как творчество
Глава 2. Методика проведения опытов обеспечивающих формирование исследовательских умений младшего школьника на уроках природоведения
2.1. Краткая характеристика
2.2. Разработка уроков с опытами
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Эксперимент (лат. experimentum - проба, опыт) - чувственно-предметная деятельность в науке. В более узком смысле - опыт, воспроизведения объекта познания, проверка гипотез.
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Цель исследования заключается в научном обосновании и разработке методики развития экспериментально-исследовательских умений школьников на уроках учебного предмета «Окружающий мир».
Объектом исследования является образовательный процесс по «Окружающему миру».
Предметом исследования является методика развития экспериментально-исследовательских умений школьников на уроках учебного предмета «Окружающий мир» (цель, содержание, методы, методические приемы, средства, диагностика).
Гипотеза исследования:
Процесс развития исследовательских умений школьников посредством опытной деятельности будет более эффективным, если:
- развитие исследовательских умений школьников выделено на уровень специальной задачи каждого урока;
- выявлены и соблюдаются в образовательном процессе педагогические условия и этапы развития исследовательских умений;
- определено учебное содержание, изучение которого позволяет организовать исследовательскую деятельность школьников;
- в методику уроков включены методы и методические приёмы, дидактические средства, обеспечивающие эффективность развития исследовательских умений школьников;
- организованы диагностика и мониторинг уровней развития исследовательских умений, позволяющие корректировать процесс обучения.
Для реализации намеченной цели и проверки выдвинутой нами гипотезы были поставлены следующие задачи исследования :
1. Провести сравнительно-исторический анализ становления и развития проблемы эксперимента в исследовательском методе.
2. На основе анализа психологической и педагогической литературы изучить современное состояние проблемы развития исследовательских умений школьников, уточнить дефиниции основных категорий проводимого исследования.
3. Сконструировать модель методики развития исследовательских умений посредством опытов на уроках, реализующую выявленные теоретические и методические основы.
6. Разработать и экспериментально проверить методику развития исследовательских умений посредством опытов на уроках учебного предмета «Окружающий мир» в условиях педагогического эксперимента.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--