Курсовая работа: Методика журналистского творчества
Выполнила: студентка группы 22-С
Шаклова Ольга
Новосибирск 2010
Оглавление
Введение
1. Методика журналистского творчества
1.1 Тема, замысел, идея
1.2 Источники информации
1.3 Способы получения информации
1.4 Методы познания действительности
1.5 Элементы содержания
1.6 Структура произведения
1.7 Композиционные формы
1.8 Жанры (художественные формы произведения)
2. Практическая часть1
2.1 Создание универсальной методики журналистского творчества
2.2 Анализ газетного материала на основе универсальной методики журналистского творчества
Заключение
Список использованных источников
Введение
Журналистика – специфическая сфера духовно-практической деятельности человека. Включаясь в данную область, журналист, прежде всего, пытается реализовать своё творческое начало. При этом самораскрытие личности в процессе создания духовного продукта (журналистского произведения) зависит от многих объективных и субъективных факторов. Одни из них способствуют раскрытию творческого потенциала автора, другие – затрудняют данный процесс. Поэтому всегда актуальным в журналистике будет поиск оптимальной модели журналистского творчества, способствующей созданию качественного, оригинального, общественно значимого произведения.
Перед изучением данной темы я поставила себе цель: попытаться разработать универсальную методику журналистского творчества. Задачи: 1. Проанализировать имеющуюся литературу по данной теме. 2. На её основе вывести универсальную модель по созданию журналистского произведения, взяв за основу самые основные аспекты 3. Рассмотреть данную модель на практике.
Но прежде чем исследовать тему, необходимо определить ключевые понятия, составляющие её. Это методика и творчество. Методика – это совокупность методов, приёмов, практического выполнения чего-либо. У творчества есть много определений, но как мне кажется, самое подходящее дала Л. Графова: «Творчество – это способность человека видеть в мире то, чего ещё в нём нет, но что может быть, если человек приложит усилия».
1. Методика журналистского творчества
В учебнике древней истории (или в любом другом, описывающем концепции происхождения мира) есть картина знакомая, наверное, всем: три кита удерживают на спинах матушку Землю. А если перевести этот образ на журналистское творчество, то можно представить такую картину (составляющие которой знакомы каждому журналисту): выбор темы, её разработка и литературное оформление в виде тех же «китов», бороздящих бурное житейское море. А.И. Соков, считает, что именно это «основа, краеугольный камень профессии». А все остальные закономерности вторичны и подчинены решению каждой из трёх главных задач. Анализируя эти основы, мы пытаемся вывести ту самую универсальную модель создания журналистского произведения.
1.1 Тема, замысел, идея
Тема
Задумывая некую публикацию, журналист, прежде всего, должен определить тему. В этом мнении сходится большинство журналистов и публицистов.
С греческого « тема» - это «то, что положено в основу». Как считает В. М. Горохов, журналистская тема всегда имеет «ярко выраженную функциональную заданность. Тема публицистического произведения в газете по сравнению с художественной темой нормативна, прямо отвечает на социальный заказ. Тема выступления публициста в прессе рождается как непосредственный отклик на актуальные общественные потребности». По мнению А. И. Сокова, выбор темы всегда диктуется потребностями аудитории или событиями, которые требуют вмешательства журналистов и содержат информационный повод, т. е. потребность в обнародовании. Сообщения о таких событиях должны вызвать изменения в знаниях, опыте и даже взглядах и поведении аудитории. На выбор темы также оказывает влияние концепция издания, редакционный план работы. Персональные наблюдения. Вкусы и предпочтения самого журналиста. Более коротко характеризует по сравнению с предшествующими авторами, данный термин Е.В. Черникова, говоря, что тема – это круг проблем, относящихся к определённой сфере бытия (отвечает на вопрос «о чём?»).
Давайте теперь обратимся к процессу журналистского творчества. Разработанному Г.В. Лазутиной. У неё начальный этап звучит как «выработка заявки на тему» и предполагает решение трёх задач:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--