Курсовая работа: Методология социального прогнозирования
Прогнозирование – это метод научного исследования, ставящий своей целью предусмотреть возможные варианты тех процессов и явлений, которые выбраны в качестве предмета анализа.
Процесс прогнозирования достаточно актуален в настоящее время. Широка сфера его применения. Прогнозирование широко используется в экономике, а именно в управлении. В менеджменте понятие «планирование» и «прогнозирование» тесно переплетены. Они не идентичны и не подменяют друг друга. Планы и прогнозы различаются между собой временными границами, степенью детализации содержащихся в них показателей, степенью точности и вероятности их достижения, адресностью и, наконец, правовой основой. Прогнозы, как правило, носят индикативный характер, а планы обладают силой директивного характера. Не подмена и противопоставление плана и прогноза, а их правильное сочетание – таков путь планомерного регулирования экономики в условиях рыночной экономики и перехода к ней.
В промышленности методы прогнозирования также играют первостепенную роль. Используя экстраполяцию и тенденцию, можно делать предварительные выводы относительно разных процессов, явлений, реакций, операций. Существует много методов прогнозирования. Продифференцировав их общее число, необходимо выбрать оптимальный из них для использования в каждой конкретной ситуации.
Анализ методов прогнозирования, изучение этих методов, использование их в разных сферах деятельности является мероприятием рационализаторского характера. Степень достоверности прогнозов можно затем сравнить с действительно реальными показателями, и, сделав выводы, приступить к следующему прогнозу уже с существующими данными, т.е. имеющейся тенденцией. Опираясь на полученные данные, можно во временном аспекте переходить на более высокую ступень и т.д.
Прогнозная модель – модель объекта прогнозирования, исследование которой позволяет получить информацию о возможных состояниях объектах в будущем и (или) путях и сроках их осуществления.
Социальное прогнозирование – прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, общественными отношениями, в центре чего находится человек.
1. Теоретико-методологические аспекты социального прогнозирования
1.1 Понятие и сущность методологии социального прогнозирования
Прогнозирование – наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего, о нахождении многовариантных альтернатив изменения будущего, которое носит вероятностный характер.
Прогностика (футурология) – научная дисциплина о закономерностях разработки прогнозов.
Социальное прогнозирование направлено на внесение изменений в социальную сферу человека и общества и представляет собой одно из проявлений целенаправленной деятельности управленцев в сфере разработки и подготовки различных вариантов решения социальных проблем.
Методология социального прогнозирования исследует будущее в онтологическом, логическом и гносеологическом аспектах.
Онтологический аспект показывает, как рождается и формируется будущее, характеризует его общую картину, влияющие на него факторы.
Логический аспект позволяет формировать прогноз на основе диалектических принципов, основу которых составляет общие законы развития природы и общества, а также методов научного мышления.
Гносеологический аспект имеет своей задачей выяснить, как будущее отображается в человеческом сознании, каковы формы этого отображения, его истинность. Будучи формой познания, прогноз с гносеологической стороны является отображением закономерности и возможных путей развития прогнозируемых процессов и явлений.
Познание объективной истины при прогнозировании происходит в направлении от живого созерцания к абстрактному мышлению, и от него к практической реализации.
Методология (понятие, учение) – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Если теория представляет собой результат процесса познания, то методология является способом достижения этого знания.
Социальное прогнозирование состоит из нескольких этапов, поэтому на каждом этапе решаются специфические задачи познания. Особенно важна методологии прогнозирования стадия предпрогнозной ориентации, на которой разрабатывается концепция исследования, понятийный аппарат, определяются основные методологические принципы анализа и прогноза, методы и методики, формируются гипотезы, которые и предстоит проверить в ходе исследования.
1.2 Основные принципы и критерии методологии социального прогнозирования
Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием .
Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.
Субъектом социального прогнозирования являются люди – отдельные научные и практические работники и исследовательские организации.
Предметом является улучшение потребности общества и удовлетворения и его нужд.
Основой формирования прогнозов служат статическая информация и информационный массив – система определенных на научной основе параметров и факторов, комплексно характеризующих объект прогнозирования.
Существуют следующие типы прогнозов:
1) По иерархии управления:
а) прогнозы развития отдельных предприятий и их объединений
б) прогнозы развития отраслей и кластеров
в) прогнозы развития муниципальных образований
г) прогнозы развития регионов
д) прогнозы развития страны
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--