Курсовая работа: Методы экологического образования на уроках химии
Актуальность темы. Биосфера – единственная естественная сфера существования человека. На современном этапе развития человеческой цивилизации она претерпевает столь быстрые изменения, что они стали заметны в течение жизни одного поколения. И изменения эти полезными назвать вряд ли возможно. Ошибки современного человека по своей природе те же, что и тысячи лет назад. Однако по масштабам своих последствий превышают ошибки предшественников на много порядков. Тем не менее, экологическое качество среды не включено в систему ценностных ориентаций нашего общества. К числу новых явлений жизни относится формирование экологической культуры. Соединят в себе сложную совокупность ценностных отношений человека к окружающей среде, экологическая культура служит одним из важнейших средств ориентации личности в системе "природа-общество". В относительно самостоятельное направление выделяется и экологическое образование, которое можно рассматривать как элемент общего образования, связанный с овладением научными основами взаимодействия природы и общества.
Направления экологического образования на уроках химии
А потому одна из задач современной школы – воспитать поколение людей, осознающих значимость экологических знаний для дальнейшего выживания человечества.
Лейтмотивом экологизации учебно-воспитательного процесса должна стать необходимость формирования экоцентрического сознания, для которого характерно:
· понимание «экологического императива» (правильно то, что не нарушает экологического равновесия в природе);
· осознание, что все, созданное природой, имеет право на существование;
· отказ от противопоставления мира людей миру природы, так как это единая система.
Но следует помнить, что «образование столь могущественно, что может ухудшить положение дел» (Дж. Бердвуд). Это относится и к образованию экологическому, если оно ведется непрофессионально, без учета возрастных особенностей учащихся, эпизодически и т.д. В связи с этим особенно возрастает роль учителей профессионалов естественного цикла. Именно на этих уроках можно и нужно не только предоставлять учащимся информацию о состоянии окружающей среды, но и учить ее воспринимать и интерпретировать, так как информация, порождающая тревогу, часто блокируется сознанием человека. Это блокирование имеет древние культурно-исторические корни.
Как учитель химии я вижу свою задачу в том, чтобы вооружить учащихся экологическими знаниями, привить им навыки осознанной экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту. Практически к каждой теме школьного курса химии можно подобрать соответствующий экологический материал. Проблема состоит в том, как его преподнести, чтобы учащимся он был интересен, чтобы не вызывал «отторжения» как нечто надоевшее и « приевшееся». Хочу привести некоторые приемы, которые позволяют это сделать.
Например, использование видеофильмов . Хорошо сделанный видеосюжет, учитывающий возрастные особенности, производит достаточно сильное впечатление, а его обсуждение позволяет сформировать правильное понимание той или иной экологической проблемы. Для учащихся 8 классов использую видеосюжеты «Оксфордской видеоэнциклопедии» - непродолжительные, доступные для первичного восприятия, очень наглядные. Для старшеклассников – сюжеты более серьезные, научные, которые сегодня, я думаю, без труда можно подобрать в любой видеотеке.
Подготовка учащимися сообщений и рефератов . Стремлюсь предлагать для работ интересные темы и рекомендую дополнительную литературу. Важно отработать с учеником подачу материала: кратко, динамично, с использованием наглядности в виде рисунков, таблиц, диаграмм. Увеличивает эффективность восприятия преподаваемого материала введение элементов беседы, постановки проблемных вопросов по материалу, отраженному в реферате, ведь практически о любой экологической проблеме у учащихся есть какое-то представление, сложившееся под воздействием СМИ, других уроков. И им вполне посильна роль не только простых слушателей, но и собеседников, оппонентов. А итог, который подводит готовивший реферат ученик, воспринимается после этого более осознанно.
Демонстрация рисунков и плакатов, выполненных учениками - это хороший прием обратной связи. Объясняю учащимся, что важно не столько качество исполнения, сколько правильность понимания проблемы, оригинальность ее интерпретации. Работа эта творческая, и ее оценивание следует проводить очень тактично, чтобы не отбить желания творить дальше, может быть в другом жанре. А содержание работ хорошо отражает уровень освоения и осмысления материала, ошибки восприятия, которые тут же можно исправить, уточнить.
Даже при самом скромном оснащении химического кабинета существует возможность организовать для заинтересованных учеников небольшие экологические исследования . Так, проделав опыты по изучению активности фермента амилазы в разных средах и установлению кислотности осадков (снега) в разных участках поселка, мои исследователи пришли к выводу, что прорастание семян на пришкольном участке должно пройти нормально. А исследования ситуации по использованию табака, алкоголя, наркотиков вызвали немалый интерес у учащихся, учителей и родителей, побудили к переосмыслению этой проблемы.
По ходу объяснения материала или во время опроса часто провожу «экологические минутки» и, чтобы усилить эмоциональное воздействие, чтобы сказанное запало в душу, я использую стихотворные строки:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
(Е. Евтушенко)
А если подходящих строк не нахожу, то порой сочиняю и сама:
К нам с неба падает вода,
Она чудесный растворитель.
Но растворится в капле той,
То, что зовем мы – загрязнитель.
И дождь кислотный упадет на землю,
Вред неся живому,
Сброс предприятий каждый год
Буквально губит водоемы.
Так много ль на Земле воды?
Да, много, но и очень мало.
Так долго человечество ее
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--