Курсовая работа: Методы и приемы интеллектуального развития младших школьников на занятиях изобразительного искусства в условиях коррекционной школы
Содержание
Введение
Глава 1.Теоритические основы искусства пейзажа
1.1 Изображение пейзажа
1.2 Изображение пространства. Виды пейзажа
1.3 Зрительно-двигательная готовность к изобразительной деятельности
1.4 Отражение в пейзаже пространственных отношений предметов
Глава 2. Специфический характер деятельности учащихся в процессе рисования пейзажа
2.1 Методика рисования пейзажа
Заключение
Библиография
Введение
Наш народ и страна переживают сейчас сложный, кризисный период. Изменения происходят не только в политике и экономике, но и в сознании людей. Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимость гуманизации. Проблемы нравственно-эстетического воспитания оказались в фокусе всеобщего внимания.
Но нравственно-эстетическое воспитание занимало не последнее место и раньше. На уроках учителя и прежде использовали произведения искусства, стихи, магнитофонные записи, кино- и диафильмы. Однако искусство в школе словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания личности.
Причины сложившегося положения кроются во множестве проблем нравственно-эстетического воспитания в школе. Это недостатки существующих программ дисциплин художественно-гуманитарного цикла, разобщенность этих дисциплин, недостаточная разработка методик, низкий уровень подготовки учителей, слабая оснащенность учебного процесса.
Эти проблемы требуют скорейшего решения, т. к. нравственно-эстетическое воспитание играет огромную роль для формирования личности младшего школьника. Какие же задачи ставит перед собой нравственно-эстетическое воспитание? Глобальная цель - это формирование творческого отношения человека к действительности, так как сама суть эстетического - в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений.
Среди более конкретных задач одна из важнейших - формирование нравственно-эстетической потребности, которую можно определить как потребность человека в красоте и деятельности по законам красоты. Надо обращать внимание на два важных компонента: широту нравственно-эстетической потребности, то есть способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности; и качество нравственно-эстетической потребности, которое выявляется на уровне художественного вкуса и идеала. Также нужно обращать внимание на активную творческую деятельность, как исполнительскую, так и авторскую, касающуюся не только искусства, но и всех форм деятельности человека. Перечисленные признаки можно считать критериями воспитанности личности.
Значение нравственно-эстетического воспитания в становлении личности огромно. Нравственно-эстетическое воспитание средствами искусства - это лишь подсистема реализации принципов целостной системы.
В своей работе я рассмотрю возможности эстетического и нравственного воспитания на образцах пейзажной живописи. Сама природа является средством такого воспитания, а картины моря, леса, поля, луга, переданные живописными средствами и передающие настроение художника, его отношение к изображаемому, - еще более сильный фактор нравственно-эстетического воспитания.
Таким образом эстетическое воспитание детей на образцах пейзажной живописи в коррекционной школе - это необычайно интересная проблема, так как представляет собой синтез нравственного, эстетического и исторического воспитания.
Подавляющее большинство учащихся коррекционной школы, особенно в младших классов, любят рисовать. Дети охотно откликаются на предложение нарисовать что-нибудь и с удовольствием принимаются за работу. Для младших школьников рисование представляет своеобразную игру. Этот вид деятельности их увлекает и радует. Такая заинтересованность наблюдаться как на уроках рисования, так и во время внеклассной работы по изобразительной деятельности. Лишь в отдельных случаях можно услышать: “Я не знаю, что рисовать”.
Особую активность учащиеся проявляют во время “свободного” рисования, когда педагог не ограничивает их в выборе темы, не побуждает к рисованию с натурой определенного предмета. Радуясь цветным карандашам и краскам, дети рисуют, как правило, ранее изображавшиеся ими излюбленные предметы.
Если учащимся конкретную тему для рисования или предложить выполнить рисунок с натурой, то большого желания и интереса проявлено не будет. Отсюда следует вывод: учащиеся охотно рисуют только то, что умеют. Там, где от них требуется соответствующие знания и умения, наблюдается пассивность, инертность, негативное отношение к работе.
Заметное снижение интереса и активности к изобразительной деятельности иногда проявляется у старшеклассников. Это можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, с возрастом умственно отсталые школьники начинают более критично относиться к своим работам, а слабые уменья передавать в графической форме образ того или иного предмета не позволяют им сделать это достаточно точно.
Во-вторых, у учащихся старших классов может наблюдаться так называемая “интеллектуальная пассивность”, обусловленная тем, что у них своевременно не был сформирован интерес к учебной работе, и, в частности, к занятиям рисованием.
В-третьих, учащиеся старших классов, как и младшие школьники, могут быть равнодушны к выполнению заданий, если оно организовано формально, а объект изображения не затрагивает их чувств, не вызывает никаких переживаний.
В результате деятельного изучения изобразительной деятельности этих детей обнаруживается, что они в состоянии выполнить лишь одну-две картины, которые ими позаимствованы из книг или открыток или просто заучены. Механическое воспроизведение рисунков, несомненно, говорит об их хорошей зрительной и моторной памяти. Однако сознательное построение рисунка и тем более проявление творчества в их работе не наблюдается.
Объект исследования – процесс обучения рисования младших школьников на уроках И.З.О.
Предмет исследования – процесс развития изобразительной деятельности младших школьников, коррекционной школы на уроках И.З.О.
Развитие изобразительной деятельности в этом возрасте очень важно для формирования развитой и самостоятельно мыслящей личности.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--