Курсовая работа: Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения как пути нравственного воспитания школьников
Терентьевой Юлии Александровны
студентки IV курса группы «А»
специальность 0302
русский язык и литература.
Научный руководитель:
Сенаторова Марина Александровна
2005
Оглавление
Введение.......................................................................................................... 3
Глава I. Теоретические основы процесса нравственного воспитания школьников 5
1. Сущность процесса нравственного воспитания школьников................... 5
2. Особенности методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения............................................................................... 9
3. Роль методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения в нравственном воспитании учащихся............ 13
Глава II. Обобщение наблюдений за организацией нравственного воспитания школьников................................................................................................... 16
Заключение.................................................................................................... 19
Список литературы....................................................................................... 20
Приложение................................................................................................... 22
Введение
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». [20]
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Таким образом, тема нашей работы: «Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения как пути нравственного воспитания школьников».
Объект исследования – процесс нравственного воспитания школьников.
Предмет исследования – методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения.
Цель: теоретически обосновать значения методов осмысления детьми своего социального опыта мотивации деятельности и поведения в нравственном воспитании школьников, обобщить наблюдения за организацией нравственного воспитания школьников.
Задачи:
1) Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе
2) Выявить сущность процесса нравственного воспитания школьников;
3) Обосновать место методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения в обшей системе методов воспитания;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--