Курсовая работа: Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности

Введение

21 декабря 1994 года был принят закон, подписанный Президентом Российской Федерации Борисом Николаевичем Ельциным «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий,

Этот закон стал началом создания правовой основы деятельности Чрезвычайной службы России. Для России, территория которой расположена в различных физико-географических и климатических поясах, а хозяйственный комплекс отличается высокой степенью концентрации опасных производств, риск техногенных аварий и стихийных бедствий особенно велик. Не случайно, именно в нашей стране практически впервые в мировой практике, была сформирована специальная структура – Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, председателем которого был назначен Сергей Кужугетович Шойгу, бессменно возглавляющий «чрезвычайную» службу России с 1990 г.

Этот закон призвал Министерство образования нашей страны ввести на все ступени отечественного образования дисциплину «Безопасность жизнедеятельности», что повлекло за собой проблему подготовки кадров, обеспечивающих реализацию задач новой образовательной области.

Специалист по безопасности, выпускающийся на факультете физической культуры и безопасности жизнедеятельности Волгоградского Государственного Педагогического Университета, призван вносить свой вклад в нелегкое дело обеспечения и сохранения безопасности личности, общества, государства.

Все знают телефон «01» – единый номером службы спасения на территории РФ. Всем известны такие номера телефонов, как «02», «03». А есть еще специалисты горгаза, водоканала, электросетей, теплосетей и т.д. Есть работники дорожной службы. И у них тоже свои номера телефонов. Человеку, попавшему в беду, порой трудно сообразить, какая именно пара цифр может стать для него спасительной. Пока собирается с мыслями – уходит время, которого, как известно, в чрезвычайных обстоятельствах в избытке не бывает. И знаний тоже мало….

1. Пропаганда в области безопасности жизнедеятельности

Пропаганда в области безопасности жизнедеятельности направлена на распространение информации, идей, художественных ценностей, данных о последних достижениях науки и техники в указанной области в целях формирования эмоциональных состояний, знаний и представлений. Через данные факторы оказывается влияние на жизненную позицию людей, социальных групп, общества, их поведение в различных ситуациях.

Различают устную, печатную, наглядную пропаганду, пропаганду через средства массовой информации и др.

Устная пропаганда проводится главным образом в форме публичных выступлений лекторов и пропагандистов по тематике безопасности жизнедеятельности перед различными группами населения с использованием таких форм, как лекции, семинары, конференции, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, викторины, научные консультации, встречи со специалистами.

Печатная пропаганда осуществляется путем публикации в периодических и других изданиях выступлений руководства МЧС России, авторитетных специалистов в области безопасности жизнедеятельности, ученых, представителей общественных организаций, а также издания пособий, брошюр, памяток по правилам поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

Наглядная пропаганда находит свое выражение в организации стационарных и передвижных выставок, оборудовании комнат, классов, музеев, уголков, стендов с фотографиями спасателей, пожарных и т.п.

Существенное значение в пропаганде безопасности жизнедеятельности имеют культурно – просветительские учреждения (театры, музеи, выставки), деятельность которых направлена на освещении будней и героических свершений пожарных, спасателей, летчиков авиации МЧС России и др., средства массовой информации (печатные, теле и радиовещания) и в особенности современные информационно – коммуникационные технологии (через сайты и порталы, виртуальные семинары, обсуждения, переписку по электронной почте со специалистами).

2 . Современные технологии информирования

Формирование культуры осуществляется в процессе обучения и воспитания, морально – психологической подготовки, пропаганды знаний, оперативного информирования. При этом применяются как традиционные способы, так и современные информационно – телекоммуникационные технологии.

Традиционные способы предусматривают прямое педагогическое воздействие на обучаемых или опосредованное воздействие с использованием учебно-наглядных пособий, технических средств обучения. Данные технологии достаточно отработаны на практике, однако, как показывает опыт, не вполне действенны в современных условиях.

Значительно большая эффективность (с точки зрения формирования культуры) у современных информационно – телекоммуникационных технологий. Программно – аппаратной базой их реализации являются компьютерные системы, локальные и глобальные компьютерные сети, технические средства массовой информации, телекоммуникаций, отображения видеоинформации и др. С их использованием информация представляется в виде мультимедийных продуктов, обучающих, игровых и тестирующих компьютерных программ, видеороликов, информационных сообщений, электронных плакатов.

Высококачественный видеоряд, динамичные анимационные фрагменты, профессиональное дикторское сопровождение, мультимедийное представление информации – все это комплексно воздействует на органы чувств человека, вызывает интерес, влияет на его эмоционально – чувственную сферу, развивает устойчивые эмоциональные отношения к окружающему миру, подсознательно воздействует на мотивацию поступков. Кроме того, в условиях мощного деструктивного информационного воздействия на человека, огромного потока негативной информации об неотвратимых ужасах современного мира с использованием именно этих технологий возможно, сформировать у людей способность объективно оценивать уровень и характер угроз и опасностей, анализировать возможные последствия их реализации, повысить готовность противостояния им. По оценкам специалистов внедрение рассматриваемых технологий позволит почти вдвое сократить количество безвозвратных и санитарных потерь населения в опасных и чрезвычайных ситуациях за счет повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности.

3. Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения (ОКСИОН)

Очевидно, что для целенаправленной, с единых научно-методических позиций, комплексной деятельности по массовому внедрению этих технологий необходимо системное объединение кадровых, технических, программных, информационных и других ресурсов. Такое объединение ресурсов реализуется в настоящее время в Общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН), создаваемой на основании поручений Президента и Правительства Российской Федерации.

Основной целью создания ОКСИОН является повышение эффективности действий населения при чрезвычайных ситуациях за счет сокращения сроков гарантированного оповещения о ЧС, повышения оперативности информирования населения по правилам безопасного поведения при угрозе и возникновении ЧС, оптимизации информационного воздействия, необходимого для привития норм безопасного поведения, скорейшей реабилитации пострадавшего населения в послекризисный период, а также увеличения эффективности мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей.

При выборе конкретной структуры ОКСИОН принимались во внимание параметры применяемых информационно – телекоммуникационных технологий. Так, указанные технологии предусматривают передачу информации одновременно для значительного числа людей или индивидуально (адресно), учитывая особенности отдельной личности, коллектива, социальной группы.

Одновременное информирование значительного числа людей может выполняться в местах их массового пребывания – торговых и спортивных сооружениях, культурно-развлекательных учреждениях, местах массового отдыха, транспортных сооружениях, административных зданиях, крупных объектах экономики. В этих местах информирование населения может осуществляться с использованием таких оконечных устройств коллективного пользования, как наружные наземные отдельно стоящие или размещаемые на зданиях и сооружениях светодиодные панели, внутренние навесные телевизионные плазменные и проекционные экраны, радиотрансляционные сети пассажирского транспорта, уличные информационные стенды, плакаты, щитовые и крышные установки, информационные сообщения на ограждениях объектов строительства и транспортных средствах наземного пассажирского транспорта (типа «бегущая строка»). С использованием указанного оборудования обеспечивается и обратная связь со специалистами, обслуживающим персоналом с использованием вызывных панелей голосовой связи, обзорных видеокамер с направленным микрофоном.

Адресное применение рассматриваемых технологий предусматривает доведение информации до людей вне зависимости от мест их нахождения с помощью различных типов оконечных устройств индивидуального пользования (мобильных телефонов, портативных компьютеров с беспроводным выходом в Интернет, теле и радиоприемников).

Для эффективной реализации этих технологий структура ОКСИОН должна включать:

– информационные центры федерального и регионального (местного) уровней;

– подсистему связи и передачи данных;

– подсистему массового информирования;

– подсистему сбора информации.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 389
Бесплатно скачать Курсовая работа: Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности