Курсовая работа: Международная миграция ресурсов
Страны обмениваются между собой не только товарами и услугами, но и ресурсами, необходимыми для их производства (факторами производства). Капитал, трудовые ресурсы, научно-технические знания в современных условиях обладают высокой международной мобильностью: капитал активно инвестируется за рубеж, люди мигрируют из страны в страну в поисках более выгодной работы и более благоприятных условий жизни, технологии передаются между странами.
Международная миграция (перемещение) товаров и факторов производства взаимосвязаны, они дополняют и замещают друг друга. Страна с относительно избыточными трудовыми ресурсами и нехваткой капитала может импортировать капиталоемкие товары и экспортировать трудоемкие товары. Или она может привлечь иностранный капитал, создать на своей территории капиталоемкое производство. При этом излишки рабочей силы могут эмигрировать в те страны, где рабочей силы не хватает и уровеь заработной платы значительно выше.
Страна с относительно избыточным капиталом и дефицитом рабочей силы может экспортировать капиталоемкие товары и импортировать трудоемкие товары, либо экспортировать капитал в страны с более высокой процентной ставкой и нормой прибыли (например, за счет дешевого труда, сырья, энергетических ресурсов), а также может привлечь иммигрантов из стран с избыточной рабочей силой.
1. СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА
Международное движение капитала осуществляется посредством его экспорта и импорта непосредственно между странами, через международные финансовые рынки или международные кредитно-финансовые организации.
Капитал - это важнейший фактор производства; запас средств, необходимых для создания материальных и нематериальных благ; стоимость, приносящая доход в виде процента, дивиденда, прибыли.
Безвозвратные и беспроцентные средства, предоставленные другим странам, строго говоря, не являются капиталом, ибо не приносят дохода его собственникам. Однако в принимающей стране эти средства могут быть использованы в качестве капитала. И, наоборот, средства, вывезенные как капитал, в стране приложения могут быть израсходованы на потребление. Увеличение объема иностранного капитала в национальной экономике может быть не связано с новым притоком ресурсов. Оно может осуществляться за счет заимствований нерезидента из местных государственных и частных источников, а также превращения части прибыли в капитал предприятий с иностранным участием.
Экспортерами и импортерами капитала выступают государственные и частные структуры, в том числе центральные и местные органы власти, другие государственные организации; частные фирмы, банки, международные и региональные организации, физические лица.
Государство несет ответственность перед кредиторами по государственным заимствованиям и частным с государственной гарантией. Приоритетными являются суверенные обязательства, т.е. обязательства центральных органов власти.
Главными причинами, вызывающими и стимулирующими международную миграцию капиталов, являются:
неравномерность развития национальных экономик: капитал уходит из стагнирующих экономик и притягивается в стабильные экономики с высокими темпами роста и более высокой нормой прибыли.
неуравновешенность текущих платежных балансов вызывает движение капитала из стран с активным сальдо в страны с дефицитным сальдо по текущим расчетам;
миграция капиталов между странами стимулируется либерализацией национальных рынков капитала, т.е. снятием ограничений на приток, функционирование и вывоз иностранных инвестиций;
развитие и расширение международнго кредита, валютных и фондовых рынков способствует масштабному увеличению международного перемещения капиталов;
международная миграция капиталов тесно связана с активизацией деятельности транснациональных корпораций и банков; с включением в финансовую деятельность небанковских и нефинансовых организаций; с увеличением числа и ресурсов институциональных и индивидуальных инвесторов;
экономическая политика стран, привлекающих иностранный капитал, создавая ему благоприятные условия для осуществления внутренних инвестиций, для обслуживания внешних и внутренних долгов государства.
Капитал, находящийся в движении в системе мирового хозяйства, принимает различные формы.
1. Перемещение капитала может осуществляться в денежной и товарной форме. Товарную форму принимают экспортные кредиты, а также вклады в уставной капитал создаваемой или покупаемой фирмы в виде машин, оборудования, зданий, транспортных средств.
2. По срокам капитал бывает краткосрочным и долгосрочным. К краткосрочному капиталу относятся вложения на срок менее года. Это торговые кредиты, банковские депозиты, средства на счетах других финансовых институтов, краткосрочные коммерческие бумаги и другие формы капитала. Долгосрочными являются вложения предпринимательского капитала, кредиты коммерческих банков, иностранных государств и международных организаций.
3. По источникам происхождения капитал делится на государственный (официальный) и частный. К государственному капиталу относятся средства федерального правительства, местных органов власти и других государственных институтов, а также капитал международных межправительственных организаций, включая Международных валютный фонд (МВФ). Официальные средства предоставляются обычно в ссудной форме - государственные займы, ссуды, гранты (дары), помощь, кредиты международных организаций.
Безвозвратные ссуды и гранты не являются капиталом; в этом случае иностранные государства выступают в качестве не кредитора, а донора. Займы могут поступать в принимающие страны и в связанной форме, т.е. на оговоренную сумму займа поставляются товары.
Кредиты МВФ и Международного банка реконструкции и развития (МБРР), который входит в систему Всемирного банка, предоставляются правительствам принимающих стран и имеют целевое назначение. Кредиты МВФ поступают стране-реципиенту (получателю) по частям (траншами). Предосталение следующего транша зависит от того, выполняет ли страна-получатель взятые на себя обязательства, под которые был предоставлен кредит.
Источником официального капитала являются бюджетные средства, т.е. средства налогоплательщиков. Решения о перемещении официального капитала за рубеж принимаются совместно правительством и органами представительной власти на основе межправительственных соглашений. Средства межправительственных организаций формируются за счет взносов стран-членов и являются бюджетными по своему происхождению.
Решения о предоставлении займов принимаются руководством соответствующих международных организаций. Официальные ресурсы предоставляются на льготных, нерыночных условиях. Преобладание официальных средств в притоке финансовых ресурсов свидетельствует о неблагополучном экономическом положении страны, что ограничивает ее возможности привлечения частных ресурсов.
Частный капитал - это средства из негосударственных источников, т.е. собственные или заемные средства частных фирм, банков, преимущественно транснациональных, а также фондов и других негосударственных институтов. Они перемещаются за рубеж на рыночных условиях по решению руководящих органов соответствующих организаций.
Частные средства поступают в зарубежные страны и через такие международные организации, как Международная финансовая корпорация (МФК), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), на основе заключаемых этими организациями соглашений с частными фирмами. Основным источником получения частных средств в ссудной форме является международный финансовый рынок, который трансформирует бездействующие валютные средства в капитал и перераспределяет его между эмитентами и заемщиками разных стран.
В структуре заимствований неблагополучных стран преобладают официальные ресурсы. Страны с развитой экономикой и другие страны без платежных проблем привлекают ссудный капитал преимущественно из частных источников.
4. По целям или по характеру использования капитал делится на ссудный и предпринимательский. Ссудный капитал представляет собой возвратные, предоставляемые взаймы на определенный срок средства с целью получения процента по вкладам, займам и кредитам. Ссудный капитал выступает в виде краткосрочных банковских депозитов, средств на счетах других финансовых институтов, займов и кредитов крткосрочных и долгосрочных.
Ссудный капитал может быть государственным (официальным) и частным. Он предоставляется на согласованный срок, в течение которого вся заемная сумма с процентами постепенно, по частям должна быть возвращена кредитору. Платежи в полном объеме (амортизация плюс проценты) поступают после завершения льготного периода, в течение которого выплачиваются только проценты. Страны развивающиеся и с переходной экономикой с платежными трудностями обращаются прежде всего к кредитам МВФ, договоренность с которым является обязательным условием получения ресурсов из других источников.
Ссудный капитал привлекается государственными структурами из официальных и частных источников для пополнения инвалютных резервов, покрытия бюджетных дефицитов, обслуживания внешних и внутренних долговых обязательств, осуществления мер макроэкономической стабилизации и структурной адаптации, на социальные выплаты, закупки товаров и другие нужды. Ссудный капитал в виде краткосрочных и долгосрочных синдицированных кредитов, предоставляемых синдикатом банков-кредиторов, используют и частные заемщики.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--