Курсовая работа: Межличностные отношения в дисфункциональной семье
План
Введение
Глава 1. Семья как социальный институт
1.1 Стадии жизненного цикла семьи
1.2 Задачи и проблемы семьи на разных стадиях
1.3 Эмоциональные отношения в семье
Глава 2. Основные аспекты отношений членов семьи между собой
2.1 Отношения между супругами – функциональная и дисфункциональная семья
2.2. Причины дисфункции в семье
2.3 Типы дисфункциональных семей
2.4 Методы исследования внутрисемейных отношений
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Семья - это сложный социальный феномен. Она является одной из древнейших естественных сообществ, связанных кровным родством. Вместе с тем это маленькая контактная группа людей, которые взаимодействуют между собой. В конце концов, семья - это особый социальный институт, который регулирует воспроизведение человека с помощью специальной системы ролей, норм и организационных форм.
Как правило, в современных определениях семьи подчеркиваются все эти характеристики. Например, американский социолог Н. Смелзер пишет: "Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общим бытом и взаимной ответственностью за воспитание детей" [4, с.72].
Известный советский исследователь семьи А. Харчев обращает внимание на связь семьи с потребностями общества. Он рассматривает семью "как исторически конкретную систему взаимоотношений между супружеством, как маленькую социальную группу, члены которой связаны брачными кровнородственными отношениями, общим бытом, взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость которой обусловленная потребностями общества в физическом и духовном воспроизведении населения"[11, с.53]. Семья, по мнению Н.А. Бердяева, является социальным институтом, который создан обществом для благоустройства, биологического и социального упорядочения жизни человеческого рода. Он предназначен удовлетворять потребности ее членов, и выполняет следующие функции:
а) воспитательную, которая состоит в удовлетворении потребности в отцовстве или материнстве, в общении и воспитании потомства и будущей самореализации в детях;
б) хозяйственную, которая состоит в удовлетворении материальных потребностей и содействии сохранению здоровья и восстановлению телесных сил;
в) эмоциональную, которая обнаруживается в удовлетворении потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке и защите;
г) духовную, которая состоит в удовлетворении потребностей духовного роста и обогащения;
д) социального контроля, которая состоит в обеспечении выполнения общественных норм, в особенности теми ее членами, которым тяжело соотнести с ними свое поведение;
е) половую, которая обнаруживается в удовлетворении сексуально-эротических потребностей.
Особенности личности членов семьи, взаимоотношений между ними или определенные условия жизни могут поднимать выполнение семьей этих функций и приводить к конфликтам, например по вопросам воспитания подрастающего поколения.
Ведь семья, в сущности, представляет собой систему отношений между мужчиной и женщиной, родителями и детьми, основанную на браке и родстве, которая имеет исторически определенную организацию. Ее основными признаками являются:
а) брачные или кровнородственные связи между членами семьи;
б) общее проживание в одном помещении;
в) общий семейный бюджет.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--