Курсовая работа: Мифология и общество Древнего Двуречья
Выполнил: студентка исторического
факультета I курса Сумина Е.
Сочи 2007
Оглавление
Введение
Глава I. Государство Древнего Двуречья IV-III тысячелетия до н.э.
1.1 Образование номовых государств
1.2 Социально-экономический, политический строй Шумеро-Аккадского царства
Глава II. Роль мифологии и героического эпоса в цивилизации Древней Месопотамии
2.1 Понятие и сущность шумерского мифа
2.2 Особенности героического эпоса Древнего Двуречья
2.3 Религиозные представления и мифология населения Древней Месопотамии
Заключение
Список источников и литературы
Введение
Изучение мифологии и общества Древнего Двуречья считается актуальным, так как на протяжении III тысячелетия до н.э., как отмечает С. Н. Крамер «шумеры выработали религиозные идеи и духовные концепции, которые оказали огромное влияние на современный мир, особенно через иудаизм, христианство и магометанство. На интеллектуальном уровне шумерские мыслители и святые отцы, в результате размышлений о происхождении и природе вселенной и её движущих силах, разработали космологию и теологию, которая была столь убедительна, что стала базовым кредо и догмой большей части Ближнего Востока».[1]
В современной науке принято при описании древнего общества указывать на периоды, когда от земледелия отделилось ремесло и когда от ремесленников отделилось жречество. Но для Шумера такая схема не действует: уже в самых ранних пиктографических текстах из Урука и Джемдет-Насра существуют знаки для обозначения управленческих, жреческих, воинских и ремесленных должностей. Из этого следует заметить, что никто ни от кого не оделялся, и люди разного общественного предназначения жили в самые первые годы существования древнейшей цивилизации.
Изучая жизнь и характер общества погибшей цивилизации, невольно поражаешься тесной связи между политической жизнью шумерского народа и религиозной. Вся земля здесь, в конечном счете, принадлежала богам; царь, - вероятно, царь-жрец и военачальник в одном лице, - был лишь наместником богов. Никакого человеческого суда, перед которым он должен был нести ответственность, разумеется, не было. Существование института наместничества означало также, что уже возникла каста священнослужителей, специалистов, и их роль была настолько велика, что оправдывались расходы на обучение мастерству и знаниям. И в этом отношении Шумер также был зачинателем традиций – отсюда пошли пророки, предсказатели, мудрецы Востока.
Приблизительно за 15 веков своей истории Шумер сознал основы цивилизации в Месопотамии, подобно тому, как его предшественники в эпоху до цивилизации создали материальные предпосылки, на которые она опиралась. Шумер оставил в наследство после себя письменность, монументальные сооружения, идею справедливости и права и корни великой религиозной традиции. Это было значительное достижение, и оно содержало семена большого будущего.
Целью данной работы является исследование мифологии и общества Древнего Двуречья.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать государство Древнего Двуречья IV-III тысячелетия до н.э.
2. Рассмотреть социально-экономический, политический строй Шумеро-Аккадского царства.
3. Раскрыть понятие и сущность мифа.
4. Определить особенности героического эпоса Древнего Двуречья.
5. Изучить и дать оценку религиозным представлениям и мифологии населения Древней Месопотамии.
Объектом изучения для данной работы является общество Древнего Двуречья.
Предметом изучения для данной работы является религия и мифология Древнего Двуречья.
Степень изученности и источниковая база
Мифология и общество Древнего Двуречья достаточно изучены в отечественной и зарубежной историографии. Каждый из историков, описывающих события IV-III тысячелетия до н.э., имеет свои взгляды. Среди всех работ можно выделить труды отечественных историков (Илловайский[2] , В.В. Емельянов[3] и В.И. Гуляев)[4] и труды зарубежных (Н. Крамер[5] , Л.Лео Оппенхейм[6] , И.Н. Рассоха[7] и Дж.М.Робертс[8] ). В журнале «Вестник Древней истории» статья Корниенко Т.В. «Культовое строительство Южной Месопотамии в убедийский период»[9] помогает нам представить облик городов древнейшей цивилизации,
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--