Курсовая работа: Мировая торговля: структура, современные виды
Выполнил
студент группы 11-ФК
специальность 080105
шифр 070055 Гришин Е.И.
Проверил Скоблякова И.В.
Орел 2008
Содержание
Введение
1 Теоретические основы мировой торговли
2 Современные тенденции в развитии мировой торговли
3 Россия в мировой торговле
Заключение
Литература
Введение
Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик. Я выбрал данную тему для написания курсовой работы, потому что она очень актуальна. Мировая торговля - основная форма международных экономических отношений, поскольку включает торговлю не только товарами, но и самыми разнообразными услугами[14,с.3].Мировая торговля занимает ведущее место в системе международных экономических отношений. И, исходя из того, как развивается мировая торговля, можно судить о состоянии экономике в целом. В двадцать первом веке знание механизмов мировой торговли может помочь стране избежать мировых экономических кризисов и обеспечить высокий экономический рост.
С развитием рыночной экономики необходимость внешнего рынка возрастает. Формирование крупной машинной индустрии в качестве основы массового производства, углубление разделения труда и специализации, увеличение оптимальных размеров предприятий требуют более активного участия национальных хозяйств в мировой торговле по линии как экспорта, так и импорта. Реализация товаров за границей позволяет частично разрешать присущее рыночной экономике противоречия между производством и потреблением. Однако, не будучи полностью разрешенными с помощью экспорта товаров, эти противоречия переносятся в сферу мирохозяйственных связей, что находит выражение в острой конкуренции, характерной для международной торговли. Вместе с тем участие в ней ведет к интенсификации воспроизводственного процесса в национальных хозяйствах по ряду направлений: усиливается специализация, создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий. Расширение экспорта влечет за собой повышение занятости, что имеет важные социальные последствия.
Активное участие в мировой торговле создает условия для ускорения прогрессивных структурных сдвигов в национальных хозяйствах. Для многих развивающихся стран (особенно азиатских) рост экспорта стал важной составляющей процесса индустриализации и увеличения темпов экономического роста. Поступления от экспорта - существенный источник накопления капитала на нужды промышленного развития. Расширение экспорта позволяет мобилизовать и более эффективно использовать природные ресурсы и рабочую силу, что, в конечном счете, способствует росту производительности труда и доходов. Вовлечение промышленных предприятий, осуществляющих поставки на внешний рынок, в международную конкуренцию вызывает необходимость постоянного организационно-технического совершенствования их деятельности, повышения технического уровня и качества, выпускаемых в стране товаров, что является фактором роста производительности труда и эффективности экономики. В силу этого наиболее высокие темпы экономического развития характерны для тех стран, где быстро расширяется внешняя торговля, особенно экспорт (Германия в 50 - 60-х годах, Япония в 70 - 80-х, новые индустриальные страны Азии в 90-х). Одновременно с этим увеличение внешнеторгового обмена, возрастание роли экспорта и импорта в национальных экономиках способствуют синхронизации экономического цикла в мировом хозяйстве. Взаимосвязь и взаимозависимость хозяйственных комплексов стран усиливаются настолько, что нарушения в функционировании экономики какого-либо крупного участника мирового рынка неизбежно влекут за собой международные последствия, включая распространение кризисных явлений на другие страны.
Таким образом, мировая торговля является двигателем развития страны в современном обществе и может служить причиной нарушения функционирования экономики во всех странах ее участников. Именно поэтому я выбрал тему свой курсовой работы мировую торговлю ведь только полностью изучив её механизмы можно избежать проблем в функционировании экономики страны и обеспечить её экономический рост.
1 Теоретические основы мировой торговли
Многовековая история мировой торговли опирается на вполне осязаемую выгоду, приносимую ею участвующим в ней странам. За этот период объяснения причин и последствий сложились в конкретные теории. Общая теория международной торговли дает представление о том, что лежит в основе этой выгоды от внешней торговли или чем определяются направления внешнеторговых потоков. Основы теории мировой торговли были сформулированы в конце XVIII - начале XIX вв. выдающимися английскими экономистами А. Смитом и Д. Рикардо.
А. Смит в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) вывел теорию абсолютных преимуществ. В конце XVIII в. преобладала торговля сырьевыми товарами, на базе которой и была создана Смитом его теория. Главный вывод заключается в том, что для государства может быть выгодной не только продажа, но и покупка товаров на внешнем рынке[15, c.43]. Благодаря международному разделению труда цитрусовые всегда выгоднее выращивать в тропических странах, а не в Англии. Заслугой Смита явилось то, что он через наличие естественных и приобретенных преимуществ объяснял межстрановые торговые потоки.
Д. Рикардо в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.) сформулировал более общий принцип взаимовыгодной торговли и международной специализации включающий в качестве частного случая модель Смита. Рикардо открыл закон сравнительных преимуществ, согласно которому каждая страна специализируется на производстве тех товаров, по которым ее трудовые издержки сравнительно ниже, хотя абсолютно они могут быть иногда и несколько больше, чем за границей[ 17, c. 25]. Он приводит ставший классическим пример обмена английского сукна на португальское вино, в результате которого получают выгоду обе страны, даже если абсолютные издержки производства сукна и вина в Португалии ниже, чем в Англии. Автор полностью абстрагируется от транспортных расходов и таможенных барьеров и ориентируется на относительно более низкую цену сукна в Англии по сравнению с Португалией, что объясняет его экспорт и относительно более низкую цену вина в Португалии, что также объясняет экспорт последнего. В результате делается вывод, что свободная торговля ведет к специализации в производстве каждой страны, развитию производства сравнительно преимущественных товаров, увеличению выпуска продукции во всем мире, а также к росту потребления в каждой стране.
В конце XIX - начале XX вв. в результате структурных сдвигов в мировой торговле роль естественных природных различий как фактора международного разделения труда существенно снизилась. Шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин (в 20-30 гг. XX в.) создали теорию, объясняющую причины международной торговли продукцией обрабатывающей промышленности. По мнению авторов, различные страны в разной степени наделены трудом, капиталом, землей, а также разной потребностью в тех или иных товарах. В стране, где, к примеру, трудовых ресурсов много, а капитала недостаточно, труд будет сравнительно дешевым, а капитал — дорогим, и, наоборот, в стране, где трудовых ресурсов мало, а капитал имеется в достаточном количестве, труд будет дорогим, а капитал - дешевым. Согласно теории Хекшера-Олина, товары, требующие для своего производства значительных (максимальных) затрат избыточных факторов производства и небольших (минимальных) затрат дефицитных факторов, экспортируются в обмен на товары, производимые с использованием факторов в обратной пропорции[6, c.32].
В середине XX в. (1948 г.) американские экономисты П. Самуэлъсон и В. Столпер усовершенствовали теорию Хекшера – Олина, представив, что в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. Авторы основывают свою концепцию на модели Рикардо с дополнениями Хекшера и Олина и рассматривают торговлю не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами[18, c.36].
В середине 50-х годов XX в. американский экономист русского происхождения В. Леонтьев развил теорию внешней торговли в работе, известной под названием «парадокс Леонтъева». Используя теорему Хекшера – Олина, он показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала. Это противоречило существовавшим ранее представлениям об экономике США, которые в силу избытка капитала должны были бы экспортировать преимущественно капиталоемкие товары. Включив в анализ более двух факторов производства, в том числе НТП, различия в видах труда (квалифицированный и неквалифицированный) и их дифференцированную оплату в различных странах, Леонтьев объяснил вышеназванный парадокс и тем самым внес свой вклад в теорию сравнительных преимуществ.
В последние десятилетия в направлениях и структуре мировой торговли происходят существенные сдвиги, которые не всегда поддаются объяснению в рамках классических теорий. Поэтому появляются альтернативные теоретические концепции: теория жизненного цикла, теория эффекта масштаба, теория конкурентных преимуществВо второй половине 60-х годов XX в. распространение получила теория «цикла жизни продукта», разработанная Р. Верноном, а также Ч. Киндельбергом и Л. Уэльсом. Каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения, на основе которого могут быть объяснены современные торговые связи между странами при обмене готовыми изделиями. В соответствии с циклом, страны специализируются на производстве экспорта одного и того же товара на разных стадиях зрелости..
Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии: внедрение; рост; зрелость; упадок. На 1-й стадии происходит разработка новой продукции; производство нового продукта мелкосерийно; требует высокой квалификации рабочих; концентрируется в стране нововведения, которая является его монополистом. На 2-й стадии - роста - спрос на продукт растёт; его производство расширяется и постепенно распространяется на другие страны; продукт становится стандартизированным; увеличивается конкуренция между производителями; расширяется его экспорт. На 3-й стадии - зрелости - производство продукта становится крупносерийным; страна нововведения уже не обладает конкурентными преимуществами; происходит перемещение его производства в развивающиеся страны, где дешевле рабочая сила. На 4-й стадии - упадка - спрос на продукт в развитых странах сокращается; производство и рынки сбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах; страна нововведения становится его импортёром[6, c.34].
В начале 80-х годов П. Крюгман, К. Ланкастер и другие экономисты предложили объяснение характера мировой торговли, основанное на эффекте масштаба. Эффект масштаба заключается в том, что долговременные средние издержки уменьшаются по мере увеличения объёма выпускаемой продукции и цена единицы продукта снижается. Согласно данной теории, многие страны обеспечены факторами производства в одинаковых размерах. Поэтому в этих условиях им выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта масштаба (массового производства). Такая специализация позволяет увеличивать объёмы производства и выпускать продукт по более низкой цене.
В 1991 году американский экономист М. Портер в своей книге «Конкурентные преимущества стран» предложил новый подход к анализу развития мировой торговли. По его мнению, в современных условиях значительная часть мировых товарных потоков определяется не естественными, а приобретёнными преимуществами. В своей книге он показывает, как фирма создаёт и удерживает конкурентное преимущество и какова роль правительства в этом вопросе.
Конкурентные преимущества фирмы заключаются в её способности производить продукт более привлекательный для потребителя по качеству, цене и сервису. Конкурентные преимущества фирмы зависят от правильно выбранной конкурентной стратегии и от соотношения факторов (детерминантов) этих конкурентных преимуществ. Для успеха на мировом рынке необходимо соединение правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны.
М. Портер выделил четыре детерминанты конкурентных преимуществ страны:
1)обеспеченность факторами производства, особенно специализированными;
2)ёмкость внутреннего рынка, позволяющая использовать эффект масштаба нововведения;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--