Курсовая работа: Москва многонациональная: конфликт или согласие?
В.К. Малькова, Л.В. Остапенко, И.А. Субботина
I. По данным опроса московских школьников
В чем заключается проблема?
Кардинальные перемены в социально-экономических и этнополитических условиях жизни различных регионов бывшего СССР в постсоветский период значительно обострили проблемы миграции населения и адаптации его на новых местах жительства. За последние годы на территории бывшего Союза миграционный поток существенно расширился, изменились его направления. Но, как и прежде, особенно привлекательными для мигрантов остаются крупные города, среди которых одно из первых мест занимает столица России - Москва.
Москва - это город с уникальными политическими, социально-экономическими и культурными условиями, в котором сейчас наиболее активно осуществляется реформирование во многих сферах общественной жизни. Оставаясь в основном русским городом (по данным переписи населения 1989г. русские составляли в нем около 90% населения), Москва, как известно, одновременно является и огромным полиэтничным мегаполисом, издавна заселенным представителями разных национальностей. До сих пор в московской топонимике сохраняются некоторые старинные немецкие, татарские, армянские, грузинские и другие названия, свидетельствующие в том числе и о долгой совместной мирной жизни в Москве людей разной национальной принадлежности.
Распад Советского Союза в начале 90-х годов дал сильный дополнительный импульс к увеличению многонациональности столицы России. Массы мигрантов из бывших братских республик устремились из своих новых стран, оказавшихся в тяжелом экономическом и социальном кризисе, в более благополучный в экономическом отношении город с быстро развивающимися рыночными структурами, с широкими возможностями для предпринимательской деятельности (в самых разных ее проявлениях), с более высоким уровнем жизни местного населения. Наблюдения показывают, что за последние годы Москва приняла массу мигрантов из различных регионов бывшего Союза. Многие из прибывших являлись представителями так называемых титульных народов стран СНГ и вливались в московские национальные диаспоры. Особенно заметно шло пополнение азербайджанской, армянской и грузинской групп населения.
Однако, судя по данным статистики, доминирующая роль русских, еще в 1970 году составлявших 89,3% в населении города, сохраняется и по сей день. Национальный состав населения Москвы менялся мало (см. табл.1). Согласно материалам всероссийской микропереписи 1994 года, доля русских в Москве составляла к этому времени 90,5%.
Таблица 1
Национальный состав населения Москвы (%)1
Национальности | 1970 год | 1979 год | 1989 год | 1994 год | 1989 в % к 1979 г. |
Все население | 100 | 100 | 100 | 100 | 110 |
в том числе | |||||
русские | 89,3 | 90,2 | 89,7 | 90,5 | 110 |
украинцы | 2,6 | 2,6 | 2,8 | 2,4 | 120 |
татары | 1,5 | 1,6 | 1,8 | 1,9 | 119 |
евреи | 3,5 | 2,8 | 2,0 | 1,5 | 78 |
прочие | 3,1 | 2,8 | 3,7 | 3,7 | |
среди них: | |||||
армяне | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 0,7 | 139 |
грузины | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 161 |
азербайджанцы | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 260 |
Более того, согласно статистике, за последние несколько лет, доля всего инонационального населения в столице немного сократилась (прежде всего за счет массового выезда евреев). Но внутри группы нерусских москвичей заметно возросли численность и доля представителей титульных народов республик Закавказья (см. табл.1). Так, в 1970 году армяне, азербайджанцы и грузины составляли в населении Москвы соответственно 0,4; 0,1 и 0,1%. Но уже к 1989 году численность армян возросла в 1,4 раза, грузин - в 1,6 раза, азербайджанцев - в 2,6 раза, составив в столичном населении соответственно 0,5; 0,2 и 0,2%. За этот же период (около 20 лет) численность русских увеличилась лишь в 1,1 раза. К 1994 году доля представителей титульных национальностей трех закавказских республик (азербайджанцев, армян и грузин) выросла до 1,3% (в 1970 году совокупная доля этих национальностей в населении города составляла только 0,6%). Однако мы говорим здесь лишь о постоянном населении г. Москвы, понимая, что в наличном населении (т.е. среди всех, легально или нелегально живущих в городе в данное время людей) доля представителей этих национальностей существенно выше за счет неучтенных, незарегистрированных мигрантов (что в частности объясняется несовершенством механизма регистрации и учета мигрантов в городе).
Как известно, Москва на протяжении многих советских десятилетий была "закрытой" для мигрантов в силу ее особой роли столичного города-сверхгиганта, пути вселения в который были хотя и известны, но трудно осуществимы: это брачная миграция, учебная миграция и миграция так называемых "лимитчиков", малоквалифицированной рабочей силы для строительства и для тех тяжелых отраслей хозяйства города, которые не заполнялись москвичами. Часть этой миграции была возвратной, но значительные группы мигрантов оседали в Москве на постоянное жительство, пополняя ряды москвичей.
Так, по данным статистики, за 1980 год доля мигрантов армянской, азербайджанской и грузинской национальностей в общем потоке прибывших в Москву людей составляла 2,4% (напомним, что в постоянном населении Москвы их совокупный удельный вес был равен 0,6%) (см. табл. 2). Среди выбывших из Москвы в этом году людей доля армян, азербайджанцев и грузин была тоже сравнительно высокой - 2,3%. Но в миграционном приросте Москвы (т.е. разнице между прибывшим и выбывшим населением) доля этих национальностей составляла 2,7%, что в 4,5 раза превышало их долю в населении столицы. Причем, наибольшей успешностью в переселении выделялись армяне.
Таблица 2
Национальный состав мигрантов (Москва)2
Национальности | Прибыло | Выбыло | Миграционный прирост |
1980 год | |||
Всего: | 185871 | 100445 | +85426 |
в том числе: | |||
грузины | 1276 | 704 | +572 |
армяне | 2078 | 915 | +1163 |
азербайджанцы | 1193 | 709 | +484 |
1988 год | |||
Всего: | 154145 | 97518 | +56627 |
в том числе: | |||
грузины | 1334 | 925 | +409 |
армяне | 2167 | 1048 | +1119 |
азербайджанцы | 1921 | 985 | +936 |
1996 год | |||
Всего: | 101013 | 65362 | +35651 |
в том числе: | |||
грузины | 1678 | 433 | +1245 |
армяне | 4653 | 884 | +3769 |
азербайджанцы | 1549 | 466 | +1083 |
К концу 1980-х годов значительно выросла миграция в Москву и азербайджанцев. Численность только официально зарегистрированных мигрантов азербайджанской национальности возросла в 2 раза, а всего доля мигрантов титульных национальностей республик Закавказья, прибывших в Москву, составляла уже 3,5% от всего миграционного потока. В миграционном же приросте их совокупный удельный вес достиг уже 4,4%, в то время как в постоянном населении столицы они составляли лишь 0,9%. Заметим, что и в этот период в Москве чаще всего оседали армяне.
Данные о миграции за 1996 год показали резкий рост доли "закавказской" миграции в Москву: среди всех прибывших она составила 7,8%, среди выбывших - 2,8%, а в миграционном приросте - 17,1%. Из них 10,6% составили армяне. Как видим, на протяжении последних двух десятилетий при неизменном росте доли "закавказских" народов в миграции в Москву лидирующее положение в пополнении населения столицы остается за армянами.
Какова структура миграционных потоков представителей титульных национальностей стран Закавказья в Москву? Согласно последним данным (1996г.), среди грузин, прибывающих в столицу, около 30% составляют те, кто мигрирует из разных регионов Российской Федерации, и практически все остальные - выходцы из Грузии. У азербайджанцев - та же картина. А структура миграции армян более сложна: наибольший поток армянских мигрантов (около 45%) идет в Москву из других регионов России, примерно 40% - мигранты из Армении, около 10% мигрантов - выходцы из Грузии и еще 5% падает на долю армян из Азербайджана. Абсолютное боль-шинство (от 70 до 85%) в этих потоках миграции представлено мужчинами в трудоспособном возрасте.
На первых порах столичное руководство, используя многие, доступные ему механизмы (на-пример, регистрацию приезжих, попытку использовать СМИ в формировании определенного общественного мнения о приезжих у москвичей и др.), старалось сдерживать и ограничивать число прибывающих в город. Но в последние несколько лет этот процесс в Москве стал практически малоуправляем. Большинство приезжих, особенно из южных республик бывшего Союза, уже достаточно прочно обосновавшихся в городе, помогают и многим своим землякам переехать в Москву и разными способами закрепиться в ней. Постепенно в российской столице вновь формируются районы, где стараются компактно поселиться представители нерусской национальности (Солнцево, Марьина Роща, Измайлово и др.)
Массовое прибытие в Москву инонационального населения, наряду с позитивными моментами (приток капиталов, трудовых ресурсов), вызвал и ряд острых проблем, иногда взрывоопасных, в разных сферах жизни городского сообщества, в том числе связанных со сложностями во взаимоотношениях людей разных национальностей, отличающихся особенностями языка, культуры, образа жизни, психологии и т.п. Определенная напряженность в межэтнических отношениях, во взаимоотношениях постоянных жителей Москвы и приезжих на фоне усиления конкуренции на рынках труда и жилья, осложняют процесс адаптации инонациональных мигрантов в Москве. Опыт последних лет показал, что прибытие в Москву большого числа незапланированных городскими службами приезжих, их обустройство здесь, урегулирование их отношений с местными жителями и многие другие аспекты их взаимодействия с горожанами-резидентами очень осложняют психологическую, экономическую, экологическую и криминальную обстановку в городе.
Новые сложности вызывают и некоторые перемены в социально-профессиональном и образовательном составе нерусских мигрантов, прибывающих в Москву. Если в советский период люди, приезжающие в столицу с целью в ней поселиться, представляли собой преимущественно выходцев из крупных городов Союза, квалифицированных рабочих и специалистов с относительно высоким образовательным уровнем (иные просто не выдерживали московскую конкуренцию), то в последнее время в связи с резко ухудшившимся экономическим положением в странах нового российского зарубежья в Москву потянулись жители из самых различных мест постсоветского пространства с весьма широким диапазоном занятий и профессий.
Среди мигрантов последних лет заметно возросла доля работников мало- и неквалифицированного физического труда, пополнивших не слишком популярные у москвичей вакансии в интенсивно развивающихся с недавних пор в Москве отраслях торговли, бытового обслуживания, строительства, в том числе дорожного, жилищно-коммунального хозяйства и т.п. Национальная интеллигенция бывших союзных республик, вынесшая на своих плечах и претворившая в жизнь идею национально-республиканской суверенизации, теперь в гораздо меньшей степени, нежели раньше, ориентирована на отъезд из "своих" независимых государств.
Соответственно снизился образовательный уровень мигрантов, за счет чего изменились показатели образования у представителей нерусского населения Москвы. За пять лет - с 1989 по 1994 г. (по данным переписей населения) доля людей с высшим, неоконченным высшим и средним специальным образованием уменьшилась. В то же время возросла доля лиц с образованием ниже среднего.
В прошлые годы одним из важных стимулов переезда в Москву у потенциальных мигрантов выступали социально-культурные факторы - расширение общего кругозора и сферы общения, получение специального образования, подъем социального статуса, приобщение к русской и мировой культуре и т.п. Жестокий экономический кризис, наступивший после распада Союза и затронувший все его бывшие республики, вынудил к переселению людей, стремящихся в первую очередь найти новые источники средств существования, повысить материальный уровень жизни, улучшить бытовые условия.
Ставя перед собой в основном экономические, хозяйственные цели, многие московские мигранты часто не задумываются о том, сумеют ли они "вписаться" в этнокультурную среду Москвы, станут ли здесь "своими", смогут ли принять местные особенности быта и нравов, не будет ли их поведение, обычаи, привычки диссонировать с принятыми в Москве. Между тем, как показывают практика и специальные исследования, чем обособленнее этническая группа, живущая в окружении инонационального большинства, чем больше "культурная дистанция" между ними, чем сильнее ее культурные, поведенческие, психологические особенности, тем настороженнее отношение к ней местного населения, уровень его неприятия, тем сложнее процесс приживаемости данной группы на новом месте.
С ростом миграционного потока в Москву нерусского населения из бывших союзных республик, изменением социального и образовательного состава приезжающих подобное обособление мигрантов в столице России стало усиливаться. Недостаточно хорошо владея русским языком, не зная особенностей местного быта, приезжие стараются поселиться поближе друг к другу - в одном доме, на одной улице, в одном районе. Особенно это касается людей с невысоким образовательным уровнем, в том числе бывших сельских жителей, среди которых наиболее сильны родственные и соседские связи. Многие из них, устроившись в Москве, "перетягивают" к себе своих родственников, друзей, односельчан, помогая им не только с жильем, но и с трудоустройством. Проживая среди представителей своей национальности и работая вместе с ними в одном трудовом коллективе, нерусские мигранты не имеют особого стимула для совершенствования русского языка, изучения русской культуры, местных обычаев и норм. А ведь это крайне необходимо для корректировки их поведения в новых жизненных условиях, нередко существенно отличающихся от принятых в их собственной среде.
Это, в свою очередь, вызывает отрицательную реакцию со стороны постоянных жителей Москвы, для которых многочисленные приезжие, особенно отличающиеся своей внешностью, манерами, темпераментом (прежде всего коренные народы кавказских и азиатских республик), воспринимаются чужаками, нарушающими привычный уклад жизни. Подобные негативные настроения обостряются на фоне экономического кризиса, не обошедшего стороной и Москву, безработицы, обнищания большинства населения, криминализации общества, ухудшения экологии, роста инфекционных заболеваний и т.п.
Особое влияние на отношение москвичей к приезжим нерусской национальности из бывших союзных республик оказывают и такие общие процессы, как образование новых суверенных государств, патронирующих интересы людей только титульной национальности, и в той или иной мере ущемляющих права инонационального населения, особенно русских; рост межнациональных конфликтов, принимающих иногда вид вооруженных столкновений; война в Чечне. Немаловажную роль играет и деятельность средств массовой информации и местных властных структур по дискредитации представителей ряда этнических групп, проживающих в Москве, например, постоянная проверке документов у, так называемых, "лиц кавказской национальности" и т.п.
В таких условиях процесс социально-культурной адаптации (но не ассимиляции) национальных меньшинств в столице России представляется весьма сложным и крайне противоречивым, так как требует, с одной стороны, приспособления людей к новой этнокультурной среде в условиях далеко не всегда благожелательного отношения со стороны местного населения, с другой, - сохранение своего национального самосознания, языка, национально-культурной атрибутики. Надо отметить, что подобная нелегкая задача стоит сейчас и перед значительной массой нетитульного населения других бывших союзных республик, в том числе русских, живущих за пределами России.
Если еще в недавнем прошлом для немногочисленного населения нерусской национальности Москвы было особенно важным не "раствориться" в местной среде, сохранить свою национальную самобытность, на что в частности была направлена основная деятельность национально-культурных обществ, то в наши дни не менее актуальной становится необходимость для мигрантов более глубоко приобщиться к образу жизни москвичей или, по крайней мере, не вызывать своим поведением, словами, манерами отрицательных эмоций у местных жителей.
В этой связи интересны данные исследования, проведенного в 1992 г. сотрудниками Центра по изучению межнациональных отношений Института этнологии и антропологии РАН при участии авторов, среди 42 национально-культурных обществ Москвы (из 56, функционировавших в то время). Согласно опросу две трети их руководителей считали основной целью деятельности своих обществ развитие и пропаганду среди москвичей своего национального языка и культуры. Соответственно менее трети (помимо этого) называли задачу укрепления дружбы и взаимопонимания между народами. Среди проводимых национально-культурными обществами мероприятий наиболее важными в то время их руководители считали: организацию школ, курсов с национальным языком обучения (более 60%), издательскую деятельность, пропагандирующую интересы национальных общин Москвы (более 60%), организацию вечеров, праздников, концертов с национальной тематикой (более половины), создание коммерческих структур (около 50%). В то же время мероприятия по ознакомлению членов своих обществ с достижениями других национальных культур, в том числе русской, видели в качестве особенно важного вида своей деятельности лишь четверть руководителей национально-культурных обществ.
Конечно, национально-культурные общества и были созданы для того, чтобы защищать интересы людей своей национальности, способствовать сохранению своей национальной культуры. Однако, возможно, в новых условиях на данный конкретный момент подобная защита должна рассматриваться более широко, в том числе и как помощь нерусским жителям Москвы, особенно вновь приехавшим, скорее и безболезненнее адаптироваться к новой среде. Тем более, что для многих прибывающих в Москву людей нерусской национальности, немалая часть которых, как уже говорилось, представлена работниками физического труда, жителями сельской местности, являющимися носителями своих национальных культур, вопрос потери этнокультурной специфики пока не стоит особенно остро.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--