Курсовая работа: Налоговый контроль за фактическими расходами физических лиц

Вопросы осуществления налогового контроля за фактическими расходами физических лиц являются наиболее часто рассматриваемыми в последнее время в публикациях и литературе. Такую актуальность эти проблемы приобретают в связи с постоянными изменениями в их законодательном регулировании.

Так, 24.04.2000 года Комитет Государственной Думы по бюджетам и налогам принял решение не рассматривать поправки в первую часть Налогового Кодекса РФ, по крайней мере до тех пор, пока не будет принята вторая часть Налогового Кодекса РФ. Как по этому поводу заявил глава этого комитета А. Жуков, "плохо, когда налоговое законодательство бесконечно меняется, тем более таким кардинальным образом. Кодекс хотели изменить концептуально. Например, разрешить различным ведомствам издавать инструкции, толкующие закон, ужесточить многие процедуры в отношении налогоплательщиков. Это нас не устраивает, у нас есть серьезные возражения. Поэтому мы приняли решение, что вносить поправки в первую часть Налогового кодекса несвоевременно".

Однако недавно ситуация изменилась: 22.06.2000 года Комитет Государственной Думы по бюджетам и налогам одобрил поправку, предложенную вице-спикером Государственной Думы Г. Боосом, в соответствии с которой действие налогового контроля за расходами физического лица приостанавливается до 1 января 2001 года (Г. Боос предлагал отменить контроль до 2003 года). Аргументируя свое предложение, он отметил, что с введением этого контроля отечественная экономика "потеряла стимул к росту в виде растущего потребительского спроса". Но ведь из этого следует, что стимул экономики носит отчасти полукриминальный (или, по крайней мере, отчасти противоправный) оттенок!

Позиции депутатов по вопросу о налоговом контроле за расходами физического лица неоднозначны. Председатель Подкомитета по деятельности Центрального банка РФ М. Задорнов счел приостановление контроля несправедливым; председатель Комитета по бюджетам и налогам А. Жуков отметил, что "в глазах населения отмена контроля за расходами политически будет выглядеть неправильно". Против выступил и заместитель министра финансов М. Моторин, считающий, что нельзя останавливать процесс накопления информации о налогоплательщиках, а также заместитель министра по налогам и сборам С. Шульгин . В любом случае, как явствует из сообщений средств массовой информации, если и приостановят действие налогового контроля за расходами физического лица, то, во-первых, ненадолго, а во-вторых, очень вероятно, что с 2001 года он станет намного более жестким для налогоплательщиков и более эффективным для государства.

Хотя существует и другая точка зрения на перспективу развития налогового контроля в нашей стране. Она связана с появившимися в российской прессе 05 июля 2000 года сообщениями о том, что Министерство юстиции РФ решило отказать в государственной регистрации "Положения о порядке проведения налогового контроля за расходами физических лиц", и Министерству по налогам и сборам РФ пришлось признать свой приказ о проведении налогового контроля за расходами физических лиц, введенный с 1 января 2000 года, утратившим силу. Представители налоговых органов с самого начала были против введения данного положения, поскольку оно было не доработано, содержало много лазеек для выхода из-под контроля, действовало выборочно, так как налоговая инспекция не могла справиться с обрушившимся на нее объемом работы. По мнению специалистов, налоговый контроль возрожден не будет. Как показывает практика, подобные приказы МНС - обычно первый шаг перед изменением действующего законодательства.

Сравнительный анализ законодательства

Государственной Думой 2 июля 1998 года был принят Федеральный Закон РФ "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам" (далее Закон). В первоначальной редакции данный Федеральный закон должен был вступить в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, то есть с 25 января 1999 года. Пункт 2 статьи 3 должен был вступить в силу через один год после вступления в силу данного закона. На период до его вступления в силу государственному контролю подлежало приобретение в течение одного календарного года одного объекта, указанного в пункте 1 статьи 3 данного Федерального закона, стоимость которого составляет не менее 1500-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на дату совершения сделки. Государственному контролю подлежит также приобретение в течение одного календарного года нескольких объектов, указанных в пункте 1 статьи 3 Федерального закона, суммарная стоимость которых составляет не менее 4500-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на дату совершения сделки по приобретению каждого объекта. После вступления в силу пункта 2 статьи 3 предполагалось уменьшение сумм стоимости объектов, перечисленных в Законе до 1000-кратного минимального размера оплаты труда и суммарной стоимости – до 3000-кратного размера.

Федеральный Закон от 9 февраля 1999 года "О внесении изменения в статью 11 Федерального Закона "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам" предусматривал, что данный Закон вступает в силу по истечении восемнадцати месяцев со дня его официального опубликования.

Однако Федеральным Законом "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового Кодекса РФ", принятым Государственной Думой 23 июня 1999 года признавались утратившими силу Федеральный Закон от 20 июля 1998 года "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам", а также Федеральный Закон от 9 февраля 1999 года "О внесении изменения в статью 11 Федерального Закона "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам". Пунктом 78 этого Закона Налоговый Кодекс дополнялся статьями 86.1, 86.2, 86.3, содержащими аналогичные положения по вопросам налогового контроля за расходами физических лиц. Данные статьи вводились в действие с 1 января 2000 года. Поэтому соответствующие вопросы регулируются в настоящее время частью первой Налогового Кодекса РФ.

Целью налогового контроля за расходами физического лица является установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам. Такое установление, в соответствии с Приказом от 22.12.99 г., осуществляется для целей выявления доходов физического лица, с которых не был уплачен подоходный налог.

Можно заметить два принципиально разных подхода в первоначальном Законе и в Налоговом Кодексе к содержанию контроля, осуществляемого налоговыми органами. Закон "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам" в пункте 2 статьи 3 закона предусматривал, что государственному контролю подлежит приобретение в течение одного календарного года одного объекта, указанного в пункте 1 статьи 3, стоимость которого составляет не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на дату совершения сделки. Государственному контролю подлежало также приобретение в течение одного календарного года нескольких объектов, указанных в пункте 1 этой статьи, суммарная стоимость которых составляет не менее 3000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на дату совершения сделки по приобретению каждого объекта. К такому имуществу, перечисленному в п. 1 статьи 3 относилось:

недвижимое имущество;

воздушные суда, морские суда и суда внутреннего плавания, наземные транспортные средства;

акции, доли участия в уставных капиталах хозяйственных обществ и складочных капиталах хозяйственных товариществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;

культурные ценности;

золото в слитках.

Данным Федеральным Законом, в отличие от Налогового Кодекса, четко были определены все понятия тех видов имущества, расходы на приобретение которого должны были контролироваться налоговыми органами. Поэтому, в соответствии с ним, налоговый орган не вправе был направлять требование о представлении специальной декларации физическому лицу, приобретающему имущество, не указанное в данном Законе, а также о суммах расходов, размеры которых не попадают под его действие. Налоговый Кодекс не содержит аналогичного положения, что является его недостатком, так как им точно не определяются понятия тех видов имущества, за расходами на приобретение которых осуществляется налоговый контроль, а, следовательно, подпадает ли определенный вид имущества под действие Налогового Кодекса, подлежит установлению в каждом конкретном случае исходя из смысла законодательства. Но остается непонятным вопрос о том, кто будет полномочен решать данную проблему. Информацию о купле-продаже недвижимости, механических транспортных средств, культурных ценностей, золота в слитках, ценных бумаг должны предоставлять органы, осуществляющие регистрацию сделок с ними. Так, ГК РФ предусматривает, что к недвижимому имуществу другими законами может быть отнесено и иное имущество. Таким образом, получается, что при осуществлении сделок купли-продажи с ним, данные органы должны знать всю законодательную базу, раскрывающую понятие "недвижимости". Поэтому, исходя из положений Налогового Кодекса, этим вопросом будут заниматься органы, в чьи непосредственные обязанности не входит установление смысла использующихся в законодательстве понятий. Таким образом, может получиться ситуация, когда данные органы (например, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним) будут направлять информацию о зарегистрированных сделках в отношении того имущества, которое не предусматривается в Налоговом Кодексе. Поэтому в ближайшее время должен быть принят такой законодательный акт, которым разъяснялись бы все используемые в статье 86.1 Налогового Кодекса понятия. Таким актом является Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 22 декабря 1999 года.

Таким образом, перечисляя определенное имущество, приобретение которого физическим лицом обуславливает государственный контроль за соответствием крупных расходов доходам этого лица, Закон, тем не менее, решающим критерием называл сумму стоимости, равную конкретному минимальному размеру оплаты труда. Преимущество такого подхода заключалось, на мой взгляд, в привязке расходов физического лица к устанавливаемым законом и постоянно повышаемым им минимальным размерам оплаты труда. Так, с 1 января 1997 г. в соответствии с Федеральным законом от 09.01.97.г. N 6-ФЗ минимальный размер оплаты труда устанавливался в размере 83490 руб.; ранее он был установлен с 1 апреля 1996 г. – 75900 руб.; с 1 января 1996 г. – 63250 руб.; с 1 декабря 1995 г. – 60500 руб. и т.д. Таким образом, законодатель сам давал возможность повышать планку расходов физических лиц, не подпадающих под налоговый контроль. Хотя, с другой стороны, такой подход был очень зависим от складывающейся в государстве экономической ситуации. На момент принятия Закона (в июле 1998 года) покупки в размере 1500 минимальных размеров оплаты труда могли осуществляться на сумму, равную не менее 126 тысяч рублей за одни раз или на сумму около 400 тысяч рублей в течение всего года. Начиная с 2000 года, сумма минимальной недекларируемой покупки должна была быть снижена до 84 тысяч рублей за однократную покупку и до 250 тысяч рублей при нескольких покупках в течение года. После августовского кризиса такая возможность сократилась в три раза. Если раньше Закон затрагивал интересы наиболее состоятельных граждан, то после 17 августа он стал актуален практически для всех. Поэтому в дальнейшем такой подход был изменен.

Налоговый Кодекс исходит из совершенно другого критерия определения расходов физических лиц – он содержит критерий имущества, а не понятия "крупных расходов", которые обуславливают такой контроль. В соответствии со статьей 86.1. налоговому контролю подлежат расходы физического лица, приобретающего в собственность определенное имущество, содержащегося в закрытом перечне:

 недвижимое имущество, за исключением многолетних насаждений;

 механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;

 акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;

 культурные ценности;

 золото в слитках.

То есть частью первой Налогового Кодекса РФ предусматривается, что будет контролироваться любая покупка перечисленных в данной статье объектов вне зависимости от их стоимости. Закрытый перечень указанных объектов означает, что они не подлежат расширительному толкованию, то есть, не могут дополняться другими видами имущества.

Гражданский Кодекс РФ относит к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения (ст. 130). К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Например, Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" определяет недвижимость в жилищной сфере как недвижимое имущество с установленными правами владения, пользования и распоряжения в границах имущества, включающее: земельные участки и прочно связанные с ними жилые дома с жилыми и нежилыми помещениями, приусадебные хозяйственные постройки, зеленые насаждения с многолетним циклом развития; жилые дома, квартиры, иные жилые помещения в жилых домах и других строениях, пригодные для постоянного и временного проживания; сооружения и элементы. Законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" недвижимым имуществом (недвижимостью), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с данным законом признается - –земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы. Однако Налоговый Кодекс исключает из объектов, расходы на которые подлежат налоговому контролю многолетние насаждения.

"Механическое транспортное средство" - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Приказ от 22.12.99 г. относит к механическим транспортным средствам, не относящимся к недвижимому имуществу, механические транспортные средства, имеющие не менее 2 колес, рабочий объем двигателя более 50 куб. см и максимальную скорость более 50 км/ч, а также прицепы и полуприцепы различной грузоподъемности.

К ценным бумагам относятся: государственные облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном порядке отнесены к числу ценных бумаг. Налоговый Кодекс из всех перечисленных в ГК видов ценных бумаг в качестве объектов, расходы на приобретение которых контролируют налоговые органы выделяет только акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты. Акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Федеральный Закон РФ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ определяет, что государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации (ценные бумаги Российской Федерации); государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации признаются ценные бумаги, выпущенные от имени субъекта Российской Федерации (ценные бумаги субъекта Российской Федерации); муниципальными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования. Сберегательный (депозитный) сертификат является ценной бумагой, удостоверяющей сумму вклада, внесенного в кредитную организацию, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в кредитной организации, выдавшей сертификат, или в любом ее филиале.

Наиболее полно раскрывается в законодательстве понятие "культурных ценностей". В соответствии с Федеральным Законом "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории РФ" от 15.04.98 г. № 64-ФЗ культурные ценности определяются как имущественные ценности религиозного или светского характера, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение: произведения искусства, книги, рукописи, инкунабулы, архивные материалы, составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников, а также памятников монументального искусства и другие категории предметов, определенные в статье 7 Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей";

Культурными ценностями в соответствии с Законом РФ признаются предметы религиозного или светского характера, имеющие значение для истории и культуры и относящиеся к категориям, определенным в соответствующей статье Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" Культурные ценности, подпадающие под действие этого Закона определены в нем как движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, а именно:

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 195
Бесплатно скачать Курсовая работа: Налоговый контроль за фактическими расходами физических лиц