Курсовая работа: Направленность, как социальное явление
Выполнил: студент 2-го курса
К. А. Стуклов
Проверил: зав. кафедрой философии,
профессор Е.А. Андриянова
Саратов, 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическое исследование формирования направленности личности под влиянием социальных факторов
1.1 Структура направленности
1.2 Потребности и их социальная обусловленность
1.3 Интересы
1.4 Идеалы. Идеалы и их культурная обусловленность
Глава 2. Направленность и культура
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния приоритетного источника информации на ценностную сферу личности
Заключение
Список литературы
Введение
Цивилизация растет, развивается, каждое мгновение стоит все дороже и дороже и человеческая личность, как субъект деятельности, становиться все важнее. И наиболее важен для современной психологической науки вообще и для социальной психологии в частности вопрос, - какие факторы влияют на деятельность человека? Важен он в практическом плане – для рекламы, маркетинга, да и рынка в целом он фундаментален. Актуален этот вопрос и в педагогике, и в социологии, и в управлении – в любой сфере, где важно поведение человека.
Проблема эта слишком широка для этой работы, поэтому необходимо для начала определиться с объектом и предметом исследования, а так же с тем, в каком контексте будет проходить исследование.
Условно, факторы, влияющие на деятельность, можно разделить на внешние и внутренние по отношению к субъекту. Внешними будут называться объективные факторы, предметы материальной действительности, а так же общественные отношения, которые влияют на деятельность субъекта вне зависимости от него самого. Внутренние факторы – это собственно личность, с ее потребностями, желаниями, мотивами, направленностью, характером и темпераментом[2]. Но нужно сразу указать, что влияние многих внешних факторов будет сильно зависеть от внутренних факторов из-за субъективного восприятия мира личностью. Несомненно, и внешние факторы влияют на реализацию личностного аспекта деятельности. Но как они влияют, вопрос открытый, и одной из задач этой работы будет частично ответить на него.
в этой работе наибольшее внимание будет уделяться именно личностному компоненту деятельности, а именно такой ее части как направленность, так как именно она, являясь совокупностью наиболее важных для личности мотивов и потребностей, во многом обуславливает деятельность личности.
Объект: Направленность.
Учитывая специфику науки социальная психология, рассматривать направленность необходимо как явление социальное, порожденное обществом и проявляющееся в общественных отношениях.
Предмет: Направленность как социальное явление
Так же важен контекст, в котором будет изучаться направленность и ее проявление.
Контекст, в котором будет рассматриваться направленность – деятельность, так как направленность обуславливает деятельность и, следовательно, в ней проявляется. Главной опорой в теоретической разработке будет деятельностный подход, как наиболее подходящий для изучения направленности в ее социальном аспекте.
Так же будут использованы: теория мотивации А. Маслоу, понятия интеро- и экстериоризации, а так же понятие знака из культурно-исторической теории Л. С. Выгодского. Эти теории и понятия будут использованы как вспомогательные для создания более целостной картины механизмов генезиса и воздействие направленности на деятельность.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--