Курсовая работа: Национальные конфликты как социальное явление

Содержание

Введение

Глава 1. Национальный конфликт: понятие, сущность, причины

Глава 2. Способы предотвращения и разрешения национальных конфликтов

2.1 Национальная политика как условие предотвращения национальных конфликтов

2.2 Правовые основы разрешения национальных конфликтов

Глава 3. Авторская программа «Воспитание национальной толерантности у школьников»

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Актуальность изучения этнических конфликтов в последние десятилетия обусловлена трудноразрешимостью подобного рода конфликтов, которые к тому же стали одним из наиболее распространенных источников общественных противоречий и политической нестабильности. Большинство существующих в настоящее время конфликтов можно идентифицировать как этно-религиозно-территориальные. Это косовский, карабахский, грузино-абхазский кризисы и другие. Для Российской Федерации данная проблема также одна из наиболее серьезных. Можно уже говорить о том, что один из конфликтов, развернувшихся на территории России – чеченская война, в основе которой лежит, в том числе этническая компонента, – одно из крупнейших политических событий конца ХХ века.

Межнациональный конфликт - это нежелательное явление в жизни общества, которое является своего рода тормозом в решении проблем общественной жизни людей различных национальностей. Погасить разразившийся конфликт крайне трудно, он может длиться месяцы, годы; затухать, затем разгораться с новой силой. Негативные последствия межнациональных конфликтов не исчерпываются прямыми потерями, они осложняются большими потоками беженцев. Все это может быть причинами социальной нестабильности и этнических конфликтов, национализма, политических спекуляций.

Объектом данной работы являются социальные конфликты в обществе.

Предметом исследования выступают национальные конфликты как одно из проявлений социального конфликта.

Цель данной работы – рассмотреть национальные конфликты как социальное явление, разработать авторскую программу по воспитанию толерантности у школьников.

Для достижения данной цели выдвигаются следующие задачи :

1) рассмотреть понятие, сущность, причины национальных

конфликтов;

2) проанализировать способы предупреждения и разрешения национальных конфликтов;

3) создать авторскую программу «Воспитание национальной толерантности у школьников».

Теоретической основой послужили работы таких авторов, как Акиевой М. Х., Козера Л., Осипова А. Г., Маценова Д. В., Платонова Ю. В., Тишкова В. А., Торшина А. П., Байбородовой Л. В., Кокшарова Н. В.

Правовой основой работы послужили такие документы как Конституция Российской Федерации, ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", ФЗ "О национально-культурной автономии", ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", Единый перечнь коренных малочисленных народов РФ, “Концепции государственной национальной политики Российской Федерации”, Закон Саратовской области «Об областной целевой программе «Национально-культурное развитие народов Саратовской области» на 2008-2010 годы». Таким образом, всего 8 нормативных источников. Общее количество использованных в работе источников составило 17.

Структура работы состоит из 3 глав (2 теоретические и авторская программа), 2 параграфов, введения и заключения. Авторская программа направлена на воспитание национальной толерантности у школьников. И призвана сформировать у них чувства и сознания граждан мира.


Глава 1. Национальный конфликт: понятие, сущность, причины

Одна из фундаментальных потребностей человека — потребность принадлежности к какой-либо общности — семейной, родовой, профессиональной и т.п. Важнейшее место в этом ряду принадлежит общности этнической. Самоидентификация «я — русский» или «я — украинец» — это не просто фиксация некоей прикрепленности индивида к сетке социальных координат, но и выражение глубинной потребности человека быть частью одной из наиболее устойчивых социальных общностей — этноса. Какое-либо ущемление этой потребности неминуемо ведет к появлению конфликтов.

Несмотря на уже довольно долгую историю науки этнологии общепризнанного понятия «этнос» так и не выработано. Разные этнологические школы выдвигают на первый план то объективные факторы формирования этносов (связь с природной средой, общность территории, языка), то субъективные (самоназвание, общность духа, религии, чувство солидарности), то природные, то исторические. В. А. Тишков предлагает следующее определение: «Этничность утверждает себя вполне определенно как устойчивая совокупность поведенческих норм или социально-нормативной культуры, которая поддерживается определенными кругами внутриэтнической информационной структуры (языковые, родственные или другие контакты)»[1] .

Этническая идентичность задается, прежде всего, внутригрупповыми нормами поведения, особенности которых фиксируются языковыми, психологическими, нравственными, эстетическими, религиозными и прочими средствами культуры. Дополнительные прочность и единство этносу придают общность истории и сплоченность вокруг общих символов.

Наряду с понятием «этноса» для характеристики отношений между народами используется понятие «нация». В мировой практике оно означает союз граждан одного государства. В этом смысле данное слово используется, например, в названии — Организация Объединенных Наций. Это организация не каких-то экономических или культурных сообществ, а именно суверенных государств, которые принято называть национальными потому, что, как правило, государства Нового времени формировались на базе одного или нескольких крупных этносов. Поэтому, определяя соотношение понятий «этнос» и «нация», можно было бы сказать, что нация — это этнос, обретший свою государственность.

Только при этом надо обязательно подчеркнуть, что границы между государствами никогда точно не совпадали с границами локального проживания представителей конкретных этносов. Многие этносы вообще часто оказывались разделенными границами государств (поляки, армяне). А логика становления крупных государств диктовала необходимость объединения множества этносов под одну государственную «крышу». Например, американцы (граждане США) — это одна нация. Хотя этносов в ней перемешано множество.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 152
Бесплатно скачать Курсовая работа: Национальные конфликты как социальное явление