Курсовая работа: Неполная семья как фактор социально-психологического неблагополучия ребенка
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»
Институт новых информационных технологий
Кафедра социальной работы
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу Социальная работа с проблемными семьями
Тема: Неполная семья как фактор социально-психологического неблагополучия ребенка
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Понятие и типы неблагополучных семей
1.1 Общее представление о неполной семье
1.2 Типология неблагополучных семей
Глава II. Личность ребенка в неполной семье
2.1 Особенности формирования личности в неполной семье
2.2 Тест на исследование тревожности
2.3 Танцевально-двигательная терапия
Заключение
Литература
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека. Происходит овладение им социальных ролей, необходимых для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Среди причин семейного неблагополучия можно выделить перемены в экономике, политике и социальной сфере. Все это негативно отразилось на взаимоотношениях между членами семьи и, прежде всего, между родителями и детьми. Одной из самых распространенных среди неблагополучных является неполная семья. Отсутствие полноценного образца для внутрисемейной социализации почти всегда ведет к определенным нарушениям в психическом и личностном развитии ребенка.
Актуальность данного исследования заключается в том, что именно в семье закладываются основные нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
В настоящее время много детей, которые воспитываются в неполных семьях. Учитывая разнородный характер неполных семей, выделены проблемы, которые сказываются на психическом состоянии ребенка в разведенной, осиротевшей и внебрачной семье. В наше время растет количество разводов, велико количество внебрачных рождений и достаточно высок уровень смертности среди взрослых людей, находящихся еще в довольно молодом возрасте, в силу различных причин (несчастные случае на производстве, алкоголизм, наркомания, заболевания и т.д.). И как следствие всего этого – неполные семьи, в которых воспитываются один или несколько детей.
Специалисты, занимающиеся научной разработкой семьи и брака, проводят различные исследования, которые показывают, что дети, которые воспитываются в неполных семьях, испытывают различные психологические трудности. Семейные раздоры, различные психотравмирующие факторы, по мнению детского психиатра М.И. Буянова, могут приводить к тяжелым психическим расстройствам у детей, которые почти всегда носят хронический характер. Исследованием проблем, которые возникают у детей, воспитывающихся в неполной семье, занимаются такие российские специалисты, как: Пухова Т.И., Кочубей Б.И., Григорьева Е. и др. Все они, расходясь в каких-то аспектах, приходят к единому мнению, что не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка, но все же наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья.
Цель работы : рассмотреть проблему неполной семьи как фактора социально-психологического неблагополучия ребенка.
Задачи:
1. Изучить особенности развития ребенка в неполной семье.
2. Рассмотреть типы неполных семей.
3. Провести исследование и определить уровень тревожности у детей из неполных семей.
4. Наметить формы психологического взаимодействия с неполной семьей
Объект: ребенок, воспитывающийся в неполной семье.
Предмет: неполная семья как фактор социально-психологического неблагополучия ребенка
Методы: изучение и анализ литературы, тестирование.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ТИПЫ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
1.1 Общее представление о неполной семье
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--