Курсовая работа: Новеллистика Ш. Андерсона
Выполнил:
студентка 204 группы ФИЯ
Новрузова И.Р
Научный руководитель
к.ф.н., профессор Селитрина Т.Л
Уфа 2009 г.
Оглавление
Введение
Глава I
Глава II
Глава III
Заключение
Список использованной литературы
Введение
?????? ???????? - ???? ?? ???????? ?????????? ???????????? ??????????? XX ????. ??????? ?? ???????????? ??????? ??????, ????? ???? ??? ??????????? ?????????? ????. ??? ?????? ?????? ????????????, ??????? ???????? ?? ??????? ????? ? ????????????, ? ??? ??????? ????????? ??????????, ?????? ???? ?? ?????? ???? ?????????? ??? ????????? ???????????? ?????????. ?????????? ?????????, ????????? ? ?????? ??????, ??????????? ? ????????????. ?????? ?????????? ?? ???? ??????? ????? ? ????????????? ???????????? ??????????. ?? ????????? ??? ?????????????, ? ??????????? ???????, ????????? ????????? ????????? ??????? ???? ?????????????? ???????????, ?????????? ??? ? ??????? ?? ????????.?????????????? ??????????? ????????? ????????? ????????????? ??? ?????? ? ????????? ??? ?????? ?? ??????????????? ????????????? ???????? XX ????. ????? ???, ??? ????????? ? ??????????????? ????? ????????, ???? ??????? ? ?????????, ???????? ? ????? ????.??????????? ??????? ????????? ?? ????????? ???????????? ????? XIX-XX ?????. ???????? ???????? ???????????? ???????????? ??????????, ?? ??????? ???????? ????????????, ??????????? ????? ?????? ??????????? ???????? ??????.?? ???????? ????????? ?????????????????, ??? ????? ???????? ??????? ? ????????, ????????????? ? ???????????? ?????? ???? ??? ??, ????????, ?????? ??????????????, ? ? ?????? ???? ???????????? ??????, ? ?? ????????? ????? ???????????? ? ??????: ???? ????????? ?????????? ???????, ?????????? ????? ????????????? ??????, ?????????? ????????, ??????? ???????? ??????????????? ?????????????????? ???????? ???????????? ?????????? ???????? ????????.? [1]Глава I
????????? ???? ??????? ????????? ?? ????? ?????????.???????? ??????? ? 1876 ???? ? ????????? ??????? ??????, ????? ?????, ?? ??????? ?????? ???. ????? ???? ??????? ? ????? ??????; ???? ????????? ??????? ?????????: ??????, ???????? ? ?. ?., ???? ????????????? ?? ????? ???????. ??????? ?? ???? ????? ??????? ? ????. ????????? ?? ????? ?????? ???? ? ????? ?????????? ? ????? ?? ?????. ???????? ???? ???????? ????????????? ? ??????: ?? ??? ??????????, ??????????, ????????, ??????? ???? ? ???????? ???????. ???????????????? ??????????? ???????? ?? ???????.? 1896 ???? ????? ???????? ? ??????, ??? ????????? ????????? ?? ????????????; ????????? ????? ?? ????? ???????? ??????? ? ????????? ????. ? 1898-1899 ????? ???????? ? ???????? ??????? ????????? ??????? ? ?????????-????????? ?????, ????? ????????? ??????? ?????? ? ?????? ????????? ???????? ? ??????. ?? 1904 ???? ??????? ?? ???????? ????, ???????? ? ????????, ??? ???? ?????? ???????? ?????, ????? ?????? ??????????? ?????? ? ??????, ???? ??????[2] . ? 1907 - 1912 ????? ???????? ?????????? ???????????, ? ????? ? ?????????? ????????? ?????????? ????? ? ????? ?????. ??????? ??????? ? ?????? ????????? ??????? ?????????, ????? ???????????. ???????? ?? ??????????? ? ??????????? ?????? ? ?????? ????????????, ????? ???????? ????? ???????? ???????,- ???? ?? ??????? ? ??????????. ?? ??????? ???????????? ?????? ???????: ????? ??????????? ????????. ???????? ???????? ????????, ??? ???????? ????????????? ??????? ???????? ??????, ??????????? ?????????, ?? ?????? ?? ??????? ???????? ????? ???????? ? ????????? ????????? ?????????, ????? ????, ??????? ? ??????? ???? ????? ?????, ???????????? ??????????? ?? ???. ????????????? ?????? ? ????? ???????, ??????? ?????????? ?????? ???????????? ???????????? ? ???????? ???????????????? ? ??????????????? ???? ?? ???-?? ?????? ???????????. ????????????? ??????? ????? ????????? ?? ??????? ?? ????????????? ???????????? ?? ?????.?[3] ???? ????????? ? ?????????? ????????: ?????? ?? ????? ??????, - ????? ??? ???? ??? ?????? ???????? ???? ???. ? ???? ?????? ?? ????????? ??????? ???? ???????. ??, ??? ?? ??????? ? ????? ?????????????????? ???????? ????????????, ??? ??? ????? ???????? ????? ?????????: ?? ?????????? - ???????, ??????? ????? ? ?????? ? ???????? ??????????, ???????, ????? ???????? ????????? ? ???? ????????; ? ???, ???? ??????? ???????? ?? ??????????, ??????????? ??????? ???????????? ???? ?? ???????????? ?????? ? ???? ?????????. ? 1913 ???? ???????? ???????? ??????? ???? ????? ? ????? ? ??????, ??? ???? ??????? ? ????????? ???????, ? ??????? ???????????? ????????? ???? ? 1922 ????.???? ?????? ??????? ???????? ??????????? ? ???????? ? 1914 ????. ? 1916 ??????? ??? ?????? ??????? ???????????? - ????? ???? ????? ???????????, ? 1917-? ?????? ????? - ?? ?????, ? 1920 ???? - ????? ??????? ??????.???? ?????? ?????. ????????? - ???? ????? ??????????? - ???????????? ?? ??????????? ???????????? ?. ?????????? ?????????????? ??????????, ?????????? ????? ? ????????? ?????? ? ???????. ????? ??? ??????, ?????, ????????? ?????? ??????????? ????????????. ?? ????? ???????????????? ? ????????? ? ????? ???????? ???? ???????? ??????.????????? ????? ????????? - ?? ????? - ??????????? ??????????? ????????????? ????????????. ? ???? ?????? ???????? ??????????? ????, ??????? ????? ???? ?????????? ???????? ???????????? ?????????, - ??? ???????????????? ???????????? ???????. ????? ? ??????????? ????????? ???????.?[4] ?????????? ???????????? ????????????? ? ????????????? ?????? ????? ????????????????? ?????? ?????? ????? - ??????? ???-???????, ???? ??????? ???????. ???? ?????????, ???-?????? ????????? ?????? ?????? ???????????? ???????? ? ??? ???????????? ?????????.? ????? ??? ????? ????????? ?????? - ??? ???????? ???? ? ????????????? ????????. ??? ???-?????? ??????? ??? ???????? ??????????? ????????, ??????? ??? ???????? ?????? ???????. ?????? ?????? ??????????, ?????? ? ??? ?????????? ????? ????????? ?????????????????? ?????, ???? ? ???? ???????. ? ???? ?????? ???????? ??? ?? ?????????????? ???????????? ????????? ????????, ? ????????? ???????? ?????? ?????????????? ???? ????? ??????? ???????? - ???????????? ? ?????????.????? ?? ????? ????? ???????????? ???????? ??? ???? ?? ???? ???????? ? ???????????? ?????????? ??????? ? ??????? ?????? ? ??? ??????.? ?????? ??????? ?????? ???????? ?????? ??????? ???????????????? ???????.????? ??????, ??????? ??? ???-??, ????? ????????? ?????? ???? ????????, ?????????? ?????? ??? ??????? ????????? ???????. ????????????? ?????? ??? ???????????? ???? ????? ????? ? ??????????? ??? ??????? ??????? ? ?????????????? ?????. ???????? ??????????, ??? ???????? ??????????? ??????? ??????? ???????????? ??? ????????, ?? ??? ????? ?? ??????? ???, ??? ???????? ??????? ?????? ???????????????? ???????.? 1919 ???? ????????? ???????? ??????? ??????? ?????? ??????????, ??????, ??????????? ?? ?????? ? ??? ?????????? ???????????? ?????????.? ?????? ?????? ?????????? ? ?????? ???????? ??? ????? ?????? ? ?????? ??????? ????????? ? ????????. ????? ??? ???? ????? ?????, ??? ????, ????? ????, ??? ??? ????? ? ??????. ???? ?? ?????????? ??????????? ????????? ? ???????????? ????????????????, ??????? ???? ?????????? ?? ??????????.? 1921 ???? ???????????? ???????????-?????????????? ?????? ?Dial? ?????????? ????????? ?? ??? ??????? ?????? ??????. ? ??? ??, ???? ???????? ?????? ?? ????? ??????, ???????? ????? ????????????, ??????? ? ?????? ????????? ???????????? ???????????? ???????? ?????. ?????? ????? ? ?????????? ??? ??????????? ??????? ????????? ??????, ??????????, ??????? ????????? ??????? ?? ???????????? ?????????, ???????? ?? ?????? ?????????? ??????? (1923) ? ??????? ????? (1925). ??? ?????? ??????? ??????? ????????? ???????? ????. ??? ????? ????? ????????????? ? ??????? ?? ???? ????????? ?????????, ??? ???????? ???????? ?????????? ??? ?????? ????? ??????.? ???? ??????? ????? ???? ? ????????? ? ????????? ??????? ???? ?????????????? ????????? ? ??????? ??? ?????? ????????? ????? ?????, ? ????? ?????????? ??????? ?????? ??? ???????????? ??????????????, ?? ???? ??????, ?????????? ??????? ???????????????.?????? ???????????? ?????? ????????? ???? ????????; ???? ???? ????????? ?????????, ?? ??? ????? ?????? ??? ?????? ? ????????? ??????? ? ?????????????. ? 1925 ???? ???????? ????? ????????? ? ?????????? ???????? ?? ???????????? ? ???????????? ????. ? ??? ?? ???? ?? ???????? ? ????????? ?????????? ??????? ?? ???? ???, ?? ???????? ???????? ?????? ??? ?? ?????? ?????? ??? ????????? ??????????????? ?? ?????? ???????????? ? ???, ?? ??? ??????? ??? ???????? ? ??????.?????? 1927 ???? ???????? ???? ?????????? ???? ????? ? ????????? ??????? ????? ????????, ?????? ??? ??? ? ??? ??????? ???????? ? ???????, ????? ?????? ? ??????.? ?????? 1929 ???? ???????? ????????? ?? ???????????? ? ??????? ??????? ???????????? ? ?????????? ????????????.? ?????? ????????? ?????????????? ??????? 1929-1933 ????? ? ??? ???????? ???? ?????????? ???????????? ?????????? ????????: ? ?????? 1930 ???? ?? ?????????? ???? ????? ?????????? ???????? ? ???????, ? ??????? ????????? ?? ? ???????????????? ? ?????????, ? 1932 ???? - ????????? ? ??????????? ????????? ? ??????????, ?????? ? ????????? ? ??????? ????????????? ?????????? ???????? ????????? ???????? ??????? ? ????????? ? ???? ????? ????? ??????????? ??????? ????????. ????? 1932 ???? ????????, ?????? ? ?. ?????????, ?. ?????????? ? ??????? ?????????? ??????????, ???????? ????????, ??????? ???????? ????????????? ???????? ?? ???? ???????.? ??? ?? ???? ???????? ????? ?????????? ?? ???????????? ??????????. ? ?????? ? ???? 13 ??????? 1932 ???? ?? ?????: ????????????? ?????????? ???. ???????? ?????? ????? ?????? ??????.? 1932 ???? ???????? ?????? ???? ???????? ???????????? ????? ??? ?? ??????? ????????, ??????????? ??????? ?????? ????????????? ? ???????? (???? ???????? ????????) ? 1929 ????. ????? ???????? ?????????? ??? ?? ????????? ???????, ? ?????????????? ?????? ??????? ? ??????????? ???????, ? ????????. ???????? ???????? ? ????????? ????????????? ????????? ??????. ? ?????? ????????, ??? ??????? ?????????? ??????????.????? ?????? ??? ?????? - ???????????, ??????? ???????. ?????? ? ?????? ???? ? ??????????? ? ??? ??????? ? ?????? ??????????? ??????????. ??? ???? ?????? ???? ?????????, ??? ?????????? ??????? ??????? ??? ?????? ?????. ?? ??? ???? ??????????? ?????? ?????? ???????????? ??? ????????: ????? ???????, ??? ? ?????? ??????? ????????????? ???????? ???????? ????? ?????, ????? ????? ???????? ? ???????? ?????: ??????????, ?????????, ?????????, ??????????, ???? ?????... ????????, ?????????? ??????, ??????? ?????? ???? ?????????. ????? - ??? ???? ?????? ??, ??? ??? ???? ??????????????? - ????? ??????? ? ?????????, ????????? ????? ?????. ????? ??? ???????? ? ??????? ?? ??????, ?? ????????? ???????. ????? ????????? ????????? ?????-?? ???????: ?????? ????? ???????, ??? ? ??????? ?????? ???-?? ?????????, ? ?????? ??????? - ???? ?????, ????? ?????. ? ?? ?? ?????? ????????? ?? ???? ???????? ??????. ???-?? ???????????, ??????... ???-?? ?????? ??????????. ? ???? ????????? ???????????? ??????????? ????? ???????? ?????????????? ??????? 1929-1933 ????? ???????? ???????? ???????????????? ????? ? ?????????? ????????????? ? ????????????? ??????? ? ???.?? 1935 ?.????? ????? ???????????? ????????? ???????????? ???????? ??? ???? ?????????? ?? ???????, ??????????, ??????, ?????????? ? ?????????? ??????? ???????? ?? ??????, ? ????????? ?? ????? ??????, ??? ?? ???????? ??????? ????????????????, ???????? ????? ?????? ? ???????, ???????? ?????? ???? ?????, ?????? ???????? ?????? ????????? ??????? ?????????????. ????????? ????????? ? ???????? ???????? ? ?????? 30-? ????? ????????? ??????????????? ????????? ??? ?????????? ?????????. ? ???????? ??????????? ??, ??? ? ????????? ??? ???????, ??????? ?? ?????? ????????. ???????????? ???? ??????? ????? ???????? ? ???????? ????????, ??????????? ???????????? ? ??????, ??? ???????????????? ???? ???????????.[5] ? ????? ????? ????? ?????, ? 1937 ????, ???????? ???????, ???????, ??????????? ????????? ? ??? ?????? ? ???????????? ???????? ???????? ? ??????????.???? ???????? 8 ????? 1941 ????.Глава II
«Новелла-(итал. novella-новость) – лит. жанр, форма небольшого по объему эпического повествования, сопоставимая с рассказом».[6]
??? ????????? ?????????? ?????????, ? ???????? ??? ???????????? ??????, ????? ??? ?????????????????? ???????? ???????????? ? ?????????????: ???????? ????????????? ???????? ? ??? ??????????? ? ???? ??? ??????????? ???????? ? ? ???? ??????, ???????????????? ??????????????? ????????? ? ??????????? ? ?????? ??????????. ? ???? ????? ???? ??????? ??????? ????? ??????? ?? ?????? XIX ? XX ?????.???????? ???????? ????? - ?????? ?????????, ?????? ???????? ? ???????. ????? ???????? ???????????? ????????????? ? ?????? ?????????? ?????????????? ???????????? ??????????, ??? ??????? ?. ???????? ? ??????? ?????? ?. ????????.????? ????????? ???????? ? ????, ??? ????????????????? ????? ????????? ??????????? ??????? ?? ?????????, ?????????? ???????? ????????? ???? ??????. ????????? ? ???? ????? ?? ????????? ???????????? ??????? ??? ??? ??????, ???????? ?????: ?? ???? ???? ???? ????: ? ??????? ??????? ?? ????? ???? ???????????, ? ???????? ? ???????? ??????? ??????????? ?????? ????? ??????? ???????????? ?????????, ??? ??, ??????, ????, ??????. ??????? ????????? ??????????? ??????????????? ?????????? ???????? ????? ? ???????????? ?????????????????? ?????. ???? ? ???? ????? ??????? ? ???????????, ??? ?????? ?????????, ??????????????? ??????? ? ?????????, ???????? ????????. ????? ?????????????? ??????????? ?????????? ? ??????? ??????? ????????????? ???? ????? ?????-????????. ???, ?? ????????????? ?????????, ?? ??????????? ???????, ?? ?????? ??????? ? ??? ??????? - ?????? ????????, ? ???? ?? ??????????? ? ???????????? ? ???????. ??????? ???????? ???????? ?????? ??? ??????????? ????????? ?????????????????, ?? ????????? ???? ? ??????.????? ??? ?????????? ????????? ???????? ???? ???????????, ??????????????? ????? ???? ?? ?????. ? ?????? ???????? ?? 12 ?????? 1936 ???? ?? ?????:?? ??????? ?????????? ???? ?????? ????????... ? ???? ??????? ?????? ? ????????? ???????. ????????? ??????? ? ????????? ???? ????? ?? ??????? ? ???????? ???????: ?????? ???????? ? ??????. ? ? ????? ????, ??? ???????? ?????????????? ???????, ?????????? ?????????, ????????? ???? ????? ??-?? ????????? ????? ? ????????????.??????? ???? ???? ??? ???????? ??????????? ? ???????????????? ??????? ? ?????? ???????????? ????????????, ????? - ? ??????????? ????? ? ??????????? ???????? ?????, ? ????? ???????, ????? ??????? ???????? ?????????? ???? ????? ?????????????.[7] ??? ?????????, ???????????, ????? ? ??????????? ??????????????? ??????????? ????????????????, ?????????? ??? ? ???????????????? ????. ?? ???? ??????????? ????? ? ????????? ????, ????? ????????? ????? ???????? ???? ??????? ???? ? ??????? ?? ???? - ?????, ??????? ?? ???????? ???????? ????? ??????? ????? ? ?????????? ????????.???? ??????????? ????????, ???????????? ? ??????????????, ?????, ???????? - ????? ?? ???? ? ????? ? ?????, ???????? ?? ???????????? ?????????, ???????? ?? ?????, ?? ??????????, ?? ???????????? ??????????? ?????? ??????????. ????? ???????? ?? ?????? ????????! ??? - ??????, ??????? ?? ?????.? ??????? ???????? ?????? ?????????? ???????? ???????? ????? ???????????? ?????????, ??????????????? ???????? ??????. ?? ?????? ?????? ? ?????? ????????, ???????????? ???????? ? ???????? ???????????? ?????????????????? ????????.?????? ????? ? ?????????????? ???????? ???????????? ? ???????????? ?????????? ? ???????????? ?????. ? 1899 ???? ???? ???? ? ????? ?????????? ???????? ????????, ??????? ???????? ?????????? ??????? ????????? ???? ???????????? ?????????, ?? ???????? ?????????????????? ?????????? ??? ????????????? ? ?????????.??????? ???????????? ???????? ? ???????? ???? ???????? ???? ?????????? ????-?????? ?????? ?? ???????? (1915), ?????????? ?? ????? ???????????? ???????? ?? ???????? ?????????? ???????. ? ?????? ????????????? ???? ??????? ????????? ?????????. ??????? ??????????? ?????? ? ????? ?????? ??????????????? ????? ?????????? ???????, ?????? ?? ?????? ? ???????. ??????????? ???????? ?????????? ???????? ??????????? ? ???????????? ????????????? ?????? ????? ? ???????????? ????????? ?????? ???????????. ??? ???? ?????????????? ???????????, ??? ? ?? ??????? ????? ??????? ??????? ?? ?????? ??????? ????????? ??????????, ??????, ??????????? ?????? ???????? ?????????? ? ???????? ? 1916-1918 ?????.????????, ????? ????? ??????? ???????? ???????? ?????? ?????????, ???????? ??? ?? ???????? ????????? ?????????? ????????, ??????? ????? ??????? ?? ??? ?????????? ???????????, ????????? ?? ?????????????? ?????? ? ??????????? ???????, ??????? ??? ???????????? ??????? ??? ???.? ????? ???????? ???????? ???????? ?? ???????? ???????????????? ????????????? ????????? ???????????? ?????????? - ?. ???????, ?. ??????? ? ???????? ?. ?????. ? ??????? ?????????? ????? ??? ????????, ??????? ???????? ????? ????? ????????? ??? ? ????? ?? ?? ? ??????????? ????? - ?????? ?????????? ??????.????????? ???????, ??? ?? ??? ???????????????? ?????????? ??????? ??????? ????? ??????? ??????? ????????, ??????? ?? ?????? ???? ? ?????.? ?????? 1923 ???? ???????? ????? ??????????? ?. ?. ?????????: ?????? ??? ????????, ?? ?????? ???? ????????, ??? ? ????? ?????? ?????? ????? ??????? ?????????, ? ? ???? ????? ????????, ???? ????? ???? ??????? ???????? ????, ????????? ???????????? ??????????? ??????? ?????????, ??? ???????? ???????? ?????? ????? ????? ????? ? ???????... ?? ??? ???, ???? ? ?? ????? ??????? ?????????, ????? ????????, ????????????, ?????????, ??????, ? ??????? ?? ????? ?????, ??????? ?? ???? ?????????????. ? ??? ? ??????? ?????? ????????, ?????? ?? ???????? ? ?????????. ???? ???????????? ????????????? ???????? ? ???????? ?????????? ?????????? ???????, ??????? ???? ??????? ? ????????. ???????????? ??????????? ????? ???????? ??, ??? ???????? ????? ???????? ????????? ???? ?????? ? ?????????? ???????????????.[8] ????? ?? ????????? ?? ?????, ??????????? ??????????? ?? ???????????? ???????????? ?????????, ????? ??? ? ????? ??????? ????????? ?????, ?? ?????? ???????? ??????????? ?????. ???????? ?????? ???????? ?????????, ???????? ??????? ?? ???????????? ?????? ?????????, ??, ?.??????, ? ??? ????? - ??????????, ??? ??? ??, ?? ??? ??????, ???????? ??? ?????????? ? ??????? ??????????? ????????? ????? ????????, ????????? ?????.???????? ???????? ??????????? ????????????? ?????????????? ???????? ??????? ? ????????????? ???????????? ?? ??????? ? ??????????? ???????. ??????? ? ??????????? ??? ?????? ??? ????????, ? ??? ?????: ?????? ?? ??????????, ? ??? ??? ?????. ????? ??????? ???????? ????????? ?? ???????? ??????????? ? ??????????, ?? ????? ?? ??????? ?????????????? ????????? ????? ????? ???????????????? ???????? ????? ??????.? ????? ???????? ???????? ?? ?????? ?????? ???????? ????? ?????. ???????? - ???????????? ??????????, ??????? ???????? ???? ?????????? ?????????? ??? ?????????. ? ???? ???????? ??????????? ????? - ???, ?? ????? ???????? ??????? ?????????????. ??? ??????? ???????? ?????? ?? ????? ? ?. ?????, ?????? ?? ??????? ????????? ?????????.Глава III
?????????? ??????????? ????????? ???????? ???? ?????????? ? ????????? ?????? 20-? ?????: ??????????, ?????? (1919), ??????? ????? (1921), ????? ? ????? (1923).«Что касается традиции американского устного рассказа, Андерсон имел собственное представление о том, каким он должен быть. Его мало интересовал сложившийся фольклорный сказ, в котором фабула главенствовала над психологией, а повествование проходило через ряд стадий — от событий вполне достоверных до очевидной нелепости — и увенчивалось эффектной концовкой, неизменно вызывавшей раскаты смеха. Журнальные рассказы с неожиданной развязкой следовали этому образу (как, впрочем, следуют и по сей день), с той только разницей, что их финал вызывал у читателей уже не грубый хохот, а чувство удовлетворенности или удивления. Андерсон разрушил традиционную модель: его рассказы не только не имели такой эффектной развязки, но и не имели фабулы в обычном смысле слова. По существу, то были не истории, не эпизоды, а мгновения, настолько безграничные во времени, что каждое вмещало в себя целую жизнь.
?????? ?? ??????????, ??????????? ??????? ??????-????, ??????, ????? ???????? ?????????????? ?????. ? ?????? ????????? ???????? ??????????? ?? ???????? ? ???????? ???????? ??? ??????????. ? ??? ????????? ? ???? ????????, ??????? ??? ? ???????? ???????? ? ????, ??????? ???????? ???????. ??? ?????? ? ??????? ?????????? ?????, ?????, ??? ??????????, ???? ????????? ?????????? ?????????; ??? ??????? ? ???????, ??????????? ?, ??? ?????? ?????, ????????? ??????. ????? ? ???????? ? ??? ??????, ? ???????? ?????????? ?? ? ?????? ????????.? ??? ? ?????? ???? ??????, ? ??, ??????, ??????????!? ????? ??? ???????? ? ??? ? ?????? ??? ???? ??? ?? ?????. ??? ??????, ? ??????? ??, ? ??? ??? ?????? ?????! ?????, ? ?? ??? ? ????? ?????????. ? ????, ??? ?????? ??? ??????, ????, ????? ????? ??? ??????? ??????????? ??????????, ?? ??? ??????? ??? ???? ? ??? ????? ??????? ?? ????? ?????? ?????? ?? ???????. ???? ??? ??????, ??????????? ? ??????? ????????? ???? ????? ????????? ????????? ? ???? ?????? ?? ???? ?????????? ?????? ? ???? ??????, ?? ??? ???? ??? ?? ??????? ??????????? ???? ? ????? ????????? ????? ?????, ? ???????, ?????????? ???? ????? ?????[9] ???????? ????????? ????????, ???????, ?? ?? ?????? ?????. ?? ??? ?????? ???????????? ???????? ???????????? ??????????, ????????? ? ?????? ??????? ? ?????????? ????? ?????, ???? ??? ????????, ??? ??????????????? ?. ?????, ?? ?????? ??? ????? ????????? ?????????. ? ?????????? ????????? ???????? ???????? ?????, ?????????? ???????? ??????????? ?????????? ? ???????????? ??????, ?????????? ? ?????????? ????????? ? ?????????? ????????. ? ?????????? ????????? ? ?????? ? ????? ? ????????. ? ?????????????? ????????? ? ??????????? ???????????? ??????, ??? ???????? ??????? ????? ???????? ?? ??????????????, ? ???????? ????????? ??????????? ??????????????????. ? ????????? ? ?????? ?????? ???? ? ?? ???????????? ???????????? ????????, ??? ????????? ? ?????????????? ??????? ????????? ???? ????????, ????????? ? ??????? ??????? ?????????? ? ?????? ????? ??????? ?????????.[10]«Ш. Андерсон, который в своих мемуарах писал: «Я полагал, что форма романа не подходит американскому писателю, что это импортированный жанр... В „Уайнсбурге" я создал енот собственную форму. В книге собраны отдельные рассказы, но все они рассказывают о судьбах, каким-то образом связанных друг с другом». Ш. Андерсон называл свою книгу романом, а «рассказы, из которых она состоит, — писал он, — представ ляют органически связанное единство»[11]
«Роман в рассказах» «Уайнсбург» был направлен против крайнего индивидуализма как нормы, как философии американской жизни. Авторской позицией в «Уайнсбурге» стало отстаивание близкого к брук-совскому идеала личности как «общественного индивида», для которого вовлеченность в поток социальной жизни есть главное условие и источник саморазвития, залог ее полноценности. Движение главной идеи произведения объединило внутренним сюжетом 25 рассказов об «историях и людях Уайнсбурга», повествование об изломанных человеческих судьбах, похороненных надеждах, несостоявшихся личностях — нелепых «гротесках».
Пролог «Уайнсбурга», рассказ «Книга гротесков», вынесен за рамки собственно уйансбургской летописи, но играет в произведении роль идейного и эмоционального «ключа» к основной его части. Здесь открыто выражена та стержневая мысль, которая помогает рассказчику уайнбургских историй «понять многих и многое, непонятное прежде». Правда включает в себя множество взаимоисключающих понятий... Есть «правда» девственно сти и правда страсти, правда богатства и нищеты, бережливости и транжирства, легкомыслия и самозабвения... Как только человек захватывал для себя одну из правд, нарекал ее своею и старался прожить по ней жизнь, он становился нелепым, а облюбованная правда — ложью»[12]
??? ????????? ??????. ????????? ????? ????????????? ????? ?????? ? ?????????? ?????? ??, ???????? ??????????, ??????. ???????? - ??? ???? ? ?????????? ???????????? ?? ?????. ???????? ????, ??? ??? ????? ??????????, ?????? ???????? ?????-???? ?????? ?? ?? ?????, ???????? ??????????? ?? ????????????? ???????????, ????????? ?????? ? ?. ?. ???????? - ??? ?? ?????? ????????? ?????? ???????????? ??????? ?????????? ?? ??????? ?????? ??? ? ????????, ?????????? ? ?????? ?????????, ?? ?????? ????, ??????????? ? ????? ????, ?????????? ?? ??????????? ?????????????? ? ???????????, ???????? ????? ????? ???? ? ??????? ??????, ????? ???? ????? ? ????????.?????????? ????? ???? ????????? ???????? ?????? ?????? ? 1937 ????, ????? ??????? ? ???, ??? ??????????? ????????, ? ?? ???? ???? ? ?????? ????????, ??? ????????????? ???????? ???????? ??????????? ????? ?????? ?????? ?? ????????, ?? ????? ?? ???? ????????? ?????????.? ?????????? ????????? ????? ??????? ?????? ? ?????? ???????, ??? ?? ??? ??? ????????? ??????? ??????? ?? ????????????? ??????????????? ????. ????? ????????????? ???? ? ?????????? ????????, ? ?????????? ?????????????????, ????? ????????? ????? ?????. ?? ????? ? ????????? ???????????, ??? ????? ?? ????? ? ?????????????, ??, ????????? ????????????, ???????? ????????????, ??? ?????, ??? ??????, ?????????? ??????????? ??????? ????? ??????, ?? ??????? ???? ? ???????? ???????, ??????????? ? ??????????, ? ??? ?????? ????? ??????? ??????? ?????????-???????????????? ?????????? ?????? ?????? ?????????. ?????? ??????? ?? ?????????? ?????? ????????, ??? ????? ??????????? ???????, ???????? ? ?????? ????. ???, ??? ????????? ? ???????? ??? ???????? ? ??????, ???????, ??? ?????? ???? ? ?? ???? ????? ???????. ??? ??????????? ????? ???? ?????, ? ?? ???? ??????? ?????? ???????? ?? ????? ???????. ??? ?????? ???? ????????, ???????? ????????? ????????... ??? ???? ????????? ??? ?????, ?????? ????????, ??? ???, ??????, ?? ????????? ???? ????, ????, ?????, ?????? ?????, ???????, ???? ?????, ? ????? ???, ? ???? ?? ???????????? ???????, ????? ???????????? ??????? ? ??????????? ????? (????????????? ?????????)?.[13] ???????? ???????, ??? ????? ????????????? ??? ???? ???????? ??????????, ??? ??? ?? ?????????? ??????? ???????? ?????, ??? ????????? ???????, ?????. ??? ?? ??????? ????? ????? ?? ?????????? ?????????????, ????? ????????? ????? ? ????? ????????? ????????, ???????? ?? ?? ???? ??????? ? ??? ?? ??????? ???; ???? ??? ?????? ? ???????? ? ????????, ?? ?????? ?? ?????????? ? ?????-?? ?????? ???????, ???????????? ??? ?????????? (???, ????????, ???????? ???????? ????????? ??????? ????? ? ??????? ???????). ??? ????????? ? ????? ????????? ????????????? ?????????, ???????? ?????????? ????????????????? ? ?????????, ? ?????? ? ?????????? ???????????? ? ??????????. ??????????? ? ???????????? ?????????? ???? ???? ?????? ? ?????, ??????? ?? ???????? ??????? ??????? ???????. ?? ????? ?????? ???????.«Мы видим, — писал он,— как Ник Адаме отправляется удить рыбу осенью, а Джордж Уиллард уезжает из Уайнсбурга в большой город весной. В каждом отрывке главный герой делает все молча, также дается тщательное описание погоды и пейзажа. Предложения короткие и отрывистые. Два предложения из отрывка Ш. Андерсона начинаются с придаточных обстоятельственных предложений».[14]
«Мир Уайнсбурга лишен гармонии, это мир разрушенных связей. Люди здесь изолированы друг от друга, жизнь личности изолирована от жизни социума. Взаимное отчуждение выступило в произведении Андерсона на первый план как главная причина странной деформации и отдельной личности, и человеческого сообщества в целом. Развитие личности и развитие социума в изображении Андерсона равно однобоко и равно гротескно. В американском социуме получила преувеличенное развитие и была возведена в абсолют одна из многих ипостасей жизни — жизнь практическая, обыденная, мелко деятельная. Религией и проклятием личности в Америке стало одиночество души. Созданная Андерсоном модель мира бинарна, и два ее элемента — личность и социум — неестественно отторгнуты друг от друга».[15]
«Страшный мир рисует Шервуд Андерсон. Казалось бы, что это должно было еще сильнее двинуть художника вперед к позиции борьбы, еще решительнее он должен был бы быть в своем отрицании. Но получилось обратное. «Я — смущенный ребенок в смятенном мире»,— говорит он в книге «История рассказчика».
??????????, ?????? ? ??? ????????????? ????? ?????????? ???????, ????????? ??? ??????? ?????????????? ????. ????????, ???????????, ??????????????? ????? ???????? ???????? ???????????? ????????, ??, ???????????? ???????? ? ??????????, ??????? ? ??????, ??????????? ? ?????, ?? ??????? ??? ??????? ??? ??????????? ?? ?????????, ? ???, ??? ????????? ???, ?????? ?????????? ? ???????????.[16] ? ?????? ???????? ?????? ??????????, ?????? ???????? ? ?????????? ?????, ??? ?? ????????? ??????? ???? ??????????? ????? - ??????? ????????? ? ?????? ?????, ????????? ????????? ???? ? ??????, ?? ???? ????? ????? ??????.«Жанр рассказа позволил писателю добиться художественно значимого — не только в пределах его собственного творчества, но и для всей американской литературы того времени — результата. Ко времени появления «Уайнсбурга» американская новелла, представленная такими именами, как Ирвинг, По, Готорн, Марк Твен, Крейн, Генри Джеймс, занимала почетное место в национальной литературной традиции. Вместе с тем, современное состояние этого «истинно американского» жанра вызывало у Андерсона чувство глубокого неудовлетворения. Газеты и журналы были наводнены рассказами, в ухудшенном варианте повторявшими приемы новеллистики О. Генри с упором на острофабульное развитие и неожиданность развязки.
Как правило, это была низкопробная продукция, но критическое отношение к ней Андерсона было продиктовано не столько низким профессиональным уровнем, сколько откровенным пренебрежением к жизненной правде. Вернуть в новеллу настоящую Америку, живых людей с их реальными радостями и горестями, показать сложность человеческих судеб без умилительно красивых финалов — вот что определяло пафос Андерсона-автора «Уайнсбурга».
Итак, писатель обрел жанр, в котором ярко проявились его творческие возможности. Но можно сказать иначе: жанр обрел художника, угадавшего и раскрывшего новые возможности, заложенные в природе жанра. Фабульность, изображение внешнего слоя действительности были в глазах Андерсона серьезным недостатком американской * новеллы. Не новелла с эффектной концовкой, а новелла, повествующая о движениях человеческой души,— таким был эталон Андерсона.»[17]
«По своей композиции «Уайнсбург, Огайо» представляет нечто среднее между типичным романом и обыкновенным сборником рассказов. Как и ряд других книг, написанных позже такими усердными читателями Андерсона, как Фолкнер (Непобежденные» и «Сойди, Моисей»), Стейн-бек («Небесные пастбища») и Колдуэлл («Мальчик из Джорджии»), «Уайнсбург» являет собой цикл новелл, связанных между собой общим местом действия, настроением, образом главного героя, а также не сразу бросающимся в глаза сюжетом, развитию и обогащению которого способствует каждый из составляющих сборник рассказов. Пытаясь суммировать основные идеи книги Андерсона, можно сказать, что в ней выведены люди, беда которых состоит не в том (как об этом говорится в прологе к сборнику) , что каждый из них является обладателем лишь одной из сотен и тысяч истин, а в том, что они лишены возможности раскрыть перед миром свои мысли и чувства. Тяжелый недуг некоммуникабельности превратил их в эмоционально ущербных инвалидов.
В поисках понимания и поддержки эти гротескные люди тянутся к Джорджу Уилларду, и в столь близкие сердцу Андерсона минуты озарения они пытаются раскрыть перед ним свою душу, надеясь, что он им поможет, найдет нужные слова, будет с ними честен. Собеседникам Уилларда хочется, чтобы юноша не растратил попусту своих способностей. «Ты не должен стать мелким торгашом словами, — говорит учительница Кэт Свифт, взяв Уилларда за плечи. — И самое главное для тебя — это понимать, что люди думают, а не то, что они говорят» '. «Если со мной что-нибудь случится, быть может, вы сумеете написать эту книгу, которую, возможно, я никогда не напишу», — обращается к Уилларду доктор Персивал, от лица всех «гротесков» выражая надежду, что с помощью этого юноши им удастся когда-нибудь восстановить связь с человечеством. Уиллард слишком молод, для того чтобы все верно понять, но книга Андерсона завершается своего рода намеком на то, что ему все же удастся стать гласом безъязыких мужчин и женщин, рассеянных по далеким городам и весям. Если наша догадка справедлива и если Андерсону удалось выполнить обещание, данноетсвоим соотечественникам, то вряд ли можно считать «Уайнсбург, Огайо» (как это иногда делается) пессимистическим произведением, исполненным мрачного фрейдизма. Скорее, наоборот, это книга о любви, о стремлении разрушить стены одиночества, а кроме того (и это не лишне отметить), об ушедшей в небытие прелести провинциальной жизни в старой, доброй Америке времен «невинности».[18]
«Объединяющее, гармонизирующее начало в «Уайнсбурге» связано с образом рассказчика. Рассказчик — носитель высшего, поэтического взгляда на мир. Он видит «много удивительных прекрасных черт в неприметных людях», подлинную красоту — в будничных происшествиях. Ему открыта прелесть природы родного края и благородный смысл труда человека на своей земле.
Рассказчик становится главным связующим звеном между центральными элементами художественного мира «Уайнсбурга» — личностью и социумом и всеми остальными его элементами и уровнями, протягивает нить от маленького провинциального городка к огромной Америке, от гротескового мира современного человека к излучающей гармонию вечной природе».[19]
«Ш. Андерсон объединил рассказы местом действия — все происходит в провинциальном городке Уайнсбурге, а Хемингуэй — временем действия — все происходит «в наше время».[20]
??????? ???????? ??????????, ?????? ??????? ????????? ?????, ??????????, ??????? ???????? ????? - ??????? ????????.«Ощущение цельности книги было так велико, что рождало среди критиков суждения, относящие «Уайнсбург» к романной форме, а других заставляло говорить о появлении нового жанра — «роман в новеллах»: отдельные моменты в жизни героев сливаются в панораму, рождая многоголосие, удивительно напоминающее множественность и разнообразие самой жизни. Эта обнаруженная Андерсоном форма оказалась «ко двору» в американской литературе: достаточно вспомнить хемингуэ-евский цикл новелл о Нике Адамсе, «Сойди, Моисей» ( Go Down , Moses ) Фолкнера, «Райские пастбища» ( Pastures of Heaven ) Стейнбека, «Мальчик из Джорджии» ( Georgia Boy ) Колдуэлла, чтобы понять, сколь плодотворным оказался андерсоновский "эксперимент, проделанный в «Уайнсбурге».
Единство «Уайнсбурга» поддерживается и введением образа сквозного персонажа Джорджа Уилларда, который присутствует или упоминается почти во всех новеллах сборника? Его выделение сделано с большим писательским тактом, без нажима, но достаточно последовательно и убедительно. Обоснованием для этого служит противопоставление его судьбы судьбам прочих персонажей. Если для них Уайнсбург — это пожизненный крест и надгробная плита, под которой заживо похоронены их души, то в заключительном рассказе книги «Отъезд» ( Departure ) юный Уиллард вырывается из цепких объятий обыденщины и покидает Уайнсбург. По-видимому, навсегда. Джордж не знает, что ждет его впереди, да и его представления о жизни и его месте в ней смутны и неопределенны, а порой и просто наивны, но расставание с Уайнсбургом безошибочно читается как первый шаг на пути к духовному раскрепощению, которого не суждено узнать тем, кого жизнь превратила в гротески.
Это противопоставление множественности и единичности—коллективного отчаяния и шанса на спасение, доступного лишь одиночкам,— подчеркивает основную мысль книги, ее пафос протеста против условий существования, безнадежно калечащих людей, ибо складываются эти условия на основе порочных социальных отношений, сулящих вследствие ложной ценностной ориентации — речь идет не об отдельных неудачниках, а именно об обществе в целом,— духовное бесплодие и отсутствие перспектив.
Центральное положение фигуры Джорджа диктуется еще одним обстоятельством, при всей своей важности сразу в глаза не бросающимся. Пока не проникнешь до конца в суть авторского замысла, оно даже может вызвать недоумение. В самом деле, откуда столь пристальное внимание героев книги к этому юнцу, начинающему газетчику, ничем себя не проявившему? Его жизненный опыт ничтожен, его понятия о жизни, о людях одномерны, в его душе мы видим пока лишь слабые зачатки той глубинной мыслительной работы, которая, быть может, со временем и приведет Джорджа к прозрению истинных ответов на загадки жизни и истинных ценностей. Но покаон в каком-то смысле даже более беспомощен, чем они, не защищен еще жизненным опытом, и столкновения с реальными жизненными проблемами сплошь и рядом ставят Джорджа в тупик.
Отчего же не только мать Джорджа, но и многие другие так искренне мечтают, чтобы он вырвался из Уайнсбурга, чтобы их общая судьба не стала и его уделом? Отчего именно к нему идут они со своими горестями, поверяют сокровеннейшие тайны души, которые по большей части еще недоступны его пониманию, как это делает старый опустившийся Уош Уильяме или Уинг Биддлбом?
«Улица корчится безъязыкая»,— писал Маяковский. В муках безъязыкости корчится и затерявшийся в бескрайних просторах Америки Уайнсбург. Здесь Андерсон уловил и раскрыл один из новых конфликтов, порожденных развитием американской цивилизации, выступив одним из зачинателей традиций, которыми питается современная литература США. Обитателей Уайнсбурга судьба обделила не столько мирскими благами, сколько духовными, и среди них — способностью к самовыражению. Эти люди, которых жизнь бьет беспощадно, не бесчувственные истуканы, которым давно уже все равно. Наоборот, в их душах клокочут страсти, захлестывают их темными волнами. Но они не умеют дать выхода раздирающим душу чувствам. Чтобы назвать то, что их мучит, они должны были как-то осмыслить, оценить настоящее и прошлое, ноих отношения с миром ограничены сферой эмоций. От этой безъязыкости их тяжкая жизнь становится и вовсе невыносима. Порывы одолевающего их неистового отчаяния гонят их — вероятно, неожиданно для них самих — к юному Джорджу. Гонят в смутной надежде, что когда-нибудь он поведает миру об их страданиях. С его первыми опытами, в которых едва проклюнулись ростки писательского дарования, для них начинает слабо брезжить надежда на спасение — не на избавление от страданий, но на вызволение из бездны забвения. Он станет их языком, даст имя их невыразимым мукам, которые в противовес теперешнему хаосу бессмысленности выявят скрытый от них смысл.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--