Курсовая работа: Объекты и субъекты в социальной работе
Содержание
Введение
1 Объекты социальной работы: история и реальность
2 Субъекты социальной работы: степень включенности различных субъектов в практику социальной работы
3 Характер субъектно-объектных отношений в социальной работе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность проблемы . Будучи деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, социальная работа имеет определенную структуру, которая включает в себя такие элементы, как объект и субъект. Социальная работа представляет собой многообъектную и многосубъектную деятельность.
Под объектом социальной работы подразумеваются те, кто нуждается в помощи. Объект социальной работы сложен и специфичен. Объектами социальной работы выступают индивид, малая группа, население определенной локализованной территории (полностью или частично). Это общество в единстве и взаимодействии его социальных, экономических, политических и духовных элементов. Это человек во всем богатстве его жизненных проявлений – высшая ценность, конечный критерий и цель общественного развития. Это совокупность отдельных слоев населения и категорий граждан, которые в силу многообразных причин нуждаются в адресной социальной поддержке, социальной защите, социальной диагностике и коррекции, а также в социальной адаптации и реабилитации.
Субъектом называют познающее и действующее существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания или преобразования. В качестве субъекта социальной работы рассматривают, как правило, отдельных работников социальных служб, с некоторой долей условности – социальные государственные и негосударственные (конфессиональные, общественных организаций, коммерческие) учреждения: институты, учреждения и органы федеральной власти, а также многочисленных субъектов Российской Федерации, учреждения и органы муниципального управления и местного самоуправления, а также профессиональные органы, должностные лица и работники трудовых коллективов российского общества. Их права, полномочия и функциональные обязанности в области социальной работы официально регламентированы государством, законодательством, распоряжениями и постановлениями исполнительной власти.
Степень разработанности . В настоящее время проблеме объекта и субъекта социальной работы посвящено значительное количество работ. Основу нашего исследования составляют работы В. Афанасьева [1], Н. Ф. Басова [2, 16], Л. Г. Гусляковой [4], И. П. Зайнышева [19], К. В. Кузьмина [5] И. Курбатова [17], В. П. Мельника [8], П. И. Нищеретнего [9], П. Д. Павленка [11, 13], А. Н. Панова [14], М. В. Ромм [15], Т. А. Ромм [15], Б. А. Сутырина [5], С. В. Тетерского [18], Л. В. Топчего [20], М. В. Фирсова [21, 22], Е. И. Холостовой [23, 24], П. Я. Циткилова [25] и мн. др.
Объект курсовой работы – социальная работа.
Предмет работы – объект и субъект социальной работы.
Цель – анализ специфики объектов и субъектов социальной работы.
Задачи исследования сводятся к следующему:
1. Описать объекты социальной работы: история и реальность.
2. Рассмотреть основные субъекты социальной работы и степень их включенности в практику социальной работы.
3. Выявить характер субъектно-объектных отношений в социальной работе.
Методами нашей работы являются метод анализа научной литературы, журнальных публикаций, документов; метод исторической реконструкции, метод статистического анализа.
Научно-практическая значимость данной курсовой работы состоит в том, что предложенные в ней разработки можно использовать в практической деятельности социального работника.
1. Объекты социальной работы: история и реальность
Отличительной чертой объектов социальной работы является наличие трудной жизненной ситуации:
– инвалидность (нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности);
– неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью (ограничение возможностей передвижения, невозможность выполнять бытовые и гигиенические процедуры);
– сиротство (утрата лицами в возрасте до 18 лет, родителей вследствие смерти);
– безнадзорность (неисполнение родителями своих функций надзора и воспитания ребенка и угроза полного разрыва ребенка и семьи);
– малообеспеченностъ (недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения витальных и социальных потребностей);
– безработица (проблема трудоспособных граждан, по тем или иным причинам не участвующих в производственной деятельности, не имеющих работы и заработка (дохода), готовых приступить к работе);
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--