Курсовая работа: Образ Китая в российском сознании

На нашей Земле существует более двухсот государств. В каждом их этих государств формируется своеобразная культура, быт, менталитет, складывается определенный «узор» исторических, экономических, политических связей с другими государствами. Ни одно из них не стоит на месте, спады в развитии сменяются подъемами и наоборот. Один исторический фон сменяется другим, меняя приоритеты и направления во взаимодействии между соседними странами, между мировыми центрами силы. Иногда такое многообразие культур и цивилизаций становится основой для их взаимообогащения, а иногда и основой конфликтов, порождая «столкновение цивилизаций».

Вся совокупность самобытной истории, культур, традиций и современных реалий влияет на то, как один народ воспринимает другой, влияет на форму отношений между отдельными странами, в результате которых за одними закрепляется статус надежных союзников, верных друзей, а другие относятся к категории потенциальных врагов. В каждом государстве рождается неповторимый образ той или иной страны, нации, народности.

Так и в России, отдельные страны воспринимаются по-разному, по-разному мы относимся к многочисленным народам. Нетрудно выделить иностранцев из толпы россиян, но иностранец иностранцу рознь. Например, нам сложно будет спутать француза и мусульманина, можно выделить ряд черт присущих американцам, определенным образом мы воспринимаем цыган, евреев и т.д. Но особое место в нашем мировоззрении занимает образ Китая и китайцев. На такую ситуацию повлияло территориально-соседское расположение двух стран, постоянное соприкосновение культур и народностей, которое в свою очередь породило проблему массового заселения китайцами Дальнего Востока. На специфику этого образа оказали воздействие и исторические предпосылки: сталкивание интересов России и Китая по поводу границы в царский период советско-китайские отношения и эпоха их противостояния после принятия решения о развертывании «культурной революции» в Китае распад СССР и новое обустройство постсоветского общества окончательное установление границы между Россией и Китаем.

В начале XXI в. Россию и Китай, как страны с переходной экономикой, формирующие социально ориентированную рыночную систему, сближает их совместная позиция в том, что мир должен быть многополярен, подход к созданию пространства свободной торговли и инвестиций. В целях развития внешнеэкономических связей России и КНР важным стимулом является совпадение хозяйственных интересов, необходимость проведения реформ, близкий технологический уровень производства, а развитие приграничных и межрегиональных связей отвечает интересам обеих стран, создавая атмосферу стабильности и добрососедства.

Хорошие отношения с Китаем жизненно важны для России. И мы, и китайцы, хотим построить экономически сильные, процветающие государства. Для этого нам необходимы благоприятные внешние условия. Нас роднит и близость морально-этических ценностей – долг, честь, искренность, способность самопожертвованию, социальная справедливость, вера в дружбу. Сейчас мы за многообразие моделей развития, потому что сами уважаем выбор других, мы одинаково не любим, когда нам что-то пытаются навязать против нашей воли. Все это наложило свой отпечаток на образ Китая в России.

На образ Китая также повлияла внешняя политика России, где возрастает значение Азии. СМИ этого периода подчеркивалось, что мы и дальше будем идти по пути последовательного развития двусторонних связей с ведущими азиатскими государствами, в первую очередь с Китаем. В сегодняшнем мире, в связи с ростом международного терроризма, и борьбой с ним азиатское направление становится еще более актуальным, а вместе с ним и тема Китая в отечественной периодике. Это связано, так же с наличием вблизи государственных границ РФ и ее партнеров по СНГ потенциальных очагов локальных войн и вооруженных столкновений, представляющих угрозу национальной безопасности страны. Содействие урегулированию конфликтов в регионе политико-дипломатическими, международно-правовыми, экономическими и другими невоенными средствами – важная составляющая внешней политики России. Несмотря на взаимную заинтересованность, между Россией и Китаем существуют еще и различные трения, недоговоренности, непонимание. Так, чрезмерное, на наш взгляд, присутствие китайцев на ДВ влечет за собой враждебность, настороженность, негативность эмоций во взглядах на нашего соседа. То есть все это прямым образом сказывается на образе Китая. Опасность противоречий «накаляет» международное сотрудничество и делает тему Китая еще более актуальной в России.

Курсовая работа написана на основе публикаций журналов «Международная жизнь» и «ПОЛИС» («Политические Исследования»). Почему выбраны эти периодические издания? Для первого журнала характерно рассмотрение вопросов и проблем внешней политики, дипломатии, национальной безопасности. Журнал издается в Москве с августа 1954 г., выходит ежемесячно на русском и английском языках. Главный редактор – Б.Д. Пядышев. На страницах этого журнала дается объективная оценка важнейшим событиям текущего времени в жизни российского общества. В совет журнала входят следующие государственные и научные деятели: И.С. Иванов – министр иностранных дел России, С.С. Лавров – постоянный представитель России при ООН, А.С. Дзасохов – Президент Республики Северная Осетия, А.В. Торкунов – ректор Московского института международных отношений, А.В. Головин – директор департамента МИД России и другие.

Научно и культурно-просветительский журнал «ПОЛИС» издается с 1991 г. и выходит шесть раз в год. Его политический директор И.К. Пантин. На страницах журнала отражаются основные направления исследований отечественных политологов, публикуемые материалы посвящены проблемам и перспективам российской демократии в современном мире, неисчерпаема проблема политического самоопределения России. Авторитетные политики, журналисты, ученые принимают участие в обсуждении этих вопросов. Учредители журнала: некоммерческое партнерство «редакция журнала «ПОЛИС», институт сравнительной политологии РАН, общероссийская общественная организация «Российская ассоциация политической науки».

Журналы публикуют материалы «круглых столов», дискуссий на различные темы, международных конференций, печатают данные госсовета России, саммита ООН и многое др.

Целью курсовой работы является раскрытие и анализ образа Китая и Китайцев в современном российском общественном сознании. Рассмотрение различных аспектов внутриполитической и международной жизни нашей страны требует решения следующих задач:

– определить, как начал складываться образ и как он менялся на протяжении столетий;

– выяснить, какие факторы, явления, процессы непосредственно оказывали специфическое воздействие на образ Китая;

– проследить, как правительство России, курс государства, личность Президента влияет на общественное мнение;

– выявить, как наши внутренние проблемы способствуют формированию негативного отношения к китайцам;

– подумать над тем, почему самосознание дальневосточника отличается от самосознания москвича;

– отметить, как происходило решение пограничных вопросов и, как его результаты отражались на восприятии друг друга населением двух стран;

– ответить на вопрос: может ли экономическая заинтересованность России в отношениях с Китаем «заслонить» собой неприязнь к китайцам?

Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину XVII в. – XXI в.

1. Путь к современным российско-китайским отношениям

Председатель КНР Цзян Цзэминь заявил о необходимости международного сотрудничества на рубеже тысячелетий: «Большие страны должны уважать малые страны, сильные должны поддерживать слабых, а богатые – помогать бедным.». В своем обращении он говорит о том, что Китай последовательно проводит независимую внешнюю политику и развивает дружественные отношения и сотрудничество со всеми странами на базе принципов мирного сосуществования. По его словам, китайский народ любит мир и никогда не будет стремиться к гегемонии. В речи прозвучало обращение ко всем народам мира: «Давайте работать рука об руку и поворачивать колесо истории в направлении светлого будущего». Эту историческую миссию на рубеже веков понимали и в России, и были согласны с Китаем, что мы должны идти в ногу с историей и осуществлять реформы так, как этого требуют принципы справедливого географического распределения, с тем чтобы дать возможность всем странам, особенно развивающимся, выражать свою волю.

Но такое понимание было не всегда, а складывалось на протяжении веков. Восприятие друг друга населением двух стран менялось в различные периоды истории. Поэтому для того чтобы понять и проследить эволюцию образа Китая в российском общественном сознании, нужно проанализировать представления об этой стране на протяжении столетий в различных исторических ситуациях. Кроме этого, такой анализ может помочь прояснить современные намерения и ожидания россиян по отношению к Китаю, и, тем самым, облегчить прогнозирование его будущих внешнеполитических шагов в Северо-Восточной Азии.

За последние три с половиной века соотношение сил между Россией и Китаем кардинально менялось лишь дважды. И эти геополитические сдвиги влияли на образ Китая и китайцев в России. Но они не просто отражались в изменении нашего отношения к китайскому народу, а каждая новая система взглядов всегда вбирала в себя предшествовавшие, они как будто накладывались друг на друга. Поэтому необходимо проследить, как менялся образ этой страны, начиная с давних для нас дней.

Со второй половины XVII до середины XIX в. оба государства были примерно одинаково сильны. Но поскольку Россия была крайне заинтересована в стабильности на слабо защищенных восточных границах, чтобы иметь свободу рук на западных, она пошла на заключение Нерчинского договора и придерживалась его положений. То есть, Россия остерегалась конфронтации с Китаем, исходя из того, что российские интересы на ДВ слишком не значительны, чтобы ради них идти на конфликт с мощной державой. Правительство полагало, что России следует не растрачивать силы на востоке, а продвигаться в западном направлении.

Во второй половине XIX в., вследствие упадка Китая, баланс сил изменился в пользу России. Тогда сторонники союза с Китаем увидели в нем противовес другим державам, претендовавшим на доминирование в дальневосточном регионе (Япония, Великобритания). Такая ситуация сохранялась вплоть до XX в. Даже при правлении Мао Цзэдуна, когда Китай стал единым и начал укрепляться, он уступал по мощи Советскому Союзу. Перелом наступил в 1980–1990-е гг. Ускоренное развитие Китая и распад СССР привели к тому, что на рубеже столетий восточный сосед впервые превзошел Россию по экономическим показателям и, возможно, по общему влиянию в мире.

Это была краткая характеристика этапов русско-китайских отношений, а что касается образа Китая в России, то начало его истории формирования можно отнести к XVIII в., когда императрица Екатерина II подчеркивала принадлежность России к цивилизованному европейскому миру, движущемуся по пути прогресса. На это оказывали влияние геополитические концепции европейских просветителей, для которых было характерно противопоставление прогрессивной Европы застойному Востоку. Соответственно, Китай рассматривался как символ отсталости. В XIX в. широкое распространение получила концепция особого пути России. Впервые в российской общественной мысли образ Китая стал играть определенную роль в спорах между сторонниками и противниками прозападной ориентации. К концу XIX в. Китай стал для России политической проблемой номер один, т. к. появилась угроза массовой китайской миграции на российском ДВ. Страх перед «желтой опасностью» испытывали как жители самого ДВ, который лишь в 1860 г. окончательно отошел к России, так и российское правительство, пытавшееся стимулировать заселение русскими «восточных территорий».

После наступления кризиса официальных идеологий и морали в России возникает увлечение китайской культурой, которая носит форму моды на плохо понятый восточный мистицизм, буддийский иррационализм. Это стимулировало приток информации, открывший доступ к достижениям китайской культуры. Сейчас даже сформировался буддистский тип политической архитектуры на основе изучений русских политологов. То, что на китайской почве выросло немало философских нормативных систем (конфуцианство, даосизм и др.), они связывали с тем, что Китай никогда не имел «сакрального языка». Синтез философских систем обеспечивал Китаю огромный ресурс внутренней социальной устойчивости: поскольку не было четко обозначенной «дороги в небо», изменения доминирующего нормативного контекста могли осуществляться легко и безболезненно для масс. Многие правители мира прислушивались к двум старцам, великим архитекторам политической системы Китая: Лао Цзы рекомендовал умному правителю «держать головы подданных пустыми, а желудки – полными»; Конфуций же советовал иметь в государстве как можно меньше мудрецов и уделял большое внимание выработке критериев «благородного мужа», благодаря чему система ценностей правящего слоя была довольно устойчивой. Чиновники же отбирались на государственную службу с помощью сложной системы экзаменов.

Возможно, прислушивались к этому не случайно, т.к. на месте разрушенных волной народного гнева империй, после некоторого периода смуты, вновь возникали в принципе те же самые конструкции. Такой череды империй не знает ни одна другая страна мира. Желание обладать громадным ресурсом устойчивости и самовоспроизводства испытывали многие государства. В связи с этим, опыт Китая стали называть показательным. Влияние политической культуры советского периода прослеживается в современном образе Китая, поэтому XX в. стоит отдельной эпохой в истории формирования взглядов на Китай в России. В то время образ Китая широко использовался во внутриполитических дискуссиях.

В. Ленин и его сторонники, говоря о социалистической революции, утверждали, что наша стана идет по тому же пути, что и Запад. Их оппоненты возражали, что в России под влиянием монголо-татар в свое время существовала азиатская деспотия, типа египетской или китайской, и что она может возродиться. Возникла концепция «азиатского способа производства», в основе которого лежит деспотизм, всевластие государственного аппарата, чиновничий произвол.

После 1917 г. большевики начали пропагандировать новый взгляд на Китай. В его основе лежала коммунистическая идея об объединении мирового пролетариата и угнетенных народов в борьбе с империализмом. Сторонники этой концепции настаивали на необходимости заключения союза с восточными странами, чтобы противостоять нездоровому влиянию Запада. Источником дружественных чувств к Китаю стал его статус второго по величине социалистического государства, произошла смена представлений о Китае с «недемократического противника» свободной России на образ полезного партнера и союзника в противовес Западу. Вплоть до 1950-х гг. Китай рассматривался с позиций нерушимой советско – китайской дружбы. Однако, представление об угрозе «демографического» вторжения сохранилось. В конце 30-х гг. это и побудило И. Сталина заняться «очисткой» ДВ от китайцев; это влияло и на политику Н. Хрущева даже во времена «великой дружбы». И дружбе приходит конец.

В период «большого скачка» в закрытых внутрипартийных документах китайское правительство стали критиковать за «левацкий» уклон и отход от советской модели социализма. Дружба переходит в отчуждение и из-за таких обстоятельств, как отказ Москвы от ранее данного обещания предоставить Китаю технологии по производству ядерного оружия; несогласия китайской стороны с решениями XX съезда КПСС; выдвижение китайцами «левацкой» линии международного коммунистического движения; различные позиции в отношении индокитайского пограничного конфликта. Но самое главное это то, что Китай считал себя великой державой и не мог в течении долгого времени оставаться на вторых ролях. А в союзе с СССР он был обречен именно на такую роль. Поэтому в КНР принято решение о развертывании «культурной революции». Наступает эпоха острого противостояния в советско-китайской «дружбе». В отношениях с соседями для Китая важнейшими оставались погранично-территориальные проблемы. В свое время Мао Цзэдун объявил Нерчинский договор и другие договоры с царской Россией «грабительскими» и заявил о «реестре» в 1,5 млн. кв. км, что привело к военным столкновениям в районах острова Даманский. «Культурная революция» Мао Цзэдуна была задумана им как борьба против СССР, который квалифицировался как главный враг КНР и остального мира. Мао Цзэдун реализовал стратегию «наведения мостов» с США и Западом, понимая, что заслужить их доверие можно только в случае, если Китай будет играть роль противовеса Советскому Союзу. Правда, позже, когда Китай добился нужных сдвигов в отношениях с США, он начинает искать пути налаживания отношений с СССР.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 214
Бесплатно скачать Курсовая работа: Образ Китая в российском сознании