Курсовая работа: Образование Москвы
Валя
школа № 42
Москва, 2005 г.
Предисловие.
Москва – это первопрестольная столица России, сердце ее, так сказать,- представляет столько замечательного, поучительного, священного, что в силу весьма естественных движений души русской хочется знать: откуда все это? как произошло? как зародилось? как возникало?
Возникало все это вместе с самой Москвой постепенно, последовательно, не вдруг, а веками. Много надо было времени, чтобы Москва стала средоточием, куда начали стекаться соки внутренней народной жизни, стала зерном, из которого развилась сила и крепость Русского государства. Москва крепла постепенно, но зато прочно, твердо, самостоятельно, будучи при этом как бы искупительной жертвой России через нашествия, погромы, смуты, пожары и всякого рода другие народные бедствия. Все это Москва перенесла в силу своей непоколебимой твердости духа, в силу своей безграничной веры и стала как бы второй Россией, сплотив воедино все, что дорого русскому сердцу, что свято для всякого православного русского гражданина.
Таким образом, история Москвы есть история всей России, и Карамзин был прав вполне, сказав: «Кто хочет знать Россию, побывай в Москве».
Что мы знаем (или чего не знаем) о древней Москве?
Основание Москвы увековечено памятником, установленным по случаю 800 - летия города на Тверской (бывшей Советской) площади. Каждый москвич знает, что бронзовый витязь на могучем коне - князь Юрий Долгорукий, что величественным жестом он указывает место закладки нового города. Города, ставшего спустя несколько веков одним из крупнейших и знаменитейших городов мира. Издавна считается, что именно Юрий Долгорукий в 1147 г. основал Москву.
Но так считается только потому, что о первых годах и даже веках существования Москвы мы не знаем почти ничего.
Больше всего сведений о тех далеких временах дают летописные хроники, в которые монахи заносили из года в год все достойные упоминания события. Самые древние известные хроники о Москве ничего не сообщали, и лишь в 1147 г. в Ипатьевской летописи есть запись о том, что князь Юрий Долгорукий пригласил своего союзника, князя Святослава, к себе "в Москов". Это короткое сообщение стало самым известным во всей летописи. Оно разошлось по сотням книг, каждое слово в нем тщательно исследовано и истолковано учеными. Ведь это - первое известное нам упоминание о Москве.
Но именно из него следует, что 1147 г. никак не может быть временем основания Москвы - ведь она уже существовала и была довольно известным населенным пунктом, так как Долгорукий в своем приглашении даже не уточнял, где она находилась. В этом сумели убедиться археологи, когда во время рытья котлованов для строительства кремлевских дворцов (в прошлом веке - Большого Кремлевского, а совсем недавно - Съездов) глубоко в земле рабочие наткнулись на остатки деревянных укреплений. Удалось даже, пусть приблизительно, установить время их возведения - XI в., лет эдак за сто до Долгорукого. Поэтому можно смело считать, что русской столице, по крайней мере, тысяча лет.
Так или иначе, но время возникновения нашего города в летописях не упоминается. И после смерти князя Долгорукого летописцы упоминали о Москве лишь изредка. Так, в 1177 г. они отметили, что рязанский князь Глеб сжег ее всю вместе со стоявшими вокруг города селами и монастырями. Значит, за прошедшие годы Москва превратилась уже в небольшой центр, вокруг которого группировались меньшие населенные пункты.
Так или иначе, но время основания Москвы, ну, по крайней мере, как города, считается, все-таки, 1147 г.
Легенды, былины, сказки...
Возникновение любого мало-мальски крупного населенного пункта обязательно обрастает всевозможными легендами, и неудивительно, что покрытое тайной веков время основания великой столицы издавна вызывало повышенное внимание не только серьезных историков, но и различных сочинителей. Их главной задачей было выдумать историю позанимательнее, поинтереснее, такую, чтобы она была достойна великого города, столицы огромного государства. Действующими лицами всех этих историй являлись, конечно, люди не простые - князья, бояре, святые отшельники и даже библейские патриархи. Некоторые сочинители подобных легенд еще опирались на те или иные исторические факты, другие даже не утруждали себя поиском каких-либо доказательств подлинности.
Например, в XVI в. родилась версия, что Москва была основана Мосохом, сыном Иафета, который, в свою очередь, был сыном библейского Ноя.
Другой сочинитель даже переписал старинную летопись, чтобы вставить свою историю об основании Москвы. Уж очень хотелось ему отнести основание русской столицы подальше в глубь веков и тем самым лишний раз возвысить ее. Самым подходящим временем для ее основания оказались времена "вещего Олега", тем более что в летописях есть упоминания об основании Олегом множества новых городов. Вот и написал сочинитель, что "Олег же нача грады ставите... и прииде на реку, глаголемую Москву, в нея же прилежат реки Неглинная и Яуза, и поставил град не мал и прозва его Москва".
Но чаще всего в рассказах об основании Москвы фигурирует некий боярин Кучка, владевший селами на месте нынешней Москвы и поссорившийся с властным князем. В различных версиях в роли князя выступает то Юрий Долгорукий, то его сын Андрей Боголюбский, то вообще никому неведомый Даниил Иванович. По-разному описываются и причины ссоры: то ли боярин отказался почтить князя, то ли последнему приглянулась красивая жена Кучки. Но в описании исхода ссоры разногласий нет: князь убивает боярина и захватывает его землю, а чтобы увековечить столь знаменательное событие, закладывает в бывших Кучкиных владениях город Москву, иначе называемый некоторыми рассказчиками Кучково.
Легенда о Кучке имеет под собой некоторую историческую основу. Хотя о нем самом летописи не упоминают, но зато хорошо известны некие Кучковичи, сыгравшие важную роль в убийстве князя Андрея Боголюбского. Этот факт прекрасно связывается с легендой о ссоре Юрия Долгорукого и Кучки - ведь тогда получается, что Кучковичи (сыновья Кучки) отомстили за убийство своего отца. Кроме того, по летописям известны и "Кучковы села". Правда, к возникновению Москвы они прямого отношения не имеют, так как стояли довольно далеко от Боровицкого холма - в районе современных Сретенских ворот. Но и в этих отрывочных косвенных сведениях о Кучке историки увидели возможность построить целые теории о происхождении, жизни и смерти загадочного боярина. Сочинялись даже биографии Кучки, в которых он предстает то старшиной - князьком славян-вятичей, то вождем финно-угорского племени, то богатым переселенцем из Новгорода.
Существовали также легенды о каком-то Вуколе, или Буколе, который вел отшельническую жизнь в здешних лесах, а потом вдруг почему-то предсказал новому городу великую судьбу. Упоминается и еще один отшельник - некий римлянин Подон.
Легендам и просто сказкам нет числа, а вот истину о событиях, предшествовавших основанию Москвы, мы вряд ли когда-нибудь узнаем.
Откуда произошло название "Москва"
Значительным источником знаний об исторической географии нашего города служит народная память, живущая в названиях самого города, его отдельных частей, рек и речек, холмов, улиц и переулков. Из этих названий можно извлечь немало информации о московской старине.
Прежде всего, откуда взялось само название "Москва"? Это не такой уж праздный вопрос; ведь, выяснив корни происхождения этого слова, можно понять, какой народ, в какие времена освоил берега реки и дал имя ей и населенному пункту, ставшему впоследствии столицей России.
Среди историков нет согласия даже в вопросе о том, река ли дала свое имя городу или наоборот. По одной из версий, название города возникло раньше и состояло из корней "моек" (на древнеславянском языке - "кремень") и "ков" или "хов" (от глагола "ховаться", т. е. "прятаться"). Значит, слово "Москва" означало "каменное укрытие", и уж от города оно перешло и на реку.
И все-таки большинство исследователей считают, что город получил свое название от реки, на которой он стоит. Ну а откуда тогда взялось название реки? Объяснений происхождения названия Москва много: и от русского слова "мосты", и от скифского "моска", что будто бы означало "крутящаяся", "извилистая".
Как ни странно, но и на этот вопрос давались вполне серьезные на вид ответы. Помните легенду о библейском "основателе" Москвы Мосохе? Вот он-то и был, по мнению одного древнего церковного историка, тот самый "Мос". А Ква - будто бы было именем жены этого "Моса". Вот и получалось, что Мое и Ква должны быть неразлучны, как муж и жена. А детей Мосы и Квы звали Я и Вуза, и от сложения их имен пошло название речки Яузы. Очень любопытная легенда, даже жаль, что она не имеет никакого отношения к действительности.
Наиболее вероятны две версии происхождения названия реки и города. Согласно первой из них, слово "Москва" финского происхождения и относится к тем далеким временам, когда по берегам реки еще обитали древние финские племена, оттесненные впоследствии на север славянами. Окончание "ва" всеми сторонниками финской версии переводится однозначно - вода, река. А вот с началом далеко не все понятно - кто-то переводит его как "медведь", кто-то как "корова" ...
По второй версии имя реке дали славяне, и означало оно на древнеславянском языке "мокрая", "сырая". Ведь до сих пор в русском языке сохранилось слово "промозглый", которое, может быть, является однокоренным с названием столицы.
Как ни различны две эти гипотезы, они сходятся в одном - в названии нашего города заложено указание на воду, сырость. И в самом деле, гидрографическая сеть региона играла в истории города самую заметную роль.
Крепость, традиционно считаемая первым московским "городом", т. е. укреплением, возникла на остроугольном мысу, образованном слиянием двух рек - Москвы и Неглинной. Их широкие русла и сырые топкие берега служили маленькому городку лучшей защитой от нападений многочисленных врагов, нежели ненадежная деревянная стена. Кроме того, из крепости, оседлавшей слияние двух рек, можно было контролировать движение по ним, что было весьма важно в те далекие времена, когда реки являлись основными транспортными артериями. Таким образом, реки были стратегическими объектами на раннем этапе становления Москвы, определявшими значение и оборонную надежность города - крепости. Неплохо защищали Москву и многочисленные, хотя и небольшие болота ее окрестностей.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--