Курсовая работа: Образование РСФСР, Конституция РСФСР

Введение 3

1. Образование СССР 4

2. Конституция СССР 1924 г. 17

3. Конституция РСФСР 1925 г. 22

Заключение

Список литературы


Введение

Россия представляет собой особую цивилизацию, вырабо­тавшую на протяжении веков свой собственный, не повторяю­щийся в других цивилизациях способ сосуществования наро­дов. Здесь любое изменение общественного устройства являет­ся национальной проблемой и не может быть сведено лишь к политической, социальной или экономической стороне (в этом отличие революции в России от других великих революций - в Англии и Франции). С другой стороны - решение любой про­блемы национальной политики в России реализуется через из­менение государственного устройства, экономического или со­циального порядка.

Термин «национальный» мы применяем как условный, т.к. в Российской империи большинство народов, включая русский, находились на донациональной стадии развития общества и культуры, поскольку нация - продукт развитого буржуазного общества. Поэтому, строго говоря, в массовом сознании и по­литической мысли не было национализма Он культивировался в узких кругах буржуазной интеллигенции, и за ним всегда стояли скрытые социально-политические интересы. Например, украинский национализм конца XIX в. создавался при актив­ном участии русской радикальной интеллигенции, которая ви­дела в нем оружие против царизма.

В ходе борьбы с государством вот уже более века «национа­льный вопрос» - один из наиболее идеологизированных, он построен на мифах. И Российская империя, и СССР одними представляются как «тюрьма народов», другими - как земной рай «семьи народов». Оба эти мифа мешают познанию и пони­манию истины.

В данной работе были использованы учебные пособия по истории государства и права России, статьи из периодической литературы, а также документы, позволяющие раскрыть сущность проблем, возникших при образовании СССР и принятии первой Конституции СССР.

1. Образование СССР

До образования СССР взаимоотношения республик прошли ряд эта­пов и форм. В годы граждан­ской войны и иностранной войной интервенции, когда главным вопро­сом был военный, отношения республик приняли форму военного сою­за. На следующем этапе с конца 1920 г. и до образования СССР, когда вопросы восстановления разрушенного хозяйства стали главными, воен­ный союз был дополнен хозяйственным союзом. Отношения между рес­публиками приняли характер двусторонних договорных отношений. Так, в декабре 1920 г. был заключен союзный договор между РСФСР и Украиной, в январе 1921 г. аналогичный договор был заключен между РСФСР и БССР, а также с другими советскими республиками1 . Союзные договоры между советскими республиками являлись правовым оформ­лением их военно-хозяйственного союза. В период военного союза дого­воры подобного рода между республиками не заключались. По сравне­нию с периодом военного союза, когда объединялись пять народных комиссариатов, был сделан новый шаг вперед: союзные договоры преду­сматривали объединение двух новых органов государственного управле­ния - Народных комиссариатов внешней торговли и почт и телеграфов. Но и объединение старых пяти наркоматов происходило на новой каче­ственной основе - они объединялись с хозяйственными целями, тогда как раньше только с оборонными. Союзные договоры послужили пра­вовой основой для создания не только объединенных органов государст­венного управления договаривающихся республик, но и органа государ­ственной власти в лице ВЦИК, включившего в свой состав представи­телей договаривающихся советских республик.

Важную роль в сближении республик сыграл их дипломатический союз. Председатель ВЦИК М.И. Калинин 17 января 1922 г. обратился к советским республикам с телеграммой, в которой говорилось, что рос­сийское правительство считает невозможным участие в конференции в Генуе без советских республик и Дальневосточной республики. 22 февраля 1922 г. в Москве было созвано совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Армении, Азербайджана, Грузии, ДВР, Бухар­ской и Хорезмской советских республик. Представители республик подписали протокол о передаче РСФСР права представлять и защищать интересы всех республик, выступать от их имени на Генуэзской конфе­ренции, а также заключать от имени всех республик международные договоры и соглашения как с государствами - участниками конферен­ции, так и со всеми другими. Это позволило прорвать дипломатическую блокаду, заключив договор с Германией 16 апреля 1922 г.

Большим событием, предшествовавшим и способствовавшим образо­ванию СССР, было создание Закавказской Федерации, объединившей Азербайджан, Армению и Грузию. Причины, диктовавшие объединение закавказских республик, были следующие:

1) экономическая необходи­мость объединения хозяйственных ресурсов этих республик,

2) улучше­ние отношений между народами Закавказья.

12 марта 1922 г. в Тифлисе состоялась конференция центральных исполнительных комитетов совет­ских республик Закавказья, на которой был подписан договор о созда­нии федеративного союза Закавказских республик. В него вошли Азер­байджан, Армения, Грузия. Образование ЗСФСР имело еще и то значе­ние, что это был первый опыт по созданию союзного федеративного советского государства, субъектами которого являлись союзные респуб­лики.

Единство внутренней и внешней политики республик до образования СССР обеспечивалось организационным единством правящей Коммуни­стической партии, объединявшей коммунистов всех республик, а также однотипностью политической основы республик. Велика была роль РСФСР, которая оказывала республикам бескорыстную военную, эко­номическую, культурную, дипломатическую и иную помощь. Республи­ки широко использовали государственно-правовой опыт РСФСР. Хозяй­ственный союз советских республик способствовал более тесному сбли­жению республик и подвел их к необходимости политического объеди­нения - создания СССР. Старые договорные отношения уже исчерпали себя.

Образование СССР определялось серьезными причинами. Прежде всего необходимо было объединить скудные в то время экономические ресурсы республик для более успешного восстановления разрушенного войнами народного хозяйства и осуществления нэпа. Следовало объе­динить финансы, транспорт, средства связи, осуществлять планирование народного хозяйства в масштабе всей страны. Нужно было учитывать и исторически сложившееся разделение труда между отдельными эконо­мическими районами страны. Необходимо было также ликвидировать вековую отсталость национальных окраин. Объединение республик обеспечивало бы их независимость и позволило бы успешнее решать и внешнеполитические задачи: и оборонные, и дипломатические. Полити­ческой предпосылкой образования СССР являлось наличие в республи­ках диктатуры пролетариата. Экономической предпосылкой являлась общественная собственность на средства производства1 .

Вопрос о более тесных взаимоотношениях между республиками был поставлен по инициативе самих республик. За его создание высказались представительные органы всех будущих субъектов федерации. Выдвига­лись различные предложения по созданию будущего государства. Одни развивали мысль о создании конфедерации союзных республик. Другие предлагали ликвидировать РСФСР и дать возможность автономным рес­публикам войти в создаваемое государство в качестве его субъектов наравне с союзными республиками. Третьи выступали с идеей уп­разднения ЗСФСР и предоставления Азербайджану, Армении и Гру­зии права непосредственного вступления в состав нового государ­ства. Весьма популярным было мнение о вхождении в состав РСФСР союзных республик на правах автономных республик и превращение органов власти и управления РСФСР в органы власти и управления все­го вновь образуемого государства. Это предложение получило извест­ность как предложение об «автономизации».

В августе 1922 г. Оргбюро по поручению Политбюро ЦК РКП (б) создало комиссию, которой было дано задание подготовить к очередно­му пленуму ЦК вопрос об усовершенствовании федеративных отноше­ний между РСФСР и другими республиками. Председателем комиссии был В.В. Куйбышев. В нее также вошли представители республик. Член комиссии И.В. Сталин разработал проект резолюции комиссии, по которому Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения и Грузия входи­ли в состав РСФСР на правах автономных республик. Этот проект под­держали ЦК компартий Азербайджана, Армении. ЦК компартии Грузии выступил против проекта. ЦК компартии Белоруссии считал возмож­ным сохранить договорные отношения. Среди руководства Украины не было единого мнения. Секретарь ЦК компартии Украины Д.З. Мануильский был за проект, а председатель СНК Украины и член комиссии оргбюро ЦК РКП (б) Х.Г. Раковский был решительно против него. На заседании комиссии Оргбюро в сентябре 1922 г. был принят проект Сталина. В.И. Ленин решительно выступил против предложения об «автономизации», за равноправие республик. В письме Л.Б. Каменеву для членов Политбюро ЦК РКП (б) от 26 сентября 1922 г. он подчерки­вал: «По-моему, вопрос архиважный ... мы признаем себя равно­правными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию «Союз Советских Республик Европы и Азии». Далее В.И. Ленин писал о необходимости создания общефеде­рального ЦИК, общефедеральных наркоматов. Не имея возможности из-за болезни участвовать в работе Октябрьского (1922 г.) Пленума ЦК, решавшего вопрос о взаимоотношениях республик, В.И. Ленин пишет 6 октября 1922 г. записку «О борьбе с великодержавным шовинизмом», в которой вновь отстаивает идею равноправия республик и в деятельности органов власти будущего союза республик. Он писал: «Надо абсолютно настоять, чтобы в союзном ЦИКе председательствовали по очереди рус­ский, украинец, грузин и т.д. Абсолютно». 6 октября 1922 г. Пленум ЦК РКП (б) одобрил ленинские предложения о создании добровольной федерации независимых, суверенных, равноправных союзных республик в составе: РСФСР, Украины, Белоруссии, ЗСФСР. В течение октября - декабря 1922 г. идея образования СССР была одобрена партийными и государственными органами всех союзных республик1 .

Состоявшаяся 29 декабря 1922 г. под председательством М.И. Кали­нина конференция полномочных представителей делегаций независимых республик РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР одобрила проекты Декларации и Договора об образовании СССР. 30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, который юри­дически оформил образование СССР. В повестке работы съезда стояли два вопроса:

1) утверждение Декларации об образовании СССР и союз­ного Договора;

2) выборы ЦИК СССР.

Доклад о декларации и Договоре об образовании СССР сделал на съезде И.В. Сталин. Съезд по предло­жению М.В. Фрунзе в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Кроме того, съезд решил передать Декларацию и Договор на дополнительное рассмотрение ЦИК союзных республик с тем, чтобы отзывы союзных республик были представлены ЦИК Союза ССР к ближайшей очередной его сессии. Это еще раз показывает, на­сколько серьезно учитывались мнения республик, как всемерно подчер­кивалось их равноправие.

Первыми председателями ЦИК СССР были избраны на 1 Всесоюзном съезде Советов председатели ЦИК союзных республик: М.И. Калинин, Г.И. Петровский, А.Г. Червяков, Н.Н. Нариманов. Исполнительным ор­ганом СССР являлся СНК СССР. Первое правительство СССР было об­разовано ЦИК СССР в июле 1923 г. во главе с В.И. Лениным. Первыми субъектами СССР являлись четыре союзные республики: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР.

В дальнейшем СССР развивался, пополнялся новыми субъектами. Первый этап развития Союза ССР связан с национально-государствен­ным размежеванием в Средней Азии, созданием национальной государ­ственности ее народов и появлением новых союзных республик, вошед­ших в состав СССР. До национально-государственного размежевания на территории Средней Азии были следующие государства: Хорезмская и Бухарская народные советские республики, а также Туркестанская АССР, входившая в РСФСР. Как известно, БНСР и ХНСР не вошли в состав СССР по причине того (как тогда объясняли), что они не были социалистическими. Но таковыми тогда были все республики. Эти три государства сложились в рамках прежнего административного деления, не учитывавшего расселения народов Средней Азии. Получилось так, что узбеки и туркмены проживали во всех трех государствах. Причем 66,5% узбеков находилось в Туркестанской АССР; 22,2% - в БНСР и 11,3% - в ХНСР; туркменов - соответственно 43,2; 27; 29,8%. Таджики оказались на территории Туркестанской АССР (47,7%) и БНСР (52,3%). В развитии экономики и культуры Средней Азии большую роль сыг­рала РСФСР и в частности ее договоры с ХНСР (1920 г.) и БНСР (1921 г.).

Условия для проведения национально-государственного размежева­ния Средней Азии сложились к 1924 г. К этому времени были разгром­лены основные силы басмачества и установилась относительно мирная обстановка. Можно было заняться проблемами национально-государст­венного строительства. Еще ранее укреплялись экономические связи. На конференции представителей Туркестанской АССР, ХНСР и БНСР в 1923 г. было создано Среднеазиатское экономическое совещание для осуществления планирования развития народного хозяйства трех рес­публик. Была также проведена унификация денежной системы трех республик и образованы органы управления транспортом, внешней тор­говлей и т.д. В феврале - марте 1924 г. советские и партийные органы трех республик высказались за создание национальных государств. 28 треля 1924 г. Средазбюро ЦК РКЩб) по докладам представителей Бухарской и Хорезмской республик, Туркестанской и Киргизской Казахской) АССР признало своевременным и целесообразным разделение среднеазиатских республик по национальному признаку. 12 июня 1924 г. ЦК РКП (б) приняло постановление «О национальном размеже­вании республик Средней Азии (Туркестана, Бухары и Хорезма)». В сентябре 1924 г. ЦИК Туркестанской АССР, V Всебухарский и V Всехорезмский курултаи Советов принимают постановления о националь­но-государственном объединении народов Средней Азии. 14 октября 1924 г. ВЦИК РСФСР утвердил постановление ЦИК Туркестанской АССР о национально-государственном размежевании. А 27 октября ЦИК СССР принял постановление «О размежевании советских рес­публик в Средней Азии и о вхождении в Союз ССР Узбекской Совет­ской Социалистической Республики и Туркменской Советской Социа­листической Республики», в котором одобрил постановления верховных органов республик Средней Азии и РСФСР о национальном государст­венном размежевании и образовании новых советских республик и ав­тономных областей1 . Таким образом, идея национально-государственного размежевания Средней Азии получила юридическое оформление.

В результате национально-государственного размежевания на терри­тории бывших Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской респуб­лик были созданы: Узбекская ССР, Туркменская ССР, Таджикская АССР в составе Узбекской ССР, а также две автономные области: Кара-Калпакская в составе Киргизской (Казахской) АССР и Кара-Киргизская в составе РСФСР. Киргизская (Казахская) АССР в то время входила в состав РСФСР. Для проведения подготовительной работы (организации и проведения выборов в органы власти и т.д.) в республи­ках Средней Азии были созданы революционные комитеты. На первых Всеузбекском и Всетуркменском съездах Советов в феврале 1925 г. были приняты Декларации об образовании Узбекской ССР (17 февраля) и Туркменской ССР (20 февраля). Здесь же принимаются решения о вхождении Узбекской ССР и Туркменской ССР в состав СССР. Были созданы ЦИК и СНК этих республик. Первым председателем ЦИК Уз­бекской ССР был избран Ю. Ахунбаев, а председателем СНК стал Ф. Ходжаев. ЦИК Туркменской ССР возглавил Н. Айтанов, а СНК - К. Атабаев.

13 мая 1925 г. III съезд Советов СССР удовлетворил просьбы Узбек­ской ССР и Туркменской ССР и принял их в состав СССР, распростра­нив на них «... действие договора об образовании Союза СССР». Таким образом, СССР увеличился еще на два члена. Теперь в Союзе ССР ста­ло 6 союзных республик. В 1929 г. присоединением к Таджикской АССР из состава Узбекской ССР Ходжентского округа, населенного преимущественно таджиками, был завершен процесс объединения тад­жикских земель в единое национальное советское государство. 15 ок­тября 1929 г. III Чрезвычайный съезд Советов Таджикистана принял Декларацию, в которой в полном согласии с трудящимися Узбекистана провозгласил выход из состава Узбекской ССР и создание Таджикской ССР, которая «... добровольно входит в Союз Советских Социалистиче­ских Республик на правах полноправного члена». Председателем ЦИК Таджикской ССР был избран Н. Максум. 5 декабря 1929 г. ЦИК СССР постановил: «I. Действие договора об образовании СССР распростра­нить на Таджикскую Социалистическую Советскую Республику». 17 марта 1931 г. VI съезд Советов Союза ССР принял в свой состав нового субъекта - Таджикскую ССР. Отныне в составе союзного советского государства стало 7 членов.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 236
Бесплатно скачать Курсовая работа: Образование РСФСР, Конституция РСФСР