Курсовая работа: Общение в Интернет, психологические проблемы виртуального общения 2

Социальная коммуникация занимает особое место в жизни современного общества и каждого человека. С ней прямо или опосредованно связаны практически все коммуникативные сферы. Традиционно выделяются внутриличностная, межличностная, групповая коммуникация, организационная, межкультурная, общественная и массовая коммуникация. Но особенно большой интерес в наши дни вызывает электронная коммуникация, опирающаяся на новые технологии и предоставляющая пользователям поистине уникальные возможности для общения, обучения, исследования, ведения бизнеса. Главная особенность виртуального общения связана с особыми отношениями, в которых находятся получатели и отправители сообщений - теми ролями, которые они на себя принимают.

Общение посредством Интернета особенно важно для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным причинам межличностно обеднела. Такие люди используют всемирную сеть Интернет, как альтернативу своему непосредственному (реальному) окружению. К слову сказать, около половины пользователей Интернета выходят на просторы Сети, для того чтобы расширить свой круг общения, так как опосредованная компьютером коммуникация создает иллюзию товарищеских отношений без требований дружбы. Таким образом, Интернет играет колоссальную роль в организации такого общения.

Мир Интернет представляет собой огромное поле для исследований социологов. В международной сети Интернет для человека любого возраста и профессии существует много полезной и интересной информации. Глобальная сеть Интернет представляет собой огромное информационное поле, и кроме этого дает новые возможности разнообразным видам общения и развлечения.

Актуальность .

Компьютеры и информационные системы проникают во все сферы человеческой жизни, в связи, с чем возрастает актуальность социально-психологических исследований общения, и особенно - общения, опосредованного компьютерными технологиями и непосредственно зависимости от них. Взаимодействие «человек – компьютер» является социальным, как и все другие взаимодействия человека с окружающим миром. Компьютерные системы создали новые каналы общения между людьми, где возможны разнообразные коммуникативные ситуации: взаимодействие человека и компьютера в случае человеко-компьютерной интеракции (термин, используемый в соц. психологии и культурологии; обозначает взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга как непрерывный диалог), взаимодействие компьютерного пользователя с другим пользователем или группой.

С появлением интернета была отмечена тенденция к изменению социальной и психологической структуры общества. С середины 90-х годов многие психологи - Л.Е. Войскунский, Травина, А.В. Беляева, Е.И. Белинская и др. - исследуют психологические феномены, связанные с интернетом.

Цель исследования : изучение культурно-психологического потенциала личности пользователя.

Предмет исследования : особенности психологической культуры студентов пользователей Интернет и непользователей Интернет.

Объект: студенты старших курсов гуманитарных и технических факультетов в возрасте 18-25 лет, пользователи Интернет (25 девушек и 25 юношей), и незнакомые с Интернет (25 юношей и 25 девушек).

Гипотезой данного исследования является предположение о наличии достоверных различий между особенностями психологической культуры пользователей Интернет и незнакомых с Интернет.

Задачи:

1.Анализ литературных источников по разработке понятия психологическая культура, а также психологических особенностей пользователей Интернет

2. Подбор адекватного комплекса методик и разработка методики «Понятия».

3. Проведение исследования и статистическая обработка полученных данных:

а). Определить уровень психологической культуры пользователей и непользователей Интернет;

б). Выявить особенности общения и поведения пользователей Интернет и незнакомых с Интернет;

в). Определить достоверность различий между группами пользователей и непользователей, а также между юношами и девушками;

г). Исследовать структуру взаимосвязей между уровнем психологической культуры особенностями общения в обеих группах.

4. Анализ и интерпретация полученных результатов.

Методы исследования: для реализации поставленных задач использовались:

1. Методика «Культурно-психологический потенциал» О.И.Моткова

2. Опросник К.Н.Томаса по выявлению стиля поведения в конфликтной ситуации

3. Методика Т.Лири (определение типа межличностных отношений)

4. Методика определения самооценки

5. Методика «Понятия» (определение уровня психологической грамотности)

6. Опросник «Готовность обращения за психологической помощью»

7. Социологическая анкета для пользователей Интернет

8. Тест К.С.Янга на виртуальную зависимость

Интернет, как способ коммуникации.

Сегодня сложно переоценить роль Интернета в организации течения потоков всевозможной информации, а также в организации общения, как одного из аспектов, непременно сопутствующего течению этих потоков. Ведь общение – есть способ взаимодействия людей друг с другом, а с появлением всемирной паутины это общение вышло за рамки одного дома, города и даже одной страны. Бесспорно, много лет существовали и другие средства передачи информации на расстояния (такие как почта, телефон, телеграф), но те неудобства, с которыми часто сталкиваются участники такого общения, вынуждают многих из них перейти в ряды тех, людей, кто уже оценил преимущества нового мира цифровых технологий и в частности Интернета.[1]

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 260
Бесплатно скачать Курсовая работа: Общение в Интернет, психологические проблемы виртуального общения 2