Курсовая работа: Обучение решению задач из раздела "Основы алгоритмизации и программирования"
Содержание
Введение
1. Выбор технологии программирования для учебного процесса
2. Возможности методического обеспечения структурного программирования в школе
2.1 Принципы структурной алгоритмизации
2.2 Выбор подхода к преподаванию структурного программирования
2.3 Базовый набор структур и построение алгоритмов на их основе
3. Особенности языка программирования Pascal ABC
3.2 Типы данных в языке Pascal ABC
3.3 Структурный тип данных массив
4. Разработка методического обеспечения для работы со структурным типом данных массив
3.1 Основные этапы разработки решения задачи
3.2 Реализация учебных задач по работе с массивами
3.3 Описание игровых моментов при решении задач
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Решение задачи на компьютере невозможно без создания алгоритма. Умения решать задачи, разрабатывать стратегию ее решения, выдвигать и доказывать гипотезы опытным путем, прогнозировать результаты своей деятельности, анализировать и находить рациональные способы решения задачи путем оптимизации, детализации созданного алгоритма позволяют судить об уровне развития алгоритмического мышления школьников. Поэтому необходимо особое внимание уделять алгоритмическому мышлению подрастающего поколения.
Поскольку алгоритмическое мышление в течение жизни развивается под воздействием внешних факторов, то в процессе дополнительного воздействия возможно повышение уровня его развития. Необходимость поиска новых эффективных средств развития алгоритмического мышления у школьников обусловлена его значимостью для дальнейшей самореализации личности в информационном обществе.
В методической литературе по информатике отмечены различные способы формирования алгоритмического мышления школьников: проведение систематического и целенаправленного применения идей структурного подхода, повышение уровня мотивированности задач, постоянная умственная работа.
Эффективным способом формирования алгоритмического мышления школьников старших классов в курсе «Основы алгоритмизации и программирования» является обучение построению алгоритмов и их использованию при решении большого класса задач.
Целью работы является разработка элементов методического обеспечения для обучения решению задач из раздела «Основы алгоритмизации и программирования», в частности создание интересных методов построения и использования алгоритмов на примере учебных задач по работе со структурного типом данных массив.
Объектом исследования является процесс обучения решению задач.
Предметом исследования является формирование алгоритмического мышления школьников при обучении решению задач из раздела «Основы алгоритмизации и программирования».
Курсовая работа условно состоит из двух частей. В первой части раскрываются теоретические сведения о технологии программирования в школе, принципах структурной алгоритмизации и выборе подхода к преподаванию программирования. Вторая часть данной работы посвящена разработке различных игровых моментов, которые можно использовать при изучении структурного типа данных массив.
Таким образом, различные формы работы и подготовленное методическое обеспечение позволит повысить эффективность работы учащихся и уровень умений при решении алгоритмических задач. При этом совмещение традиционных форм работы и новых подходов в использовании стандартных задач расширяет целенаправленность и эффективность урока.
1. Выбор технологии программирования для учебного процесса
??????? ????????? ???????????? ??????????? ? ?????, ?????????? ?????????, ??? ?????? ???????????????????? ????? ? ??? ? ??????? ??????? ????????? ????????????? ????? ????????, ???????????? ???????? ????? ???????, ?????? ? ?????????????, ?????? ???????? ??? ??? ???? ?????????? ?????? ? ??????????? ??????? ????????????????.? ?? ?? ????? ????? ???? ?????? ??????? ????? ??? ???????????? ????????????????? ???????? ???????????????? ? ?????? ????? ??? ??????? ??????? ??????? ????? (? ?????? ????????????????? ????????).? ????????? ????? ?????????? ??? ???????? ???????????????? ??????? ? ???????????? ???????????????? [10]:1) ???????????? ???????????????? ??? ????????????? ?????????? ??????, ??? ???????? ?????????? ?????? ? ??????;2) ???????????? ?? ?????? ?????????? ?????????????? ?????, ???????????????? ?? ???????? ???????? ??????? ????????????????;3) ???????? ?????? ??? ?????????? ?????? ????????????????, ?????? ???????????? ??? ??????? ??????? ? ????????????? ?????.?????? ?????? ?????????????? ???????? ????????. ?????? ??? ???????????? ?????????? ????????????? ?? ????????? ?????????, ??? ??? ? ??????? ?? ????? ???????????????? ?? ?????? ???????? ??????????? ???????????? ??????????????? ??????????????, ?? ? ???????? ?????????? ?????? ?????????? ????????????? ??? ?????????????.?????? ?????? ????? ???????????? ??? ???????????? ????? ???????????????? ? ??????? ??????? ??????? ?????. ??????????? ? ?????????????????? ????? ??? ???? ?????. ? ?? ????? ????? ??????? ????????, ?????? (????), SMR (??????????????), LOGO (???). ??? ????????? ???????? ? ?????????? ?? ??????????? ???????? ????????? ? ??????? ????????????????. ????? ?????? ????? ??? ??????????? ???????? ??????????? ? ?????????????????? ??????? ??? ????????? ????? ????????.?????????? ???????? ??????? ??????????, ??? ?? ?????????? ?????? ????? ??????, ??? ?? ???? ?? ???????????? ??????????? ?????? ?? ???????? ? ?????????? ?????? ???? ??????????? ?????????????? ????? ????????????????. ????? ?????????, ?????? ??????, ???????????, ??? ??? ??? ??? ????? ??????????????? ?? ?????? ?????? ? ?????? ?? ??? ???????????? ?? ????????????, ????? ??? ????? ????? ??????? ??????????. ????? ????, ??????????? ?????????? ??????????? ?????? ????????? ??????? ??????????? ??????????? ??????? ? ?????? ? ????????.???????? ?????????? ??? ??????????????????? ????? ???????? ????????? ??????? ? ???????? ???????? ? ???????? ????????????? ??????? ???????????????? ?? ???? ???????????? ?????. ??? ???? ?? ??????????? ????????? ? ??????? ?????. ????????, ??????? ?? ????????????, ????? ??????? ??? ? ????. ?????????? ???????? ??????? ??????? ???????? ?? ??????????????? ???????? ? ?? ??????????? ?????????? ?? ????? ????????????????.? ??????? ????? ???? ???? ?????????? ? ??????????, ? ???????? ????? ???????????? ???????? ?????????? ??????? ? ??????? ????????????? ?????????????. ????? ????????, ??? ??????? ????????????? ?????????? ??? ??????? ????, ?? ?? ???????? ??????? ??????? ??????????????? ? ???????? ???????????? ?????.?? ???????????? ?????????? ???????????????? ???????? ?????????? ? ?????? ???????????? ???????? ?????????? ???????????? ???????????????? "?????? ? ????". ?? ???????????? ???????? ??, ??? ??? ????????? ???????????? ? ????????? ??????????????? ????? ????????, ??????????? ??? ???????? ??????????? ????? ????? ???????????. ?????????????, ??????? ???? ???????????????? ??? ????????? ?????, ????? ??????????????? ?? ???? ?? ??????????? ??????.2. ??????????? ????????????? ??????????? ???????????? ???????????????? ? ????? 2.1 ???????? ??????????? ?????????????? ?? ??????????? ???? ????? ?????????? ????????? ???????????????? ???????? ??????????? ???????????????? "?????? ? ????". ??? ?????????? ???????????????? ???????????? ????? ??????? ???????? ????????? ????????? ?? ??? ????? ?????? ????? ? ????? ???????? ????? ????????, ??? ??????? ????? ????? ???????? ?????????? ??????????? [5].??????????? ?????????????? ???????????? ?? ???? ?????????:1) ???????????????? ??????????? "?????? - ????";2) ?????????????? ???????? ?????? ???????? ??? ?????????? ?????????? ????? ??????? ?????????.?? ????????? ???????? ?????????? ???????????? ????????????????:1) ????????? ?????? ???????????? ??????? ??????, ????? ???????, ??????? ?????? ??????????? ?? ?????????? ???????, ????? ?????????????? ?????;2) ?????? ????????? ?????? ????????? ?? ??????????? ????? ?????????? ??????? ??????? ??????????? ????????.??????? ????? ??????????? ?????????????? ???????? ????????, ??????????????? ? ??????????? ?????????.????? ??????????? ???????? ???????? ? ??????????? ???????????? ????????????????:1) ??????????? ??????????? ??????? ????????? ????????;2) ??????????? ???????????? ???????????? ???????? ?? ????????? ?????? ??????? ??????;3) ??????????? ????????;4) ???????? ??????????? ????????.
2.2 ????? ??????? ? ???????????? ???????????? ???????????????? ??? ??????? ????? ? ?????????????? ???????????? ???????????????? ????? ???????? ??? ???????? ??????????? [7, c. 78]:1) "???????????????" ?????? ??????????? ? ?????????: ????? ??????? ?????? ??????????? ?? ??????????????? ????? (????? ????-???? ??????????) ? ????? ??????????? ? ??????????? ?????????? ?? ?????????? ????? ????????????????;2) "???????????" ?????? ? ???????? ??????? ?????? ????? ?? ?????????? ????? ????????????????.? ???????????? ? ????? ????????????? ???? ????? ? ??????????? ????????????????. ??????? ???????? ??????????? ?????? ????????????????, ????????? ?????? ?????????????? ????????? ???????, ????????? ????????? ????????? ??? ????????????? ??????? ???????. ??????, ??????????? ?????? ??????? ?? ???????? ??????? ????????????? ????? ???????? ? ??????? ?????? ? ?????? ????????????????. ????????, ??? ???????????, ??????? ????? ???? ????????? ???? ? ????????????????, ?????????? ??????????? ????????. ?? ?? ??????????? ????????? ??????? ?????? ?? ??????????????? ?????, ??? ????????????? ?? ? "???". ? ???????????? ????? ?????? ????? ??? ???????? ??????? ????? ????????????????, ????? ??????? ??? ????? ???????????? ??????????.??? ???????? ???????????? ???????????????? ?? ????????? ????? ????? ???????? "???????????????" ??????. ?? ????? ????? ? ??????????????? ????????? ???????? ??????? ?? ?????????????? ????? ???????? ?????? ? ?? ??????????? ?????????? ? ???????? ??????????? ? ????????? ??????????????? ????? ????????, ??????????? ??? ??????? ????? ? ?????????????? ?????? ???????????????? ? ???????? ?????? ??????????? ? ?????????????? ?????????. ????? ????, ?? ?????? ???????????????? ??????? ????? ??????? ????? ????????? ?????? ????????????????.? ???? ????????????? ?????????? ???????? ?????? ? ??????????? ?????????? ??? ???????????? ???????????????? ?? ????????? ????? ???????? ???????? ??????????????? ??????.??? ???????? ???????????????? ? ?????????????? ???????????????? ??????? ???????? ???????????? ? ????? ?????????? [6, c. 86]:1) ???????? ? ??????????? ??????? ?????? ?? ??????????????? ?????;2) ??????? ?? ??????????????? ??????????? ? ??????????? ????? ????????????????.?? ?????????? ???? ?????????? ?????? ???? ?????????? ???????????? ???????????. ? ?????? ?????? ??? ????? ???? ????? ???????? ??????? ???????? ? ????????? ?? ?????? ? ???????????? ????????????? ??? ?????????? ??????????. ??-?????? ? ??????? ???????? ??????????????? ??????????? ? ??????????? ????? ????????????????. 2.3 ??????? ????? ???????? ? ?????????? ?????????? ?? ?? ?????? ?????? ???????????? ???????????????? ??????????, ??? ???????? ????? ??????? ????????? ????? ????????? ? ??????? ????????? ???????? ?????? ????????:1) ???????????????? (????????) ?????????;2) ?????????? ?????????;3) ??????????? ?????????.???????? ???????? ??? ????????? ? ????????????? ???????? ???????? ?????????. ???????? ?????????? ???????? (???????? ?????????), ? ??????? ????????? ??????????? ??????????? ? ???????????? ??????? (? ??????? ??????) ?????????? ?? ???????? ???????? ?????? ? ????????????? ??????????? [3, c. 9].???????? ????? ???? ?????????? ? ???, ???? ?? ???????? ?????? ???????????? ???????????. ?????? ?????????????, ?.?. ?? ?????????? ???????????, ????? ??????? ????????? ??????????? ??? ????????:1) ??????, ?????;2) ?????? ??????;3) ????, ?????;4) ?????????????? ????????, ??????????? ?????????? ????????????.?? ?????? ???????? ????? ??????? ?????? ????????? ???????????. ????? ??? ?????????? ??????????? ???????????? ?????????? ?????????, ?.?. ?????, ? ??????? ? ??????????? ?? ???????? ?????? ??? ????????????? ??????????? ???????? ??????????? ?? ?????? ?? ??????????, ??????? ??????????????? ???????????. ????? ??????????? ????? ?????????? ???????.?????? ????? ????? ???? ????? ??????? ?????????, ? ????? ?????? ?? ????????? ???????????, ?.?. ???? ???????????. ????? ??? ??? ???? ????? ?????????????? ? ??????????? ?? ?????????? ???????? ??????? ? ??????????? ???????. ? ?????? ?????? ???????? ??????????? ?????? ?? ????? ?????, ? ?????????? ?????? ???????????.?????????? ?? ??? ???????? ? ??????????????? ???????? ?? ???? ???????? ???????? ?? ??????? ?? ?????????, ????????, ? ?????????????? ???????? ????????????. ????????? ???????????? ?????????????? ?????? ?????????? ????????? ???? ??? ??????? ??? ?????, ??? ????????? ????????????? ????????????? ?????????? ????? ? ??? ?? ?????????? ?????????? [2].? ??????????? ?????????? ?????????? ????????? ?????????? (????? ??????????) ?????????????? ??????????? ? ?????? ? ???? ?? ??? ????????????????? ???????.??????????? ????????? ????? ???????? ???????. ? ??????????? ?? ??????? ??????????? ????? ?????????? ????????? ??? ???? ??????:1) ???? ? ???????? ???????? ??????????? ?????? (????-????);2) ???? ? ???????? ???????? ????????? ?????? (????-??);3) ???? ? ???????? ???????? ?????????? ?????? (???? ? ??????????).???? ????? ? ???????? ???????? ??????????? ?????? ????? ???????? ? ???? ?????? ?????????? ????? ??????? ?????????. ??? ?????????? ??????? ??????????? ?????? ??????????? ???? ?????, ???? ?? ??????? ?? ???????????, ?? ?????? ??????????? ????????? ????????????? ? ?????????? ?????????? ????????? ?????????.????????? ????-???? ??????????????? ???????, ????? ???? ????? ?? ??????????? ?? ????. ????? ????????, ???? ???????, ??????? ? ?????? ?????, ????? ?? ?? ???????????. ????? ?? ???????? ????????? ????????????? ???????????? ?????????, ? ??????? ???? ????? ??????????? ???? ?? ???? ???, ?? ? ???? ?????? ??????????? ????????? ?????-??.? ??????? ????? ????????? ?????? ?????????? ????????? ???????????? ?????????????? ?????????, ?.?. ?????, ? ??????? ??? ??????????? ???????????? ???????? ?????????? ???????????? ?? ?????????? ????????. ????? ?? ??????????? ????-?? ?????????????? ?? ?????????? ?????????? ?????????? ????????.????????????? ???? ??????????? ???????? ????? ???? ??????????: ??? ????????? ??????? ???????? ?????? ????? ????????? ????????????, ?.?. ????????? ????????, ????? ?????????? ??????????? ?????????? ???? ?????.? ???????????? ?????????? ??????? ?????? ???????? ????????? ???????? ?????????? ???????, ????? ????????? ? ???????? ????? ??????????. ??????????, ????????? ??????? ???????????? ? ???? ?????????? ?????, ?????????? ?????????? ????? ??? ??????????? ??????????. ???????? ?????? ????? ? ???????? ?????? ?????????? ???????????? ????? ?????????? ???????? ????????? (?????? ?????), ????????? ????-???? (??????? ? ??? ???????? ?? ???????????????) ? ????? ???????? (????????????????) ????????? ? ???? ?????.????? ???????, ? ??????? ???????? ?????? ???????? ????? ????????? ???????? ????? ??????? ?????????. ?????? ???????? ? ???????? ??????????? ??????????????, ????????? ?????? ????? ??????????? ?? ?? ?????????? ????? ????????????????. ?????????????, ???????? ?????????? ? ???????? ??? ?????? ????? ???????????????? ????? ???????? ???????? ???????? ???????? ??????? ???????? ? ??????????? ??????? ?????.
3. ??????????? ????? ???????????????? Pascal ABC 3.1 ???? ?????? ? ????? Pascal ABC ? ????? Pascal ABC ????? ?????????? ??????????????? ????? ?????. ??? ????? ? ?????? ?????? ?????????? ????????? ????????, ??????? ????? ????????? ?????????? ?, ??? ?????????, ????????? ????????, ?????????? ??? ??????????.??????? ???????? ?????? ??????? ?????????. ??? ????????, ??? ??? ?????????? ???????????? ??? ?? ???????? ? ?? ????? ???? ???????. ?????????? ????? ??????????? ?????? ? ?????????, ???????????? ?? ?????. ????? ?????? ???????????? ??????? ???????????? ? ??????????????? ??? ??????????? ?????????, ?????? ?? ???????????? ?????????????? (??? ??????????) ???????? ?? ???????????? ? ? ???????? ????? ???????? ? ????? ??????? ?????????? ??????????? ???????? [1, c. 237].??????? ????? ???????? ? ?????????? ??????? ?????. ?? ?????? ?????????? ????? ??????????? ????? ??????????? ????? ?????????????? ?????? ???????????? ????????? ? ?????????, ????????? ?????????? ?????????????? ??????? ??????.??????? ????????? ??????? ????? ?????????? ?????, ??????????? ???????? ?? ??? ? ?????? ?????????? ????????? ??????????? ???????? ????? (????????, ?????????), ??? ? ????????? ????????????? ????? ???????, ??????????? ?????????????? ??????????? ? ???????????????? (? ?????????, ????????). ???????? ? ??????? ????? ???????? ??????? ????. ????????? ???? ?? ???????????? ???????? ???????? ?? ???????. ????????? ???? ?????????? ?? ????? ?????? ?????. ????????? ? ????????? ???? ????? ??????? ?????????? ????????? ??? ?????????? ????? ??????? ????? ?? ????? ???????. ???????????? ???? ??????????? ?? ??????? ????? ????? ??????? ?? ??????? ?????????? ????????. ?????????? ? ???????? ????? ???????? ??????????? ????????? ????, ?????????????? ???????????? ? ?????? ???????????????? ????????? ???????? (?????, ????????????, ??????????, ?????????) ? ?? ???????????, ??????????? ????????????? ??????????? ??????????.??????????? ???? ? ????????? ????????? ????????? ???????????? ??????? ???????????, ???????? ?????????? ? ?????????????? ??? ? ??????????? [3, c. 8].????????? ????????? ????? ????????? ????, ??? ???????. ???????, ? ?????????? ????? ??????, ?????????? ??????????????? ????? (???????), ??? ????????? ?????????? ???????? ?????? ? ?????????? ????????, ????????? ??? ?????????? ????????-??????????????? ????? ????????????????.Простые типы : ??????????, ????????????, ????-?????.?????????? ??? ? ???? ??????? ??????? ??:1. ????? ????; 2. ?????????? ??? ??? ????????? ???;3. ?????????? ???; 4. ????????????? ????;5. ???????????? ???? ??? ???-????????.?? ?????? ??????????? ????????? ????? ??????? ??????????? ???????????? ???????????????? ????????? ????. ???? ??? ??????? ?????????? ????? ????????? ????? - ???????????? ? ???????????? ????.????? ????????? ??? ??????????????? ?????????? ??? ????????? ????????, ????? ??????? ?????????? ???????? ???????. ??? ????????? ????, ????? ????????????, ?????????? ???????????.Составные типы : ????????????????? ????, ?????????, ??????, ???????????, ???????, ??????, ????????.????????????????? ???? ? ???? ??????? ??????? ??:1. ?????????? ???? (???????);2. ??????????????? ???? (??????); 3. ????????????? ????;4. ???????? ????;??????? ????, ????????? ????, ?????????? ????????? ????????? ????????? (????????????) ????????. ?????????, ??? ??????????? ????, ? ??????? ?? ???????, ?????? ????????? ????????? ????????; ?????? ???????? ?? ?????? ????????? ???????? ????????? ???????????? ?????????? ???????? ??????? ???? (??? ?????? ?????). ????? ???????, ??? ????????? ???? ?????????? ????????? ?????? ??????????? ????? ????? ?? ??? ?????????, ?????? ????????? ???????? ????????? ???????? ????? ????? ?????, ? ??? ????? ?????????, ???.????? ???????, ??????? ????????? ??????????? ???????? ?????? ???????????? ?????????, ???????? ??? ????? ??????? ??????????? ????????????? ? ????????? ??? ??????, ? ???????? ??? ?????????. 3.2 ??????????? ??? ?????? ?????? ?????? ???????? ??????????? ???? ??????? ?? ?????????????? ????? ????????? ?????? ? ???? ?? ???????? ????. ????? ?????? ??????????? ????? ???????? (????????????? ????? ?????????? ?????????) ????????? ?????????? ???????? ???? ????? ????? (?????????) ??????. ?????? ??????????? ???? ????? ???????? ????????, ? ????????? ??? ???????????? ? ???????? ????? ????? ???????. ?????? ? ????????? ????????? ???????? ???????????? ??????????? ???????? ????? ??????? ? ??????????? ?????? (???????) ???????????? ????????.??? ??????????? ??????????? ??????????? ???? ?????????? ?????? ??? ??????????????: ??? ????????? ???????, ? ????? ?????????? ? ??????? ???????????? ?????????. ????????? ?????????????? ???????? ??????????? ???????? ???? ??????? [1, c. 259].??????????? ??????? ????? ????????? ????? ???:Type A = array [T1] of T2; ????? Array, of ? ????????? ?????; Т1 ? ??? ??????? ???????; Т2 ? ??? ????????? ???????.? ?????????? ????????????? ????? ???? ????? ???? ??????????? ? ???????? ??????????.? ???????? ???? ??????? ????? ????????? ????? ?????????? ???, ????? LongInt ? ???????????? ?????, ??????????? ?? ???? LongInt , ? ?????????, ????????? ???????????? ? ???????????? ????. ?????????? ??????? ????? ???? ?????????? ?????? ????.???? ????????? ???????? ????????? ????????:Type M1 = array [1..100] of real; M2 = array [char] of boolean; Matrix = array [ 1..10 ] of array[1..20] of integer; Database = array [1..MaxF] of file of Person; Var Vector: M1; Sym_Table: M2; Arr1, Arr2: Matrix; S: array [Red, Yellow, Green] of boolean; ????? ????????? ? ??????? ?????? ?????? ???? ???????????. ??? ??????? ?????????? ????????? ??????? ???????????? ???; ????? ????????? ???????????? ??????????? ????????? ???????? ?????????? ????, ??? ???????? ???? ??????? ?? ?????? ?????? ??????, ? ??????? ?????? ??????? ???????? ???? ????? ?????? (??? ?????????? ?????? ????), ???? ?????????? ????? ?????. ??? ??????? ??????? ?????????????? ????????, ???????? ???????????? ???????? ??????? ?? ?????? ?????? ???????, ?? ? ?????????? ????????????? ?????? ????.? ???????? ????????? ??????? ????? ????????? ???????? ?????? ????; ? ?????????, ??? ????? ???? ???????? ????? ????????? ?????, ????????, ???????:Var V2: array [1..10] of array [1..20] of byte; ????? ?????????? ????? ?????????? ??????: ??? ??????, ????????? ?? ?????????? ????????, ???? ??? ???? ????????? ?????? (???????). ??? ?????????? ?????? ? ???????? ??????? ????? ???????????? ????????????? ????? ??????????? ?????????? ?????, ??? ? ?????????? ??????? ??????????? ?????? ????? ????????, ??????????? ????????, ??? ?? ?????? ????? ???????:Var V2: array [ 1..10, 1..20 ] of of byte; ????? ???????? ? ??????????? (?.?. ??????????? ???????) ? ????? ?? ??????????????.??????? ????????? ???????????? ????????? ???????? ??? ???????? ? ?????: ????????????? ??? ? ????????? ????????????, ????????, Vect1:=Vect2; ?????? ???? ????? ???????? ?????? ???? ????????????.??????? ??????? ????????? ??????????; ?? ????? ???????? ???????? (????????, ? ????????? ????????????), ? ????? ??????????? ? ??????????, ??? ?? ???????????? ????????, ?????????? ? ??????????????? ??????? ??????? ??????? [2]. ??????????? ???????? ??? ?????????? ??????? ????????? ???????????? ????? ???? ????????? (??????? ????? ???????).
4. ?????????? ????????????? ??????????? ??? ?????? ?? ??????????? ????? ?????? ?????? 4.1 ???????? ????? ?????????? ??????? ?????? ????? ????? ????? ?????? ?????? ? ??????????? ??????????, ?????????? ?????????????? ??????? ??????????????? ???????????? ?????????. ??????????????? ??????? ?????????? ????????? ??????? ?????? ???????? ????????? ????? [5]:1) ?????????? ?????????????? ?????? ??????;2) ?????????? ????????? ??????? ??????;3) ????????? ?????????;4) ??????? ?????????.?????????????? ?????? ?????? ? ??? ???????????? ?????? ? ??????, ?????????? ??? ??????????? ?????????? ?? ??????? ??? ????????, ? ????????? ???????? ??? ?????? ??????????????. ????????? ???????????? ?????????????? ?????? ???????? ????? ???????, ?? ???? ?????????? ???????????, ??????????? ???????? ?????? ?????? ? ??????? ????????????. ??????? ??????? ?????????????? ?????? ???????? ?????????????? ??????.?????????? ????????? ? ????????????? ???????? ??????? ?????? ? ???? ?????????????????? ???????????? ??????, ?????????? ??????? ???????????? ????????? ?????? ???????????.????????? ????????? ? ?????? ????????? ?? ????? ????????????????.??????? ????????? ??????????? ????? ????? ?? ? ????????? ? ??????? ? ??????????? ? ?????????? ? ??? ?????????????? ? ????????????? ??????.??????? ?????????? ????????? ?????????? ????????????, ??????? ? ????? ??????? ??? ???? ????? ????? ????????? ?? ??? ??????? ??????????????? ?????? ?? ???????? ???????? ??????.
4.2 ?????????? ??????? ????? ?? ?????? ? ????????? ??? ??????? ??????? ????? ???????? ????????? ????????? ????????? ??? ???????? ???????????????? ???????? ? ????????? [9, ?. 133]:1) ????????;2) ?????????? ??????? ?????????? ???????;3) ?????????? ??????? ? ??????????;4) ????? ?? ?????;5) ????? ????????????? ????????;6) ?????????? ????? ???? ????????? ???????;7) ?????????? ?????????? ????????????? ?????????;8) ???????? ????????? ?? ???????;9) ?????????? ????????? ? ??????;10) ?????? ????????? ? ??????? ? ??????.Заполнение массива случайными числами и вывод массива на экран. ?????????? ??????, ? ??????? ????????? ? ??????? ??????? ????????? ????? ??????? ?????????? ?????? ? ??????? ??? ?? ?????.Program Massiv1; Uses Crt; Const N=10; Var A: array [1.. N] of integer; i: integer; Begin Randomize; For i:=1 to N do A[i]:=Random (100); ClrScr; Writeln (‘Введенный массив: ’); For i:=1 to N do write (A[i]: 4); Writeln; Readln; End. ? ?????? ??????? ?? ????????? ?????? ?????????? ??????? ?? 0 ?? 99, ??? ?????????? ??? ??????? random (100) . ???? ??? ????? ???????? ????????? ????? ? ?????? ?????????, ????????, ?? ?? ????, ?????? ????? ??????? ?????: ??????? random (N) ?????? N ????????? ????? ?? 0 ?? N-1. ???? ??? ?????, ????? ?????????? ?????? ????????? ???? K, ?????????? ????????? K ? random (N) . ?????????? ?????, ??????? ????? ???????? ? ???? ?????? ??????? random (N)+K , ????? ?????????? ?????? ?????????.??????? random ??? ????????? ?????????? ????????? ???????????? ????? ?? ?????????? [0;1). ???? ????????? ???????????? ????? ?????? ???????????? ????? ??????????, ????????, [3;4), ?? ???????? ???????? ???????? ?????????? A[i]:=random+3 [4, ?. 29].Заполнение массива с клавиатуры. ???????? ?????????? ?????? ????? ????? ? ?????????? ????? ????? ? ??????? ??? ???????? ?? ????? ? ??????????????? ??????.Program Massiv2; Uses Crt; Const N=10; Type Mas: array [1.. N] of integer; Var Line: Mas; i: integer; Begin For i:=1 to N do Begin Write (‘Введите элемент с индексом ’, i, ':'); Readln (Line[i]) End; For i:=1 to N do Write(-Line[i]: 5); Writeln; Readln End. Поиск максимального элемента массива. ????? ????????? ? ???????? ?????? ??? ???????? ?????????? ??????. ????????, ? ?????? ???????????? ???????? ?????? ????? ?????? ??????????. ????? ??????, ????????? ??????? ?????????? ???????? ???????? ????? ? ??????? ??????? ???????.Program Maximum; Const N = 10; Type Mas = array [1.. N] of integer; Var A: Mas; i, Max, Imax: integer; Begin Randomize; For i:= 1 to N do Begin A[i]:= -50+Random (101); Write (A[i]: 5) End. Writeln; Imax:= 1; Max:= A[1]; For i:= 2 to N do If Max < A[i] then Max:= A[i]; Imax:=i End; Writeln (‘Максимальный элемент в массиве = ’, Max: 5); WriteLN (‘Его индекс = ’, Imax: 5); Readln; End.
???????, ??? ? ???????? ?????? ????????? ?? ??????????? ??????? ??? ???????? ? ????? ????????? ? ??? ????????. ?????????? ??????? ????, ? ??????????? ?? ???????????? ??????. ???? ?????? ????????? ?? ????? ?????, ?????????? ????? ?????????? Max . ???? ????? ?????? ????? ? ?????????? IMax . ???????? ??????? ? ???, ??? ???? ????? ? ?? ? ??????, ??? ????? ?????????? ????? ?????? IMax , ???? ???????? ????????? ????? ????? ???? ???????? ?? ??? ??????? (A [IMax] ).Вычисление количества положительных элементов. ??????? ????? ?????????, ??????? ????????????? ??????-?? ???????, ?????????????? ?? ???????? ???????? ???? ????????? ??????? (???? for ) ? ???????? ??? ??????? ???????? ?????????? ??????? (???????? if ). ???? ??????? ?????????, ??????? ??????? ? ????? (S:= S+A[i] ).Program PositivSumm; Const N = 10; Type Mas = array [1.. N] of integer; Var A: Mas; i, S: integer; Begin Randomize; For i:= 1 to N do Begin A[i]:= -100+random (201); Write (A[i]: 5) End; Writeln; S = 0; For i:= 1 to N do If A[i] > 0 then S:= S+A[i]; Writeln (‘Сумма положительных элементов= ’, S); Readln End. Удаление нескольких элементов. ???? ????? n, ??? ?? n ????? ? ????? х .?????????? ????? ? ??????? ??? ???????? ?? ????????? х, ???? ????? ???? ? ????. ?????????? ????? ?????????? ?????, ???????? ??????? ?????.Program Udalenie; Var n, i, Sdv, x: integer; Var A: array [1.. 100] of integer; Begin Writeln (‘Удалить числа: ’); Readln (n); (*Ввод массива A*) Readln (x); Sdv:=0; i:=1; While i<=n do Begin If A[i]=x then Sdv:=Sdv+1 Else A[i-Sdv]:=A[i]; i:=i+1 End; n:=n-Sdv; (*Вывод массива А*) End. ? ????????? ?? ??????? ??????????????? ??? ???????? ???????, ??????? ? ???????. ???????? ??????? ??????? ?? ??? ????: ????????? ? ???????????. ???? ? ????????? ?????? ??????? ????????? ???????, ????? ???????? ?????????? Sdv ????????????? ?? ???????. ????? ??????? ? ?????????? Sdv ?????????????? ????? ????????? ?????????.???? ? ??????????????? ?????? ????????? ??????????? ???????, ?? ?? ?????????? ?? Sdv ??????? ?????, ??? ? ?????????? ????????.Присоединение массива к массиву. ???? ????? m ? ??? ?? m ?????. ????? ???? ????? n ? ??? ???? ?? n ?????. ????????? ???????????? ?????? ??? ?????. ????? ??? ?????????? ??? ??????????? ??????? ???? ? ????? ???????. ????? ???? ????????????? ????? ???????? ????? ?? m. Program Prisoedinenie; Var n, m, i: integer; Var A, B: array [1.. 100] of integer; Begin Writeln (‘Объединение рядов: ’); Readln (m); (*Ввод массива В из m элементов*) Readln (n); (*Ввод массива A*) i:=1; While i<=m do Begin A[i+n]:=B[i]; i:=i+1 End; n:=n+m; (*Вывод массива А*) End. ?????? ??? ???????????? ?? ??????????????? ??????? В , ? ????? ???? ? ? ?????????? m. ????? ? ?????? А ?????????? ?????? ???. ?????? ?????????? ???????? ??? ?? ??????? В ??????? ?? ????????? ? ??????????? ??????? А. Перестановка соседей. ????? ???? ????? n ? ??? ???? ?? n ????? ? ??????. ????????? ?????? ??????? ????, ??????? ?? ?????? ???????, ???????? ? ??????????. ?????????? ????? ?? ????? ??????? ?????? ?????????? ?? ??????? ???????? ????.Program Perestanovka; Var n, i, Buf: integer; Var A: array [1.. 100] of integer; Begin Writeln (‘Обмен чисел: ’); Readln (n); (*Ввод массива А*) i:=2; While i<=n do Begin Buf:=A[i]; A[i]:=A[i-1]; A[i-1]:=Buf; i:=i+2 End; (*Вывод массива А*) End. ? ?????? ???????? ??? ????? ???????????? ? ??????? А. ????? ????? ???? ?????????????? ? ??????? А ? ???????????? ? ???????? ??????. ????? ??? ????????? ????????, ?????????? ??????? А ????????? ?? ?????.Слияние двух массивов. ????? ???? ????? n ? ??? ???? ?? n ????? ? ??????. ?????????? ????????? ???, ? ??????? ?????? ??????? ????? ???????? ?? ?????? ????????? ???????? ?????. ?????? ??????? ? ???????? ?? ?????? ????????? ???????? ????? ? ??? ??? ???? ?????????. ??????? ???????????? ???.???????? ?????? ?????? ? ??? ???? ?????. ?????????? ??? ????? ????? ? ???? ????????: ? А – ?????? ???, ? ? В – ?????? ???. ???????? ??????? ?? ?????????, ????? ???????? ??? ????? ?? ????? [8, c. 67].Program Sliyanie; Var n, i, Max: integer; Var A, B: array [1.. 100] of integer; Begin Writeln (‘Выбор в парах: ’); Readln (n); (*Ввод массива А*) (*Ввод массива В*) i:=1; While i<=n do Begin If A[i]>B[i] then Max:=A[i] Else Max:=B[i]; Write (Max, ‘’); i:=i+1 End End. Сортировка выбором. ?????????? ??????? ????????????? ??? ?? n ????? ?? ??????????? ? ?????????????? ?????? ??????????? ????? ????. ????? ???? ????????? ??????? ?? A[1] ?? A[n] ??????? ????????? ? ?????? ??? ??????? ? ?????????. ????? ????? ??? ?? ????????? ? ????? ?? A[1] ?? A[n-1] . ??????? ???????????, ????? ?????? ?? ???? ?? ?????? ???????? A[1] [8, c. 73]. Program SortVibor; Var n, i, j, Max, Pos: integer; Var A: array [1..100] of integer; Begin Writeln (‘Сортировка чисел: ’); Readln (n); (*Ввод массива А*) j:=n; While j>1 do Begin If A[i]>Max then Begin Max:=A[i]; Pos:=i End; i:=i+1; End; A[Pos]:=A[j]; A[j]:=Max; j:=j-1; End; (*Вывод массива А*) End. ? ????????? ?????????? j ????????? ?? ????????? ??????? ??? ????????????????? ????? ????. ? ???????? ?????? ?????????? ??????? ????? ????? ?? A[1] ?? A[j] ???????????? ? ?????????? Max, ? ????? ?????? ? ? ?????????? Pos. ????? ????????? ??????? ???????? ??????? ? ????????? A[j]. ??????? ?????? ? ?????? ??????????? ??? ???????? j ?? n ?? 2 ???????????????, ?????????? ???????? ????? ????????????????? ????? ????.
4.3 ???????? ??????? ???????? ??? ??????? ?????
При изучении раздела информатики «Алгоритмизация и программирование» написание рабочей программы является конечной целью применения игровых методов. Так, изучение структурного типа данных массив происходит более успешно, если использовать прием поэтапного усложнения задачи. Например, последовательная разработка алгоритмов для задач на отыскание максимума (минимума), замену указанного элемента, перестановка всех элементов массива в указанном порядке способствует развитию алгоритмического мышления и правильного составления алгоритма на основе уже имеющихся знаний. При этом прохождение каждого этапа написания программы сопровождается определенным поощрением или правом перехода к следующему этапу. В процессе работы учащиеся зарабатывают баллы, очки, бонусы, которые суммируются и находят свое отражение в отметках.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--