Курсовая работа: Одиночество как психологический феномен

План

Введение

Раздел 1 Изучение подходов к пониманию одиночества зарубежных и отечественных авторов;

1.1. Основные аспекты одиночества;

1.2. Общие понятия одиночества;

1.3. Типы одиночества;

1.4. Стратегии психологической помощи в актуализации позитивного потенциала одиночества;

1.5. «Затянувшееся» одиночество;

1.6. Влияние одиночества на личность;

1.7. Выделение когнитивного, эмоционально и поведенческих показателей одиночества с личностными факторами;

1.8. Отражение одиночества на самоотношение, самовосприятие и поведения личности;

1.9. Влияние одиночества на самоотношение личности (влияние факторов самоотношения на одиночество);

1.10. Я- концепция и одиночество;

1.11. Особенности оформления Я-концепции подростка;

1.12. “Эмоциональный и объектный голод” Блосса;

1.13. Наиболее конструктивный вариант одиночества;

1.14. Влияние фактора физического развития. «Корректировка»

Я-концепции;

1.15. Актуализация позитивного потенциала одиночества;

1.16. Стратегии психологической помощи в актуализации позитивного потенциала одиночества;


Многие годы и десятилетия без особых доказательств принимали тезис о том, что одиночество – этот неизменный спутник отчуждения – присуще только западному миру, когда у нас, в силу гуманистического характера социалистического общества одиночества быть не может. Тезис этот, однако, все более и более расходиться с действительностью. В последнее время ученые обнародовали одиночество пожилых людей, одиночество стрости, в зону социального риска, вызываемого отчуждением, были включены подростки, молодежь. О проблеме одиночества стали писать в молодежных газетах, выпускать специальные телевизионные программы, посвящать все больше работ, исследующих сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияния. В подростковом возрасте частый вопрос «легко ли быть молодым», подразумевал такой контекст «легко ли быть одиноким?».

В наше время интенсификация и технологизация учебной деятельности затрудняют формирование навыков открытого общения, способствуют одиночеству учащихся. Особенно актуальным этот вопрос становится в условиях общеобразовательных учреждений, в которых реализуются образовательные программы повышенной сложности, например, в гимназиях, что связано со спецификой данных образовательных учреждений, ориентированных на интенсивное интеллектуальное и культурное развитие личности учащегося.

Приоритеты гимназического образования обусловливают чрезвычайную насыщенность учебной деятельности, в связи с чем, доля внеурочной деятельности сильно уменьшается и межличностные отношения учащихся, не связанные с учебной деятельностью, не развиваются в полной мере. Такое положение ведет к трудностям учащихся в освоении норм межличностных отношений, в формировании жизненной позиции, в развитии личностных качеств. Что же касается свободного неформального общения, то его кажущаяся легкость и доступность скорее усиливают одиночество, чем защищают от него. Как правило, в неформальном общении обсуждаются вопросы проведения досуга, а действительно актуальные, смысложизненные вопросы, важнейшим из которых является одиночество – не затрагиваются и, тем более, не решаются. То есть, воспитательный и развивающий потенциал гимназического образования реализуется не в полной мере.

Наибольшую известность среди психологических получили подходы к пониманию одиночества зарубежных авторов: психодинамический(З. Фрейд, Дж. Зилбург, Х. Салливан, Э. Фромм, Ф. Фромм-Рейхман); интеракционистский (Р. Вейс); «интимный» (В.Дж. Дерлега, С.Т. Маргулис); когнитивный (Л.Э. Пепло, Д. Перлман); феноменологический (К. Роджерс); экзистенциальный (Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Мустакас, В. Франкл, И. Ялом).

В нашей стране занимались изучением одиночества как социально-психологического феномена (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Старовойтова, Г.М. Тихонов, С.Г. Трубникова, Ж.В. Пузанова); изучение культурно-исторических форм одиночества (Н.Е. Покровский, С.А. Ветров, Ю.М. Швалб, О.В. Данчева); психологические особенности одиночества в подростковом и юношеском возрасте (И.С. Кон, О.Б. Долгинова, Н.В. Перешина); описание явлений, близких одиночеству (изоляция, уединение) (О.Н. Кузнецов, В.И. Лебедев, А.У. Хараш).

Одиночество – переживание состояния отчужденности человека от общества. По словам Э. Фромма, это состояние можно рассматривать как универсальное, устойчивое переживание, априори присущее свободной личности на всех этапах ее развития. По мнению других исследователей, состояние одиночества – это временно возникающее ощущение собственной автономности, и поэтому его не стоит расценивать как феномен, имеющий универсальный характер.

Противоречие между одиночеством как фактором, затрудняющим вхождение юноши в широкий контекст социальных отношений, и одиночеством как возможностью развития таких личностных качеств, без которых успешная интеграция в социум затруднительна.

Углубление в проблему одиночества, с целью ее изучения поможет найти ответы на многие интересующие вопросы, поможет избежать мучительного одиночества в подростковом возрасте. Выявление на первичных стадиях одиночества у подростков, не позволять затянуться одиночеству, т.к. человек начинает неправильно понимать его причины, это неправильное понимание может привести к тому, что он постарается изменить не те аспекты своего положения в обществе, какие нужно, или вообще откажется от любых попыток что-либо изменить. Преодолеть негативное влияние одиночества на личность и использовать его позитивный потенциал в целях развития личности в юношеском возрасте

- формированию более взвешенного и осознанного отношения к одиночеству,

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 432
Бесплатно скачать Курсовая работа: Одиночество как психологический феномен