Курсовая работа: Определение и нормативное закрепление состава защищаемой информации
Содержание
1. Методика определения состава защищаемой информации
2. Классификация информации по видам тайны и степеням конфиденциальности Государственная тайна
2.1 Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты
2.2 Перечень сведений, составляющих государственную тайну
2.3 Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию
3. Коммерческая тайна
3.1 Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и способы получения такой информации
3.2 Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну
3.3 Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну
Литература
Приложение 1
1. Методика определения состава защищаемой информации
Определение состава защищаемой информации – это первый шаг на пути построения системы защиты. От того насколько он будет точно выполнен, зависит результат функционирования разрабатываемой системы. Общий подход состоит в том, что защите подлежит вся конфиденциальная информация, т.е. информация, составляющая государственную тайну (секретная информация), информация, составляющая коммерческую тайну и определяемая собственником (владельцем) часть открытой информации. При этом конфиденциальная информация должна защищаться от утечки и утраты, а открытая только от утраты.
Часто высказывается мнение, что любая открытая информация не может быть предметом защиты, а также не все согласны с включением информации, отнесенной к государственной тайне, в состав конфиденциальной.
Поэтому рассмотрим эти вопросы подробнее.
Защита открытой информации существовала всегда и производилась путем регистрации ее носителей, учета их движения и местонахождения, т.е. создавались безопасные условия хранения. Открытость информации не умаляет ее ценности, а ценная информация нуждается в защите от утраты. Эта защита не должна быть направлена на ограничение общедоступности информации, т.е. не может быть отказа в доступе к информации, но доступ должен осуществляться с соблюдением требований по ее сохранности в соответствии с требованиями обработки и использования (например, библиотека).
Теперь что касается разделения информации с ограниченным доступом на конфиденциальную и составляющую государственную тайну. Термин «конфиденциальный» переводится с латинского как «секретный», «доверительный». Но информацию, отнесенную к государственной тайне, принято называть секретной. Возможно, что разделение информации на секретную и конфиденциальную было вызвано стремлением вписаться в ранее принятые нормативные акты. В «Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожения», к которой присоединилась и Россия, речь идет об информации, составляющей государственную тайну, но она называется конфиденциальной. В Законе «О международном информационном обмене» информация, отнесенная к государственной тайне, поставлена в один ряд с «иной конфиденциальной информацией».
Таким образом, к конфиденциальной информации должна быть отнесена вся информация с ограниченным доступом, составляющая любой вид тайны. Но изложенный общий подход устанавливает лишь границы защищаемой информации, в пределах которых должен определяться ее состав. При решении вопроса об отнесении конкретной информации к защищаемой нужно руководствоваться определенными критериями, т.е. признаками, при наличии которых информация может быть отнесена к защищаемой. Очевидно, что общей основой для отнесения информации к защищаемой является ценность информации, поскольку именно ценность информации диктует необходимость ее защиты. Поэтому критерии отнесения информации к защищаемой являются по существу критериями определения ее ценности.
Применительно к открытой информации такими критериями могут быть:
1. необходимость информации для правового обеспечения деятельности предприятия. Это относится к документированной информации, регламентирующей статус предприятия, права, обязанности и ответственность его работников;
2. необходимость информации для производственной деятельности (это касается информации, относящейся к научно-исследовательской, проектной, конструкторской, технологической, торговой и другим сферам производственной деятельности);
3. необходимость информации для управленческой деятельности, сюда относится информация, требующая для принятия управленческих решений, а также для организации производственной деятельности и обеспечения ее функционирования;
4. необходимость информации для финансовой деятельности;
5. необходимость информации для обеспечения функционирования социальной сферы;
6. необходимость информации как доказательного источника на случай возникновения конфликтных ситуаций;
7. важность информации как исторического источника, раскрывающего направления и особенности деятельности предприятия.
Эти критерии обусловливают необходимость защиты открытой информации от утраты. Они же вызывают потребность в защите от утраты и конфиденциальной информации. Однако основным, определяющим критерием отнесения информации к конфиденциальной и защиты ее от утечки является возможность получения преимуществ от использования информации за счет неизвестности ее третьим лицам. Этот критерий имеет как бы две составляющие: неизвестность информации третьим лицам и получение преимуществ в силу этой неизвестности. Данные составляющие взаимосвязаны и взаимообусловлены, поскольку, с одной стороны, неизвестность информации третьим лицам сама по себе ничего не значит, если не обеспечивает получение преимуществ, с другой – преимущества можно получить только за счет такой неизвестности информации.
Преимущества от использования информации, не известной третьим лицам, могут состоять в получении выгоды или предотвращении ущерба, иметь, в зависимости от областей и видов деятельности, политические, военные, экономические, моральные и другие характеристики, выражаться количественными и качественными показателями.
2. Классификация информации по видам тайны и степеням конфиденциальности
Понятие государственной тайны является одним из важнейших в системе защиты государственных секретов в любой стране. От ее правильного определения зависит и политика руководства страны в области защиты секретов.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--