Курсовая работа: Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы (тема любви в повести И.С. Тургенева "Ася")
Выпускная
квалификационная работа
по специальности 050301
"Русский язык и литература"
студентки 414 группы
школьного отделения
Олещук М. В.
Научный руководитель
Шестакова Е. А.
Рецензент Тевс Н. И.
Тюмень, 2007
Содержание
Введение
Глава I. Исследовательская деятельность учащихся
1.1 Понятие метода. Различные подходы к классификации методов обучения литературе
1.2 Исследовательская деятельность учащихся как метод обучения литературе
1.3 Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников
1.4 Методы и приемы обучения, активизирующие исследовательскую деятельность учащихся
Глава II. Художественное своеобразие повести Ивана Сергеевича Тургенева "Ася"
2.1 Портрет писателя, его художественный мир
2.2 Любовь в понимании Тургенева
2.3 Тема любви в повести "Ася"
Глава III. Практическая часть
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Актуальность исследования. В греческом языке слово methods означало путь к чему-либо. В современной науке метод определяется как средство познания, способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Методы каждой науки специфичны и зависят от ее содержания и целей. Методика преподавания литературы настойчиво ищет присущие именно ей методы изучения литературы в школе. В современной методической науке существует несколько подходов к решению проблемы методов. В. В. Голубков выделял методы изучения литературы по источнику знаний: лекция учителя, беседа, самостоятельная работа учеников. Н. И. Кудряшов, следуя новой классификации методов обучения, представленной в работах М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера, определяет метод как вид деятельности учащихся: творческое чтение, репродуктивный, исследовательский, эвристический. В. А. Никольский выделяет методы и приемы эмоционально-образного постижения художественного текста и методы и приемы истолкования литературных произведений.
Применение исследовательской деятельности на уроках литературы является одним из приоритетов современного образования. Поисковая активность – одно из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям. Учитель литературы не должен смотреть на себя лишь как на пропагандиста готовых научных решений и выводов. Он может ставить перед классом и перед собой проблемы нерешенные, дискуссионные, нуждающиеся в исследовании не только ради упражнения, но и ради поисков истины. И ученикам важно увидеть нечто, выходящее за рамки усвоения готовых решений, регламентированных упражнений. Так, например, анализ художественного текста может проводиться как на уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, так и на уровне самостоятельных, полезных, пусть и неоригинальных наблюдений и обобщений, а также на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, почувствовать его глубину.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--