Курсовая работа: Основные этапы развития средневекового искусства
Допущено к защите
_________________________
Зав. кафедрой Болотова Ю.Г.
« » _______________ 2009г.
Основные этапы развития средневековой
художественной культуры
Курсовая работа
студентки 3 курса
заочной формы обучения
специальности «Культурология»
Дмитренко Алины
Научный руководитель
Караулова Р.З.
Минск, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Искусство и архитектура средневековой Европы …………….… 5
1.1. Романский стиль ……………………………………………………......... 5
1.2. Готика …………………………………………………………………..... 6
Глава 2. Византия …………………………………………………………….. 8
2.1. Искусство Византии в ранний период ………………………………….. 8
2.2. Иконоборчество ………………………………………………………….. 10
2.3. Расцвет искусства Византии …………………………………………..... 11
2.4. Поздняя Византия ………………………………………………………... 13
Глава 3. Средневековое искусство на территории России и Беларуси ....... 17
3.1. Искусство древней Руси ………………………………………………… 17
3.2. Средневековое искусство Белорусских земель ………………………… 19
Заключение …………………………………………………………………… 20
Список литературы …………………………………………………………... 23
ВВЕДЕНИЕ
Каждый виток развития истории человеческого общества неповторим и уникален. Живя в современном мире, мы с интересом изучаем нравы и быт предшествующих поколений.
На мой взгляд, средневековье является одним из сложнейших и наиболее противоречивых периодов в жизни человеческого общества. Время многочисленных войн и переделов территорий, время крушения прежних идеалов и ценностей, обретения и становления новых… Жизнь средневекового человека была полностью подчинена существующим в то время общественным правилам и даже взгляды на окружающий мир диктовались обществом.
Основой всей средневековой жизни была религия. Нельзя говорить о средневековье, не затрагивая тему христианства. Если сегодня вопрос вероисповедания и веры вообще строго индивидуален и каждый человек решает его для себя самостоятельно, то в средневековье религия была теснейшим образом связана с государством. Церковь и власть были нераздельны. Кроме того, правители государства использовали христианскую веру для укрепления своей власти и психологического воздействия на простого человека. Безусловно, насильственное насаждение религии – это отрицательный момент в жизни общества. Но это время сыграло важную роль в становлении и распространении религии, которую в наше время добровольно исповедует множество людей, веры, которая помогает многим людям жить и стремиться к чему-то доброму и светлому. Поэтому сложно воспринимать распространение христианства однозначно.
Искусство всегда как нельзя точно и остро отражает ту эпоху, в которую оно было создано, и является живой энциклопедией человеческой жизни. Средневековое искусство было в первую очередь призвано донести до людей идеалы новой религии, помочь человеку обрести и укрепить веру. Сейчас оно во многом интересно именно тем, что отражает дух своего времени, помогает нам лучше понять жизнь и представления об окружающем мире средневековых людей. Но не меньшее значение имеет и его непосредственно художественная ценность. Несмотря на то, что оно было строго кононизировано, а творческая свобода художников была значительно ограничена определёнными рамками, искусство средних веков пополнило копилку шедевров мирового искусства множеством поистине великих и прекрасных произведений. Кроме того, средневековая архитектура и изобразительное искусство принесли миру новые техники, которые оказали влияние на их дальнейшее развитие.
Тема средневекового искусства интересна своей широтой. С одной стороны, оно имеет некие общие черты, с другой же на территории различных государств оно развивалось по-разному, в своих неповторимых самобытных версиях.
Теме средневекового искусства посвящено множество книг, таких как Агибалова Е.В. – «История Средних веков», Гуревич А.Я. - «Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства», Даркевич В.П. – «Путями средневековых мастеров», Добиаш-Рождественская. О.А. - «Культура западноевропейского средневековья»,Овсянников Ю. - «История памятников Средневековья», Удальцова З.В. – «Византийская культура» и других, материалы которых были использованы мной в подготовке данной курсовой работы.
Моя цель – изучить искусство средневековья и его особенности. Задачи: подробно ознакомиться с искусством средневековья на территории различных государств, выявить общие черты и различия; сравнить тенденции искусства и его особенности на разных этапах развития средневекового общества. Объект работы – искусство средневековья. В ходе творческой работы выработалась такая структура: ведение, глава 1 - искусство и архитектура средневековой Европы, в которой я описываю романский и готический стили, глава 2 – Византия, посвящённый развитию искусства этого государства на различных этапах, глава 3 - средневековое искусство на территории России и Беларуси, и заключение, в котором подвожу итоги.
ГЛАВА 1
ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
1.1. Романский стиль
Средневековое искусство Западной и Центральной Европы в своем десятивековом развитии прошло три этапа: дороманский (сер. 5—10 вв.), романский (11—12 вв.) и готический (конец 12—14 вв.).
Дороманский стиль возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и варварских племен. Позже его элементы начали смешиваться с византийскими, ближневосточными, германскими, кельтскими и другими. Различные комбинации этих влияний создали в Западной Европе множество локальных стилей, которые получили общее имя романского. Сам термин, означающий «в манере римлян», появился в начале 19 в., когда возникла необходимость внести некоторые уточнения в историю средневекового искусства (до того оно целиком обозначалось словом «готика»).
Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Культовая архитектура наследовала черты светской и имела вид надёжных оборонительных сооружений. В большинстве государств главными заказчиками были монастырские ордена, в частности такие мощные, как бенедиктинский, а строителями и рабочими — монахи. Лишь в конце 11 в. появились артели мирян каменотесов — одновременно строителей и скульпторов, переходивших с места на место. Впрочем, монастыри умели привлекать к себе различных мастеров и со стороны, требуя от них работы в порядке благочестивого долга.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--