Курсовая работа: Основные характеристики конституционного устройства Ямало- Ненецкого автономного округа
А. В. Шкитин
аспирант
Московского государственного
социального университета
Основные характеристики конституционного устройства Ямало- Ненецкого автономного округа (рассматриваются на основе Устава (Основного закона) и законодательства Ямало- Ненецкого автономного округа)
Ямало- Ненецкий автономный округ: участие в федеративных отношениях- перспективы развития
А. В. Шкитин ©
Москва 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. Основные характеристики конституционного устройства Ямало- Ненецкого автономного округа (рассматриваются на основе Устава (Основного закона) Ямало- Ненецкого автономного округа и законодательства автономного округа) ............................................................................................................С. 3
2.Ямало- Ненецкий автономный округ: участие в федеративных отношениях- перспективы развития..........................................................................................................С.50
B ведение ..........................................................................................................С. 50
Федерализм в Российской Федерации .........................................................С. 51
Правовой статус Ямала в рамках Российской Федерации .......................................................................................................С. 59
Перспективы развития Ямало-Ненецкого автономного округа как субъекта Российской Федерации ..................................................................................С. 64
Заключение ......................................................................................................С. 67
Основные характеристики конституционного устройства Ямало- Ненецкого автономного округа
(рассматриваются на основе Устава (Основного закона) Ямало- Ненецкого автономного округа и законодательства автономного округа)
Новая Конституция России 1993 года провозгласила Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
“Российская Федерация -это государство, в котором формируются признаки правового государства, что безусловно требует определения правового статуса важнейших элементов государственного и общественного устройства, регламентации общих принципов их организации, закрепление нормами права, в том числе и гарантий их деятельности”[1] .
В Конституции нашли свое отражение основные аспекты правового государства, такие как: права и свободы гражданина, система разделения властей, конституционно- правовая природа действующего законодательства.
Как федеративное государство Россия состоит из 89 равноправных субъектов, которые имеют свои конституции (уставы) и законодательство.
В соответствии с пунктом “н” статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Конституционное устройство субъектов Российской Федерации должно соответствовать основам конституционного строя России.
Ямало- Ненецкий автономный округ является государственно- территориальным образованием и обладает всеми атрибутами государственности, в рамках, определенных Конституцией России, в частности, он имеет свой учредительный документ-Устав и собственное законодательство.
Источником власти в автономном округе является его население, которое осуществляет свою власть как непосредственно (через окружной референдум), так и через посредство органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления. В целях реализации конституционных прав населения ямальского региона и защиты принципа народовластия на территории автономного округа, орган представительной власти автономного округа 18 октября 1995 года принял окружной Закон “О референдуме Ямало- Ненецкого автономного округа”[2] .
Народовластие на территории автономного округа осуществляется не только путем проведения референдумов, но и с помощью местного самоуправления, которое, по сути дела, является основной формой выражения народного волеизъявления в автономном округе.
Блок законов о местном самоуправлении является в автономном округе наиболее полным и разработанным среди прочих отраслей законодательства автономного округа. Следует указать, что за период с 1995 по 1999 год принято более 10 законов, касающихся местного самоуправления. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционно- правового статуса автономного округа. Базовым законом в этой отрасли является Закон “О местном самоуправлении в Ямало-Ненецком автономном округе”, принятый Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 18 декабря 1996 года[3] .
Кроме этого, населению автономного округа предоставлено право осуществлять инициативы по вопросам местного значения под свою ответственность через органы территориального общественного самоуправления или непосредственно- путем проведения местных референдумов или сходов граждан по месту жительства в соответствии с действующим окружным законодательством[4] .
Властные полномочия населения автономного округа распространяются на всю его территорию, а Устав и законодательство имеют верховенство на территории автономного округа по вопросам собственного ведения автономного округа.
Для утверждения начал правовой государственности определяющее значение имеют положения Устава о высшей ценности человека, его прав и свобод, о разделении властей, прямом действии Устава и иных правовых источников, действующих на территории автономного округа.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--