Курсовая работа: Основные механизмы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей
Курсовая работа
Студентки курса
Специальности «Социальная работа»
Владивосток
2010
Содержание
Введение
1. Причины социального сиротства
2. Формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей
2.1 Усыновление (удочерение) ребенка
2.2 Опека (попечительство)
2.3 Приемная семья
2.4 Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.5 Патронатное воспитание
3. Основные гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Заключение
Список литературы
Введение
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются родительского попечения в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности.
С середины XIX в. социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост «отказничества» наблюдается во многих странах мира, в том числе и в развитых (Франция, Италия и др.) В Российской Федерации социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), причем в 60% случаев они были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.1
Падение уровня жизни, увеличение числа неблагополучных семей, падение нравственных устоев привело к тому, что дети зачастую «вытесняются» на улицу, следствием чего является невиданный с послевоенного времени рост беспризорности. По некоторым подсчетам количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в нашей стране составляет от 500 до 700 тыс., что по численности равно населению среднего города. 2
Цель данной работы – показать основные формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Обозначить проблемы социализации и воспитания детей при различных формах устройства в семью. Раскрыть способы и механизмы решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей государством.
Задачи данной работы:
- рассмотреть причины социального сиротства;
-раскрыть механизм передачи детей в специализированные учреждения;
- изучить технологию усыновления, опеки (попечительства), передачи в приемную семью и на патронат.
1. Причины социального сиротства
Историческое развитие ведет к превращению семьи в социальную общность, в социальный институт. Характер семейной структуры определяется в конечном счете, социально-экономическими условиями жизни, изменениями в составе, структуре и функциях семьи, являющихся неотъемлемой частью социокультурных различий. Социальные функции семьи имеют два основных источника возникновения: потребности общества и потребности самой семейной организации.
Семья, с одной стороны, осуществляет социальные функции (репродуктивную, воспитательную, хозяйственно – экономическую, рекреативную, коммуникативную, регулятивную), а с другой – удовлетворяет личные потребности, участвует в регулировании, управлении и социальном контроле деятельности родителей и детей, обеспечивает устойчивые взаимоотношения между ними.
А.И. Антонов и В.М. Медков (1996) дают следующее определение: «Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи».1
Поэтому дезорганизация в обществе приводит к аналогичным процессам в структурно-функциональной деятельности семьи, что выражается в числе разводов, конфликтов, снижении воспитательной дееспособности, качества выполнения социальных ролей.
Известный американский социолог У.Гуд определяет семейную дезорганизацию как разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей, когда один или более членов семьи не могут точно выполнять свои ролевые обязанности.1 В качестве главных форм семейной дезорганизации выступают:
- неполная семейная группа, незаконнорожденность;
- распад семьи;
- семья – «пустая оболочка», родители, живущие вместе, но практически не поддерживающие никаких отношений;
- внутренние катастрофы, связанные с физической патологией одного из супругов или детей.
Среди мотивов разводов, проанализированных в работах отечественных социологов А.Г. Харчева, М.С. Мацковского, Л.И. Чуйко, В.И. Сысенко, одно из первых мест занимает пьянство или наркомания одного из супругов, затем идут конфликты и скандалы, плохие отношения с родственниками, вмешательство родственников в жизнь молодой семьи, измена, сексуальная несовместимость.2 В указанных мотивах необходимо выделить общую доминанту - отсутствие у супругов должной социально-психологической подготовки к браку, выполнению семейных ролей.
Рассмотрим данные заключения и расторжения браков по Приморскому краю.3
Рис.1 Данные заключения и расторжения браков по Приморскому краю
Среди основных причин расторжения брака пьянство, неверность, психологическая несовместимость, экономическая несостоятельность партнеров.
Социальные институты способствуют закреплению и воспроизводству тех или иных особо важных для общества социальных отношений. В любом реальном мире существует известная доля аномичного, не подчиняющегося нормативному порядку поведения населения. Последнее обстоятельство может послужить основой дестабилизации системы социальных институтов. Таким образом, аномия возникает тогда, когда стандарты поведения и ожидания перестают учитываться людьми. Можно считать аномию противоположностью институционализации. Почему стандарты отношений перестают усваиваться индивидами? Можно выдвинуть ряд гипотез:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--