Курсовая работа: Особенности агрессивного поведения подростков
Содержание
Введение
1. Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенности агрессивного поведения подростков в отечественной и зарубежной психологии
1.1Определение и сущность агрессивного поведения
1.2Агрессия как черта характера, как агрессивного поведения
1.3 Становление и усвоение агрессивного поведения личностью
2 Глава 2. Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов
2.1 Цель, задачи, гипотеза и методики исследования
2.2 Исследование
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования.
Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей.
Одной из главных характеристик подросткового возраста является вхождение в общественную жизнь, появлением новых обязанностей, активного стремления к самореализации, подросток начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии. Вместе с тем в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности, в результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь. Этот процесс нередко проявляется в форме агрессивного поведения.
Актуальность выбранной темы: «Особенности агрессивного поведения подростков» объясняется следующим. Во-первых, необходимость исследования проблемы агрессивного поведения подростков определяется реалиями современного общества, в котором имеется тенденция накапливать психологическое напряжение и прибегание к антисоциальному поведению как к одному из возможных способов избавления от состояния фрустрации и напряжения. Способность же преодолевать стрессовые ситуации и формирование самоконтроля над агрессивностью, сдерживанию агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации и децентрализации, лежащих в основе способности к пониманию других людей и к сопереживанию им, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности.
Во-вторых, принимая во внимание огромное количество научных областей, изучавших проблемы агрессивного поведения в психолого-педагогических аспектах работы с агрессивными подростками определяется необходимость определения реальных психологических причин агрессивности, раскрытие условий, механизмов, становления и усвоение агрессивного поведения подростками, а также средств ее предотвращения и коррекции обуславливает актуальность настоящей работы.
Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования и основные направления ее разработки.
Разработанность проблемы:
Многообразие существующих концепций, пытающихся объяснить феномен агрессии, бесспорно, свидетельствует о многоплановости и многоаспектности этой проблемы.
Проблеме агрессии посвящен ряд исследований как в отечественнойЛевитов Н.Д., Румянцева Т.Г., Иванова Л.Ю., С.А.Беличева, Семенюк Л.М., Петров В.Г., Павлова Н.Н., и др., так и в зарубежной литературе Доллард, Каган и другие.
В большинстве исследований выявляются и описываются уровни агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания (Eron L.D., Huesmann L.R., Lefkowitz M.M.) , модели агрессивного поведения на телеэкране (Bandura A., Grusec J.E.) или со стороны сверстников (Dodge K.A., Haskins R.), уровень фрустрации (Berkowitz I., 1989) и пр.
Обширный материал был получен в ходе исследований Л.М. Семенюка на основе его анализа документаций, бесед с учителями, родителями был проведен классификационный анализ агрессивности подростков на комплексе свойств личности, типичных для определенной группы подростков.
Цель и задачи исследования: цель данного исследования состоит в выявлении особенностей агрессивного поведения в подростковом возрасте. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:
1. рассмотреть и проанализировать психолого-педагогические исследования зарубежных и отечественных исследователей по проблеме определения феномена агрессии и ее границ;
2. выявить закономерности агрессии как черты характера, как агрессивного поведения;
3. определить сущность становления и усвоения агрессивного поведения личностью в подростковом возрасте, определение факторов оказываемых доминирующие воздействие на проявление агрессии в подростковом возрасте;
4. сделать анализ результатов проведенного исследования.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--