Курсовая работа: Особенности формирования коммуникативной функции речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
"Иркутский государственный педагогический университет"
Факультет специальной педагогики и психологии
Кафедра клинико-психологических основ дефектологии логопедии
Специальность: 050715 Логопедия
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ
ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Черниговская Инна Борисовна
Научный руководитель: канд. пс. наук, доцент
Инденбаум Елена Леонидовна
Иркутск 2009
Содержание
Введение
Глава 1. Особенности формирования коммуникативной функции речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
1.1 Характеристика коммуникативной функции речи
1.2 Общая характеристика развития речи детей с общим недоразвитием речи
1.3 Особенности коммуникативной функции детей с общим недоразвитием речи
Глава 2. Исследование коммуникативной функции речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
2.1 организация и методики исследования
2.2 Результаты проведенного исследования
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция (КФР) - назначение речи быть средством общения. Но само общение полифункционально. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен интеллектуальной информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера, так и само сообщение, и используемые языковые средства (Р.О. Якобсон). Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи - диалога и монолога.
Среди большого количества вопросов, связанных с развитием детей, выделяется проблема формирования у них коммуникативной функции речи в общей структуре общения.
КФР обеспечивается уровнем общего интеллектуального и речевого развития, степенью и характером включенности ребенка в различные виды деятельности, а также качеством процесса его общения с взрослыми.
В ряде педагогических исследований отмечается, что в детских садах и большого числа воспитанников выявляются задержки и нарушения развития речи, общее недоразвитие речи (ОНР), психоэмоциональные расстройства.
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.
Несмотря на значительный интерес и многочисленные исследования по изучению детей с общим недоразвитием речи в различных аспектах: клиническом (Е.М. Мастюкова), психолингвистическом (В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, В.А. Ковшиков, Е.Ф. Саботович, Л. Б Халилова), психолого-педагогическом (Ю.Ф. Гаркуша, В.П. Глухов, Г.С. Гуменная, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, С.А. Миронова, Т.Е. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.), в плане преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений, несформированности связной речи, незрелости отдельных психических функций, проблема преодоления общего недоразвития речи изучена недостаточно.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--