Курсовая работа: Особенности и основные идеи древнекитайской философии
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Тверской филиал
Кафедра общегуманитарных дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине: «философия»
тема: «Особенности и основные идеи древнекитайской философии»
Студентки П-151
учебной группы 1 курса
факультета психологии
Тугаровой Людмилы Васильевны
специальность: психология
зачетная книжка № ПС - 97/08
Руководитель: Иванов Н.И.
Профессор, доктор философских наук.
Защищена
«__»________2009
Тверь, 2009
План
Введение
«И цзин»
«Лунь юй»
«Дао де дзин»
«Мо-Цзы»
«Хань фей-цзы»
Особенности древнекитайской философии
Специфика философии древнего Китая
Заключение
Список литературы
Введение
Китайская философия, как и китайская культура в целом, в период своего возникновения и развития не испытывала существенного влияния никаких иных, не китайских, духовных традиций. Это вполне исконная философия, в наибольшей степени отличная от европейской.
Китайская классическая философия представляет собой оригинальные, самостоятельно возникшие в Китае философские учения, не включающие иностранный источник и не опирающиеся на него.
Древняя китайская философия весьма специфична. Определяется это прежде всего ее подчиненностью политической и моральной практике, т.е. редукцией к так называемой практической философии. Вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества, упорядочения отношений между "верхами" и "низами" и т.п. были в ней доминирующими. Совпадение с политикой было не только проблемным, но и, скажем так, должностным. Многие философы представляли влиятельные общественные силы и служили министрами, сановниками, послами. "Знание - действие - нравственность" - эта цепочка в Древнем Китае составляла одну из главных линий философствования. Знание оценивалось и отбиралось в соответствии с задачами нравственного совершенствования человека. Высшее знание - знание о добродетелях и правилах поведения великих людей.
Одной из основополагающих черт развития китайской философии следует отметить ее иероглифический[1] характер китайской культуры в целом, в отличие от алфавитной культуры греческого типа.
Истоки тотального натурализма, определяющего специфику китайской классической философии, и своеобразного эквивалента европейской науки логики - нумерологии. Космическая гармония связывает различные аспекты бытия и служит источником покоя (порядка) и в природе, и в обществе. Согласно древним, гармония основывалась на постоянстве двух космических начал - неба и земли, рождающем образы, уподобление которым обеспечивает народу покой.
И еще нельзя не отметить ту специфическую черту китайской классической философии, которая роднит ее отчасти с русской философской традицией, - это господство литературной формы в философских произведениях.
«И цзин»
«И цзин» (другое название «Чжоу и») - «Канон перемен» («Книга перемен») - уникальное произведение китайской литературы. Точная датировка памятника (первая половина 1 тыс. до н. э) спорна до сих пор.
Первый в России исследователь «Чжоу и» Ю. Щуцкий выделил 19 различных трактовок этого текста:
1) гадательный текст,
2) философский текст,
3) гадательный и философский текст одновременно,
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--