Курсовая работа: Особенности использования духовного потенциала религии в воспитании военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации
Введение
1. Сущность и содержание воспитания военнослужащих. Использование религии в воспитании военнослужащих
2. Проблемы использования духовного потенциала религии в решении задач воспитательной работы.
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Влияние религии на военную организацию общества вполне закономерно. Она затрагивает главным образом сферу духовной жизни воинских коллективов, в которых на этапе реформирования Вооруженных Сил возникла острая необходимость обретения новых источников формирования у воинов нравственных мотивов военной службы.
Следовательно, в современных условиях проблема взаимоотношений армии и религии, использования духовного потенциала религии в целях улучшения морально-психологического климата в воинских коллективах становится актуальной. Требует всестороннего изучения, глубокого осмысления и исторический опыт сотрудничество Вооруженных Сил России с религиозными организациями. Несмотря на разную, чаще всего невысокую степень выраженности религиозных чувств, поверхностное знание основ вероучения и низкую культовую активность, многие военнослужащие относят себя к числу верующих. И это обстоятельство необходимо учитывать при организации и проведении общественно-государственной подготовки информировании в воинских коллективах.
Актуальность темы курсовой работы вытекает, с одной стороны, из необходимости реализации прав военнослужащих на свободу совести и вероисповедания в рамках, предусмотренных законом. С другой - из возможности и целесообразности использования духовного потенциала религии в интересах задач, решаемых войсками и силами флота.
Цель исследования обуславливается актуальностью данной проблемы, и заключается во всестороннем анализе духовного потенциала религии в рамках воспитательной работы.
Задачи, решаемые исследованием – определение места и роли мероприятий, связанных с реализацией духовного потенциала религии; определение влияния религии как на отдельных военнослужащих, на воинские коллективы, так и на Вооруженные Силы и страну, вцелом.
Объектом исследования является религия в рамках воспитательной работы.
Предметом исследования является ее духовный потенциал в решении задач воспитательной работы.
1. Сущность и содержание воспитания военнослужащих. Использование религии в воспитании военнослужащих
Воспитание военнослужащих играет определяющую роль в обеспечении их самоотверженного и компетентного выполнения священного долга перед Родиной. Оно вполне обосновано и закономерно считается приоритетным направлением служебной деятельности каждого без исключения командира (начальника).
Поэтому готовность и подготовленность офицера организовать и проводить работу в подразделении в соответствии с общими целями воспитания служат определяющими факторами в решении задач воспитательной работы.
Отечественная история учит: когда Вооруженные Силы имеют идейное единство, они способны оказать сопротивление самому грозному и сильному противнику и победить его. Вооруженные Силы во взаимодействии с религиозными организациями обладают определенным потенциалом духовного воздействия на личный состав.
Воспитание рассматривается по-разному. Прежде всего, под воспитанием понимают социальное явление, связанное с передачей от поколения к поколению всей накопленной человеческой культуры, достижений в духовной и материальной сферах, как социализацию, вхождение человека в жизнь. Эта передача может осуществляться различными путями, в том числе стихийно, помимо желаний воспитателей и воспитанников. В тех же случаях, когда передача накопленного опыта осуществляется специально, преднамеренно, целенаправленно, а не стихийно, этот процесс становится педагогическим и является объектом и предметом педагогической науки, одного из ее разделов - теории воспитания.
В традиционной общей и военной педагогике, как правило, под воспитанием принято понимать целенаправленное воздействие воспитателей на воспитанников в целях формирования и развития у них необходимых качеств . В своих основных признаках такое понимание является верным потому, что отражает наиболее существенные связи и отношения этого процесса. Речь идет о целенаправленном подходе к воспитанию, о том, что в нем имеет место воздействие воспитателей на воспитанников. Его цель состоит в том, чтобы через целенаправленное влияние сформировать и развить у человека качества, необходимые ему для жизни, а у воинов - еще и морально-боевые качества, необходимые для выполнения воинского долга.
Вместе с тем такое понимание воспитания все же не в полной мере отражает его сущность как педагогического процесса, не полностью отвечает потребностям практики, эффективной организации и осуществлению воспитательной работы в современных условиях.
Во-первых, в условиях гуманизации и демократизации общественной и армейской жизни термин "воздействие" ограничивает сферу и способы влияния и взаимодействия между воспитателями и воспитанниками. В практике сложилось так, что под воздействием, как правило, понимается наказание, принуждение, давление и другие подобного рода средства. При этом недооценивается позиция самого воспитанника, его активная деятельная сторона по самовоспитанию и самосовершенствованию, в которых он заинтересован не в меньшей степени, чем воспитатели.
Во-вторых, в теории и практике воспитания исторически сложилось так, что воспитание в существующем понимании сводилось главным образом к работе со школьниками, подростками, детьми в специальных учебно-воспитательных учреждениях: детских яслях, садах, школах и (в какой-то степени) в Вооруженных Силах. Воспитателями выступали профессионально-педагогически подготовленные специалисты: учителя, педагоги, офицеры. Вместе с тем в современных условиях, когда сама жизнь стала педагогически насыщенной и существенно влияющей на формирование человека в любом возрасте, мощным стало влияние средств массовой информации и технических средств, литературы и искусства, неформального общения и т.п., рассчитывать на то, что только специалисты-воспитатели в учебно-воспитательных учреждениях сформируют полноценного человека, не приходится. Воспитанием как управляемым, целенаправленным процессом должны заниматься, прежде всего, государство, общество, их институты и учреждения, а также все те, кто руководит людьми, работает с ними.
Практика подтвердила правильность более широкого подхода к пониманию воспитания. Современная педагогическая практика также дает основания определить воспитание как целенаправленную деятельность общества, государства, их институтов и учреждений, а также воспитателей по формированию и развитию личности военнослужащего, побуждению ее к самосовершенствованию в соответствии с требованиями времени и жизни, уровня развития военного дела.
Это определение (без претензий на полноту и законченность) существенно отличается от традиционного и позволяет по-новому подойти к организации воспитательной работы в армии и на флоте в целом и в любом конкретном воинском коллективе в частности. Основные различия в понимании "воспитания" при этом сводятся к следующему.
Воспитание по содержанию, формам и методам носит ярко выраженный идеологический характер.
Идеология, опирающаяся на государственные интересы, военно-патриотические традиции, веками проверенные на Руси религиозные идеалы, национальную психологию и культуру, исторический опыт Вооруженных Сил, может стать государственно-патриотической доктриной новой системы воспитания военнослужащих. Через систему жизненно важных идей, потребностей и интересов народа (нации) она выражает духовные ценности военнослужащих и является духовно-нравственной основой военно-патриотического воспитания не только личного состава частей и соединений, но и гражданского населения, особенно молодежи.
Религиозные объединения в последние годы все чаще выступают как субъект воспитания военнослужащих, что объясняется возрастанием в обществе интереса к религии, усилением ее влияния на массовое сознание людей.
Следует признать, что религия воздействует, прежде всего, на духовный мир верующих военнослужащих, их нравственные ориентации и жизненные установки, они ощущают моральную поддержку с ее стороны. Таким образом, в ряде случаев религия выполняет компенсаторную функцию, успокаивая и умиротворяя человека, в чем проявляется психотерапевтический эффект религиозного воздействия. Религия, в целом, способствует верующим военнослужащим в личном духовном развитии и совершенствовании.
Целесообразно использовать в воспитательных целях духовный потенциал религии, различных религиозных конфесий в интересах, прежде всего, нравственно-патриотического развития военнослужащих, организуя проведение соответствующей информационно-разъяснительной работы о сущности религии, видах верований и религиозных обрядов, защите Отечества как священном долге и т.д. Верующим военнослужащим необходимо представить возможность отправлять по желанию религиозные обряды в соответствии с их правом на свободу вероисповедания совести и религиозные убеждения.
Организация воспитательных мероприятий включает:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--