Курсовая работа: Особенности изучения эпических произведений в школе на примере поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Введение

Глава 1.Особенности изучения эпических произведений в школе

1.1.Специфика эпоса

1.2. Чтение и вступительные занятия

1.3.Зависимость методики анализа произведения от рода и жанра

1.4.Вопросы теории литературы

1.5.Заверщающие уроки

Глава 2.Изучение поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»

2.1. Вступительное занятие

2.2.Как читать поэму?

2.3.Пути анализа

2.4.Работа с литературоведческими понятиями «сатира» и «юмор»

2.5.Заключительное занятие по «Мертвым душам». Сочинение как итог и контроль знаний учащихся.

Заключение

Список литературы

Введение

Главное, что является условием и основой всех учебных занятий по литературе,—это чтение произведения. От органи­зации чтения зависит во многом успех всей работы над лите­ратурной темой.

Захватит ли книга ученика погрузится ли он в мир, создан­ный художником, или мысли и чувства автора оставят его рав­нодушным, а то и вызовут внутреннее неприятие—об этом всегда думает учитель, готовя первую встречу школьника с произведением. Как она должна пройти? Следует ли предло­жить ученикам, чтобы во время первого чтения они думали над определенными вопросами, делали выписки и пометки, или лучше сделать эту первую встречу с книгой свободной, не осложнять ее аналитической работой? На первый взгляд ка­жется заманчивым прослаивать чтение пересказами, составле­нием планов, беседой в анали­тическую работу, экономится время, а значит, открываются дополнительные возможности для более глубокого анализа.

Литература способна отображать всю многогранность жиз­ни человека и общества. И в этом плане ведущая роль принад­лежит прозе. Именно проза раскрывает, с одной стороны, все глубины и все многообразие человеческой психологии, а с дру­гой — все богатство и сложность связей человека с миром, с обществом, с историей.

Сама по себе проза чрезвычайно разнообразна: от коротких миниатюр и небольших зарисовок до многотомных эпопей или циклов романов, от описательных очерков и остросюжетных повестей до сложных философско-психологических произведе­ний. Все это разнообразие свойственно русской классической и советской литературам.

1. Писатель не просто описывает жизнь. Литературный образ и художественное произведение в целом — сложный акт отра­жения действительности. Жизнь в литературном произведе­нии—это жизнь, осмысленная художником, пережитая и про­чувствованная им. Отсюда обязательное внимание к взглядам художника, его личности.

Прозаические произведения занимают большое место в школьной программе старших классов и по числу названий, и по количеству часов, которое на их изучение отводится. Анализ прозы на первый взгляд легче, чем разбор произведений других жанров, особенно поэзии: более доступен язык, проще вести беседу.

Но в связи с изучением прозы возникают и некоторые до­полнительные трудности в работе учителя литературы. Именно здесь чаще всего допускается сведение смысла, содержания произведения к поверхностному пересказу даже не сюжета, а просто событийной канвы; разговор о героях произведения ведется не как о художественных образах, а как о живых зна­комых людях; составляются формальные, оторванные от худо­жественной ткани произведения характеристики героев, а раз­говор о художественных особенностях произведения подчас выглядит как необязательное добавление к основному мате риалу.

Крупные прозаические произведения приходится изучать в отрывках, что еще больше затрудняет анализ романа или по­вести как единого целого.

Методика анализа литературного произведения широко раз­работана в литературоведении. Этот анализ вклю­чает большой комплекс вопросов, связывающих проблемы со­держания и формы, раскрывающих роль каждого элемента ху­дожественного произведения и их тесную взаимосвязь в созда­нии художественного целого. Анализировать произведение — это значит не только понять характеры отдельных героев и взаимосвязь между ними, раскрыть механизм сюжета и ком­позицию, увидеть роль отдельной детали и особенности языка писателя, но самое главное—выяснить, как все это определя­ется идеей писателя, тем, что Белинский называл «пафосом произведения». Чем значительнее художественное произведе­ние, тем неисчерпаемее возможности его анализа.

Поэтому цель нашей работы: выявить особенности изучения эпического произведения большой формы на примере поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Предмет исследования- методика изучения поэмы «Мертвые души»

Объект исследования -анализ эпического произведения

Задачи исследования:

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 227
Бесплатно скачать Курсовая работа: Особенности изучения эпических произведений в школе на примере поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"