Курсовая работа: Особенности конструктивного мышления старших дошкольников в детском дизайне

Федеральное агентство по образованию и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО "Магнитогорский государственный университет"

Факультет дошкольного образования

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

Особенности конструктивного мышления

старших дошкольников в детском дизайне

Курсовая работа

по детской психологии

студентки 302 группы

очной формы обучения

Дарьи Витальевны Лобановой

Научный руководитель: Труфанов

Петр Александрович, к. п. н.,

доцент

Магнитогорск, 2009

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы конструктивного мышления старших дошкольников

1.1 Анализ понятий, связанных с конструктивным мышлением

1.2 Особенности конструктивного мышления старших дошкольников

Выводы по первой главе

Глава 2. Работа по изучению особенностей конструктивного мышления старших дошкольников

2.1 Отбор и анализ диагностического инструментария для обследования конструктивного мышления

2.2 Психолого-педагогические рекомендации для проведения занятий по конструктивному мышлению

Выводы по второй главе

Заключение

Приложения

Список использованной литературы

Введение

Детский дизайн является посредником между художественным и научным постижением мира. Он служит средством развития различных психических процессов, в том числе и конструктивного мышления.

Понятие конструктивное мышление состоит из понятия мышления и его определения - конструктивное. Мышление является высшим познавательным процессом. Это особого рода умственная практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Оно представляет собой форму творческого отражения действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Многие ученые считают, что важным моментом для развития ребенка является схватывание общей формы, а затем ее уточнение в новый образ (главная концепция гештальтпсихологии) Здесь проявляется мгновенный характер мышления, в основе которого лежит озарение (инсайт) Вертгеймер называет это творческим мышлением, где происходит переконструирование прежних образов при решении проблемных задач. Для развития творческого мышления необходимы условия, способствующие инсайту, то есть поисковая активность ребенка, проявляющаяся в деятельности. Конструктивная деятельность, я считаю, как нельзя лучше подходит как средство для создания проблемной ситуации. В процессе конструирования дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других, овладевают умением соизмерять длину, ширину, высоту предметов и т.д. Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием речи.

Таким образом, особый вид мышления, который возникает в процессе конструктивной деятельности, "конечным продуктом" которого является конструкция, даже точнее говоря, основа, мы условно имеем право называть конструктивным мышлением.

Исследованием данной темы занимались: такие ученые-психологи, как Моляко В.А., Вертгеймер М., Волков Б.С., Поддъяков, Шаталова Н.П. и др. и ученые-практики - Малков В.И., Парамонова Л.А., Ярыгина А.

Существенного развития конструктивное мышление достигает в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст - время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов, в том числе и мышления. А конструктивная деятельность к концу дошкольного возраста (старший дошкольник) приобретает характерные и столь необходимые для развития конструктивного мышления стремления к достижению результата, тематике сложных построек, уровень обобщения высок и т.д., что сама собой направляет на исследование.

Актуальность исследования данной темы объясняется необходимостью создания модуля, основы, конструкции любого готового продукта, которая возникает лишь при использовании конструктивного мышления (мышление помогает создать готовый продукт, который состоит из основы) В повседневной жизни человека окружающие его предметы также изготовлены на основе модуля - мебель, одежда, жилище и многое другое. Используя детский дизайн и развитое конструктивное мышление, появляется возможность преобразовать ненужные вещи, бросовый материал в функциональные и красивые предметы быта.

Применение конструктивного мышления в таких сферах, как строительство, архитектура, производство, искусство облегчает труд человека и позволяет придать сооружениям и предметам точную соразмерность и гармонию. Говоря словами А. Эйнштейна, "это гамма пропорций, мешающих делать плохо и помогающая делать хорошо".

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 313
Бесплатно скачать Курсовая работа: Особенности конструктивного мышления старших дошкольников в детском дизайне