Курсовая работа: Особенности маркетинга в сфере образования
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Специфика и особенности маркетинга в сфере образования
1.1 Сущность и особенности маркетинга в сфере образования
1.2 Функции и принципы маркетинга образовательных услуг
2. Современные тенденции развития рынка образовательных услуг
2.1 Общие тенденции рынка образовательных услуг
2.2 Рынок образования в Республике Беларусь
3. Ситуационное положение учреждения образования "Мозырский государственный педагогический университет" имени И.П. Шамякина на рынке, оценка его сильных и слабых позиций
4. Анализ особенностей маркетинга образовательных услуг УО "МГПУ" имени Шамякина
5. Основные направления совершенствования использования маркетинга в сфере образовательных услуг
Заключение
Список использованной литературы
маркетинг услуга образование университет
ВВЕДЕНИЕ
В странах с развитой рыночной экономикой маркетинг играет весьма существенную роль. Он помогает формировать и развивать спрос на товары и услуги, оптимизировать их предложение, разрабатывать и реализовывать наиболее эффективные стратегии деятельности участников рыночных отношений. В условиях незрелого, формирующегося рынка маркетинг не может проявить себя в полную силу, а его реализация сопряжена со значительными трудностями, однако именно он может помочь существенно сократить трансформационный, переходный период.
Традиционно в условиях рынка необходимость маркетинга возникала по мере того, как отрасль за отраслью подходили к "точке маркетинга" – ситуации, когда наращиваемый объем предложения товаров, услуг впервые уравновешивал доминировавший ранее спрос и в дальнейшем устойчиво превосходил его.
Наша экономика тоже подошла к "точке маркетинга", но иным, более тернистым путем – через превышение темпов падения платежеспособного спроса над темпами падения производства. Эта особенность, легко прослеживаемая применительно к материальным товарам, еще более характерна для сферы услуг, особенно интеллектуальных, хотя проявляется не так выпукло и значительно сложнее, в том числе – в сфере образования.
В целом в мире образование – это одна из наиболее бурно растущих и перспективных сфер экономики. По оценкам специалистов, во всем мире объемы спроса и предложения образовательных услуг растут весьма существенно, особенно в высшем и последипломном образовании, а в наиболее динамично развивающихся странах темп их ежегодного роста достигает 10–15%. Своим потенциалом и логикой развития сфера образования притягивает к себе все более пристальное внимание инвесторов.
Притягательно образование и по итоговой прибыльности вложений. Окупаемость инвестиций в образование составляет от 3 до 6 долларов на каждый вложенный доллар. Однако такая отдача достигается далеко не сразу, отсрочена во времени. Этим обуславливается необходимость тщательно продуманной современной концепции, стратегии и тактики действий хозяйствующих субъектов в этой сфере.
Маркетинговый подход к управлению деятельностью субъектов рынка встречается с особыми трудностями в сфере образования. Традиционно даже в странах с развитой рыночной экономикой образование было и остается преимущественно объектом внимания и поддержки государственных структур, финансируется государством и органами управления на местах; потребность в маркетинге здесь до сих проходит период становления.
В отношении трансформационного периода современная история дает возможность сделать вывод: во всех странах, успешно строивших современный рынок (например, послевоенные Германия и Япония, а также Германия в период после объединения) государство рассматривало сферу подготовки и переподготовки специалистов (т. е. сферу высшего и дополнительного образования) как приоритетную и исходило из этого в своей инвестиционной политике. Эта особая забота государства сводила необходимость маркетинга в сфере образования к минимуму.
Маркетинг особо актуален для системы отечественного образования потому, что ей предстоит структурная (по направлениям, специальностям и специализациям подготовки) трансформация в соответствии с новым качеством спроса на специалистов.
Объектом исследования является сфера платных образовательных услуг а предметом – учреждение образования "Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина".
Целью исследования является определение путей совершенствования маркетинга в сфере образовательных услуг.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
– рассмотрение сущности и понятия маркетинга в сфере образования;
– изучение субъектов и объектов маркетинга в сфере образования;
– определение функций и принципов маркетинга образовательных услуг;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--