Курсовая работа: Особенности морального поведения у детей дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I Теоретический анализ литературы по проблеме развития морально - нравственного поведения дошкольников

1.1 Категории формирования морального поведения

1.2 Формирование морального самосознания в трудах отечественных и зарубежных авторов

1.3 Выводы по первой главе

Глава II Экспериментальное исследование формирования морального поведения дошкольника

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Результаты исследования особенностей морального поведения

2.3 Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ

Психологическое пространство ребенка в дошкольном возрасте начинает приобретать семантическую глубину, появляются и проявляются первые обобщения переживаний, вызванных встречами со скрытыми от непосредственного наблюдения свойствами предметов, в том числе и своих собственных.

Многие исследователи связывают истоки характера человека с реакцией взрослых на опрятность ребенка в детстве. Прослеживается закономерность: чем строже приучают ребенка к опрятности (часто и сильно наказывают), тем агрессивнее и замкнутее характер взрослого человека. Подобные факты были описаны М. Мид, З. Фрейдом, И. С. Коном и другими исследователями.

Изучение психологических особенностей формирования морального самосознания и овладение самоконтролем зависит от индивидуального своеобразия эмоциональных состояний личности, должно учитывать логику нравственного развития, что обусловливает актуальность данной работы.

Дошкольный возраст является переходным от внешнего, формального принятия требований взрослого к усвоению их, превращению в мотивы поведения. В это время наряду со становлением стабильных свойств психической реальности ребенок осваивает и ее динамические качества. В.И.Гарбузов, используя данные многолетних наблюдений, писал о том, что «он и ударит осознанно, а, ударив, ждет, что будет, - стерпят или нет, и если стерпят, то ударит снова и уже сильнее. Он идет на конфликт, испытывая терпение родителей, познавая уровень допустимого».

Работы, посвященные проблемам социального научения детей, убеждают в необходимости рассматривать упрямство и негативизм детей этого возраста как пробу качеств, свойств психической реальности.

Проблема формирования морально-нравственного самосознания детей дошкольного возраста изучалась в работах различных психологов - Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, Л.И. Божович, Л.Ф. Обуховой, Л. Колберга, Ж. Пиаже, З. Фрейда, Д.Б. Эльконина, С.Г. Якобсона, А. Валлона.

Цель данной работы: изучение особенностей формирования морально-нравственного поведения у детей 5-6 лет.

Объект исследования: морально-нравственное самосознание личности дошкольника.

Предмет исследования: проявление морально-нравственных качеств самосознания личности в поведении дошкольника:

В основу исследования положена следующая гипотеза исследования: формирование морального поведения дошкольников носит не внутренний характер, а является следствием внешнего воспитательного воздействия.

Для достижения цели использованы следующие методы:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической и социальной литературы по проблеме исследования.

2. Психодиагностические методы

3. Эмпирические методы: наблюдение, беседы.

4. методы количественного и качественного анализа.

Исследование проводилось на базе ДОУ «Золушка» г. Заводоуковска. Исследования проводились на выборке из 20 дошкольников, из них 8 мальчиков и 12 девочек, в возрасте 5 – 6 лет.

Практическая значимость работы заключается в систематизации психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме развития морального поведения у детей дошкольного возраста.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МОРАЛЬНО–НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 КАТЕГОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В дошкольном возрасте появляется повышенная чувствительность ребенка к экзистенциальным переживаниям, обозначение границ Я – концепции через установление дистанции с другими людьми, формирование обобщенной концепции другого человека. Сензитивность, повышенная чувствительность ребенка к содержанию его Я – концепции делает его очень уязвимым к любым воздействиям других людей. Именно защищенное окружение является ресурсом его развития.

В истоках начального морального развития сталкиваются идеальная реальность Я – концепции и концепции другого человека с их бытовым проявлением, персонифицированным чужими и своими людьми.

Сохранению целостного мира отношений с другими людьми способствует овладение ребенком нравственными и этическими категориями Добра и Зла. Недаром во все времена детям рассказывали сказки, где борьба между этими метафизическими силами заканчивалась торжеством добра [2, с. 8].

Дети моделируют взаимоотношения людей, разыгрывая какие-либо сюжеты в играх. Они создают модели, отражающие взаимосвязи, между предметами замещая реальные предметы. Рисунок выступает в качестве наглядной модели изображаемого объекта или ситуации. Создаваемые конструкции представляют объемные модели предметов.

В дошкольном возрасте происходит значительное расширение рамок общения с взрослыми, прежде всего за счет овладения речью. Речь выводит коммуникативные контакты за пределы конкретной ситуации, расширяет их границы. Общение происходит по поводу познавательных, нравственных, личностных проблем. К тому же ребенок общается не только с близкими людьми, педагогами, но и с посторонними, интенсивно развиваются формы и содержание общения со сверстниками, превращаясь в мощный фактор психического развития, который влечет за собой освоение соответствующих коммуникативных умений и навыков.

Сюжетно-ролевая игра, в этот период, становится ведущим видом деятельности. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции.

Игра – это деятельность, в которой ребенок осваивает всю систему человеческих отношений.

Начинает формироваться произвольность психических процессов. Прежде всего, развивается произвольное восприятие, внимание и память. Потребность в общении со сверстниками вынуждает ребенка точно выполнять правила игры, а это требует специальных усилий и целенаправленности.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 209
Бесплатно скачать Курсовая работа: Особенности морального поведения у детей дошкольного возраста