Курсовая работа: Особенности общения в подростковом коллективе
Значение общения в жизни человека. Отрочество как этап жизни и некоторые психолго-педагогические характеристики переходного возраста. Особенности общения в подростковом коллективе.
Введение
Человек - существо социальное. Включенность личности в общественные отношения обуславливает тезис о первостепенной роли социального общения в этом процессе.
В связи с огромной определяющей ролью общения в развитии и формировании личности, в нашей науке за последние годы обнаружился острый интерес к его изучению, который в свою очередь породил большое количество подходов к проблеме общения в области философии, социологии, социальной психологии.
Поскольку общение играет важнейшую роль в жизни человека, особо важным является изучение особенностей общения на разных этапах онтогенетического развития и учёт их в своей работе по воспитанию подрастающего поколения психологами и педагогами.
Принимая во внимание все вышесказанное, темой своего исследования мы выбрали проблему особенностей общения в подростковом коллективе.
Объектом исследования является подросток (подростковый возраст).
Предметом исследования - общение подростков, как в школе, так и вне ее, их взаимоотношения: товарищество, дружба, любовь.
Цель курсового исследования - выявить наиболее характерные особенности общения в подростковом возрасте с целью оптимизации воспитательного процесса в школе.
Задачи:
1) изучение накопленного теоретического материала по проблеме общения в подростковом возрасте;
2) обобщение и систематизация изученного материала, выделение наиболее характерных особенностей общения детей в переходном возрасте;
3) анализ положительных и отрицательных черт общения подростков между собой;
4) разработка рекомендации по организации воспитательной работы с подростками в школе на основе учета их особенностей общения.
Гипотеза курсового исследования: выявление особенностей общения подростков позволит разработать педагогические рекомендации по организации воспитательного процесса в школе.
Глава 1. Значение общения в жизни человека.
Есть только одна подлинная ценность - это связь человека с человеком.
Антуан де Сент-Экзюпери.
В российской педагогической энциклопедии дается следующее определение общения: общение - это взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности.
Общение - один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода.
В психологии при анализе общения выделяются его разные аспекты:
- «коммуникация» (обмен информацией между людьми),
- «социальная перцепция» (восприятие и понимание человека человеком),
- «интеракция» (взаимодействие).
Практически общение выступает как совокупность этих компонентов.
У человека существует самостоятельная потребность в общении, не сводимая к др. нуждам (в пище, тепле, безопасности, во впечатлениях, в активности и др.) потребность к познанию самого себя и др. людей, т. е. к оценке и самооценке. К 2,5 месяцам у детей можно констатировать оформление потребности в общении [20].
Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими функциями, кoтopоe оно выполняет. Во-первых, в общении осуществляется обмен информацией между людьми. Информационно-коммуникативная функция в той или иной форме и степени связана со всеми формами деятельности людей.
Далее, общение выполняет так называемую регуляционно-коммуникативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей, шкала социализации человека. Не удивительно, что именно в общении человек познает и переживает свою значимость. Поэтому его правильная направленность становится источником, одним из важнейших путей формирования человеческой личности.
Наконец, общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку и в конечном счете формирует тот эмоциональный фон, на котором осуществляется наша деятельность, и который в немалой степени определяет само мироощущение. Эта функция общения в социальной психологии получила название аффективно-коммуникативной. В реальном общении все его функции органически сливаются, независимо от его формы. Даже в отдельном акте общения нередко все они присутствуют [24].
Добрович в своей книге «Воспитателю о психологии и психогигиене общения» задает своим читателям вопрос «для чего общаться?» и сам дает на него ответ: общение служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом познания и основой сознания для отдельного человека (а ведь только благодаря этому возможно существование общественного сознания и культуры); наконец, общение служит самоопределению личности, без чего человек выпал бы из совместной деятельности и оказался бы вне человечества - потерянным и беспомощным... Сказанного достаточно; сам вопрос «для чего общаться» есть проявление присущей нам привычки и тяги к общению...
Исходным моментом для исследования проблемы общения и обособления личности в обществе может служить известное положение К. Маркса: «Человек есть в самом буквальном смысле общественное животное, не только животное, которому свойственно общение, но животное, которое только в обществе и может обособляться».
Входя в различные общности, человек выступает в них и как субъект, и как объект общения. То есть в процессе общения он испытывает на себе влияние окружающих и, в сою очередь, оказывает определенное воздействие на них в процессе коммуникативного взаимодействия. Еще Аристотель в своей «Риторике», как бы давая наиболее общую схему коммуникации, отмечал, что для осуществления любого акта человеческого общения необходимо по крайней мере 3 элемента: 1) лицо, которое говорит; 2) речь, которую это лицо произносит; 3) лицо, которое эту речь слушает.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--