Курсовая работа: Особенности религиозной экскурсии по православному храму Архангела Гавриила
Экскурсия. С этим словом у каждого из нас связаны воспоминания о туристских поездках, новых местах, эмоциональных переживаниях. Трудно представить себе человека, который бы за всю свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях. В детском саду малышей водят в зоопарк для знакомства с диковинными зверями, осенью – в ближайшую рощицу - полюбоваться золотом увядающей природы и собрать опавшие листья. В школе ученики посещают музеи, предприятия, участвуют в экскурсиях по своему родному краю. Став взрослыми, мы сами выбираем интересующие нас экскурсии, на которых можно повстречаться с чем-то малознакомым, но крайне любопытным, или еще раз увидеть уже известное, чтобы открыть в нем что-то новое для себя, без чего жизнь просто-напросто скучна, неинтересна. Экскурсия сопровождает нас всю жизнь. Она прекрасный учитель, соблюдающий незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Экскурсия для ее участников – интеллектуальное удовольствие, а для экскурсовода – это сложный творческий процесс, успех которого зависит от глубины краеведческих знаний и от того, владеет ли экскурсовод отточенной техникой ведения экскурсии, обладает ли талантом педагога и актера.
Экскурсия – сердцевина туризма. Лишь сложные спортивные походы и немногочисленные специализированные туры (например, охотничий и рыболовный) могут обойтись без нее. При организации остальных видов туризма – экскурсии обязательно включаются в программы поездок.
Тема моей экскурсии связана с православной религией. Современная молодежь имеет достаточно скудные знания о зарождении православной религии, ее истории, церковных праздниках, жизни и деятельности святых, поэтому цель моей экскурсии – рассказ о нравственно-этических основах православия; объяснение смысла обрядов и традиций Русской православной церкви, показ роли Русской православной церкви в истории России, знакомство студентов с домовым храмом БелГУ.
Религия занимает важное место в жизни человека. Многие из нас проходили в детстве обряд крещения еще до конца не осознав, что это такое и какова суть этого обряда. Другие сделали это уже будучи взрослыми, прекрасно понимая цель этого действия. Некоторые люди соблюдают все посты и религиозные праздники, пытаются жить по законам божьим.
Цель религии состоит в том, чтобы научить человека жить в гармонии с природой, самим собой и другими людьми, не наносить обиду ближнему своему, помочь ему перенестись из мира жестокой реальности в мир добра и красоты религиозных обителей.
Надо признаться, что в настоящее время в наш прогрессивный, суматошный век с его компьютерными технологиями религия все же стала отодвигаться на второй план, особенно в нашей стране. Не последнюю роль в этом сыграло уничтожение прекрасных по своей архитектуре культовых сооружение и запрещение проведения церковных обрядов. В 20 веке была предпринята попытка заменить церковную религию коммунистической. Но все же необходимо отметить, что в последние годы именно церковь стала прибежищем для многих россиян. Церковные общины становятся центрами духовного возрождения нации. Недаром нашу эпоху современники называют «вторым крещением Руси», что очень легко можно объяснить усталостью людей от разобщенности, безверия и агрессивности, меркантильности и жестокости.
В 1990-е годы началось формирование новой экскурсионной тематики, связанной с религиозным содержанием. Объектов показа для создания подобных экскурсий было предостаточно, несмотря на потери, понесенные церковью в разное время в связи с целенаправленным разрушением храмов. Сегодня экскурсии на религиозную тематику созданы в стране повсеместно. Экскурсии в храмы стали популярными как для прихожан различных приходов, так и для граждан, никогда ранее не посещавших церковь.
Глава 1 Особенности религиозных экскурсий
1.1 Сущность религиозной экскурсии и особенности методики ее подготовки
Создание экскурсии – сложный процесс, требующий от организаторов экскурсионного дела больших творческих усилий. Подготовка экскурсии – это всегда разработка новой темы экскурсии, обусловленной предполагаемыми запросами потенциальных клиентов туристского предприятия и определяемой экскурсионными возможностями своего города, региона. Процесс подготовки новой экскурсии включает в себя определение темы, постановку цели и задач экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение литературных источников по теме экскурсии, экспозиций и фондов музеев, консультации у специалистов, написание контрольного текста экскурсии, комплектование «портфеля экскурсовода», выбор методических приемов проведения экскурсии, составление технологической карты экскурсии.
В основу подготовки экскурсии должны быть положены главные принципы и требования педагогической науки: взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и системность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей экскурсантов.
Экскурсия имеет свою четко определенную тему. Это то, что положено в ее основу, на чем строится показ и рассказ. Тема в экскурсии – предмет показа и рассказа. Она является критерием для отбора экскурсионных объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода. Формирование темы представляет собой краткое и концентрированное изложение основного содержания экскурсии. Тема играет решающую роль в объединении внешне разрозненных частей экскурсии в единое целое.
Нельзя браться за создание экскурсии, предварительно не обозначив ее цели. Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь. Верно сформулированная цель имеет важнейшее значение как при создании экскурсии, так и при дальнейшем ее проведении. Цели подчиняется все, что показывается и о чем рассказывается в ходе экскурсии.
Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цель. Цели и задачи определяют окончательный отбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей.
В 90-е годы 20-го столетия в России вместе с переменами в политической и экономической жизни страны произошли серьезные изменения в общественном сознании по отношению к церкви. Религия вновь становится весомой общественной силой, способной влиять на политику, экономику, нравственность. Реставрируются и строятся новые церковные здания, резко увеличивается число прихожан в храмах, растет интерес к религии среди различных слоев общества.
Одной из форм утоления жажды знании по истории и таинствам религии являются экскурсии в храмы. В настоящее время преобладающее большинство из них организуется для школьников и студентов. Проведением экскурсий занимаются зачастую школьные учителя, многие из которых имеют отрывочные сведения о религии и не владеют методикой проведения экскурсий на религиозные темы. Это связано с тем, что пока еще нет широких возможностей где-либо с ней познакомиться, так как отсутствуют методические пособия и развитая система подготовки экскурсоводов, владеющих навыками проведения экскурсий на религиозные темы.
Экскурсионная методика складывалась в России на протяжении длительного времени. В 1916 г. в журнале «Русский экскурсант» была опубликована первая классификация экскурсий, включающая восемь ее типов и краткие методические указания по их проведению. Но в классификации отсутствовал тип экскурсий на религиозные темы, что легко можно понять. В те времена практически все граждане страны являлись прихожанами различных приходов. В школах учащимся преподавался закон Божий. Население России имело достаточно полное представление об истории религии, о святых, церковной атрибутике, церковных таинствах и праздниках.
В различных епархиях и монастырях существовали паломнические службы. Занимались они организацией паломничеств, но не экскурсиями по храмам, в которых не было потребности.
В 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Его председатель В.И. Ленин по отношению к религии взял на вооружение известное высказывание К. Маркса «Религия — опиум для народа». Партия большевиков объявила войну религии и на протяжении более 70 лет декрет 1918 г. служил основой для законодательных актов, определяющих отношение советской власти к религиозным объединениям и носители веры. Кто мог осмелиться организовывать экскурсии в храмы, которые повсеместно разрушались, превращались в складские помещения?!
Поэтому теоретики экскурсионного дела советских времен выделяли 8 типов тематических экскурсий: исторические, историко-революционные, военно-исторические, производственно-экономические, природоведческие, искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные, среди которых не было и не могло быть экскурсий на религиозные темы.
В настоящее время назрела необходимость рассмотреть такие экскурсии как самостоятельный предмет исследования в связи с их реальным существованием в практике экскурсионного дела и ярко выраженными отличиями от тематических экскурсий других типов.
Подготовка экскурсии по храму, как и любой другой экскурсии, начинается с определения цели. Цель - это то, к чему стремится экскурсовод при проведении экскурсии, идеальное, мысленное предвосхищение результатов его просветительской деятельности. Цель определяет выбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии, подбор литературные источников и текстов для цитирования. Четко сформулированная цель оказывает определяющее влияние на все содержание экскурсии.
В теории экскурсоведения указывается несколько основных целей, которые должны достигаться при проведении экскурсий: воспитание любви и уважения к Родине, трудовое воспитание, уважения к другим народам, эстетическое воспитание.
В экскурсиях по православному храму не потеряли своей значимости такие цели, как воспитание любви и уважения к своей Родине; эстетическое воспитание. Но можно указать и другие цели, свойственные экскурсиям по храмам. Некоторые из них: показ роли Русской православной церкви в истории России; ознакомление с нравственно-этическими основами православия; объяснение смысла обрядов и традиций Русской православной церкви.
Принятие христианства по византийскому обряду (православия) произошло на Руси в 988 году. Князь Владимир приказал уничтожить всех языческих идолов и исповедовать новую веру. Это была одна из основных вех в культурно-историческом и духовном развитии народов Российского государства. Многие известные литературные шедевры принадлежат перу церковных авторов. Усилиями священнослужителей создавались учебные заведения и библиотеки. Православная религия всегда составляла важнейший элемент культуры, непосредственно участвовала в формировании российской цивилизации. Именно православие сыграло важнейшую роль в объединении русских земель вокруг Москвы, формировании Московского, а затем и Российского государства. Военно-политические последствия выбора веры оказались чрезвычайно велики.
В годину суровых испытаний, выпавших на долю Советского Союза в период Великой Отечественной войны, от помощи православных священников не отказывались даже партийные и государственные деятели страны. Примером этого могут служить контакты митрополита Илии с И.В. Сталиным.
В 1941 году в самом начале войны митрополит Гор Ливанских Илия (Салиб) имел видение Божией Матери, которая объявила ему, что Ленинград будет спасен, если Казанскую икону Божией Матери с крестным ходом обнесут вокруг города.
Митрополит связался с представителями русской церкви и с советским правительством. Терять Сталину было нечего, и он дал разрешение на этот крестный ход митрополитам Сергию и Алексию. Казанскую икону вынесли из собора и пронесли по осажденному городу, укрепив тем самым боевой дух защитников Ленинграда. И город выстоял.
Чудотворная икона была отправлена в Сталинград, где перед нею непрерывно служились молебны и панихиды. Победа под Сталинградом стала переломным моментом во всей Второй мировой войне. Казанская Богородица помогла советским войскам и при штурме Кенигсберга.
В 1947 году И.В. Сталин пригласил митрополита Гор Ливонских Илию в Россию для вручения ему Сталинской премии за помощь России во время войны. Но от премии Илия отказался, сказав, что монаху деньги не нужны, и сам внес 200 тысяч долларов на помощь детям-сиротам.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--